Найти в Дзене
Строки на веере

Коты и христианство

Оглавление

В христианстве отношение к кошкам всегда было несколько напряженным. К примеру, в Библии кошка упоминается всего два раза; в первый раз в Книге пророка Исайи (Ветхий Завет) и второй раз в неканоническом Послании Иеремии. Причем эти редкие упоминания не несут в себе никакого религиозного либо философского контекста. О кошках в них говорят как о домашних животных, вечно крутящихся возле людей.

Во времена раннего христианства в коптском Евангелии упоминались кошки, вершащие суд над людьми после смерти. Должно быть, эта версия загробного мира перекочевала в коптское Евангелие из Египта.

В католичестве святая Гертруда Нивельская традиционно изображается с маленькой кошечкой.

-2

В день Святой Агаты, 5 февраля, француженкам запрещалось работать. К тем же, кто нарушал это правило, святая являлась в образе злой кошки, которая и карала неразумных трудоголичек зубами и когтями.

Святой Франциск Ассизский, о котором известно, что он любил всех животных без исключений, по всей видимости, время от времени брал с собой на проповеди кота. Во всяком случае, существует легенда, что во время эпидемии, которых в то время хватало, от чумной крысы его спас кот, неожиданно выскочивший у святого из рукава.

Получается, что либо Франциск призвал себе на помощь волшебное животное, что-то вроде патронуса[1] в «Гарри Поттере», либо кот был ручным и Франциск действительно нес его куда-то, привычно сунув за пазуху.

-3

В день памяти Святого Франциска в католических церквях благословляют домашних животных, и в особенности кошек.

На Руси ведьм не жгли и животных не называли слугами дьявола, даже не пытаясь затевать над последними судебные процессы.

Во время эпидемий заразу распространяли крысы, и борющиеся с ними кошки нередко ценились на вес серебра. То есть на одну чашу весов ставили кошку, а на другую клали серебро. В такое время кошка могла стоить наравне с волом, а вол стоил три серебреных гривны (гривна — слиток серебра весом 205 граммов). За убийство кошки взималась 1 гривна серебром.

В XVI-XVII веках кошки в России жили во всех домах и было их очень много. Об этом сообщают побывавшие здесь иностранцы. А в «Домострое» подробно рассказывается, как лечить укус «зверя, именуемого кот». В XVIII появились специальные пособия по лечению домашних животных, в которых говорилось и о кошачьих болезнях.

Николай-кошатник

Монастырь Святого Николая-кошатника (Ayios Nilolaos ton Gaton) расположен на Кипре, около города Лимассол. Этот монастырь взял на себя благородную повинность кормить всех окрестных кошек, сколько бы их там ни оказалось.

-4

Дело в том, что когда-то именно коты избавили окрестности от ядовитых змей.

Раз в году, а именно 19 декабря, в день Святого Николая, рыбаки Кипра отдают весь свой утренний улов кошкам. Считается, что, только этим способом можно обеспечить себя хорошей рыбалкой в следующем году.

Кстати, Николаю Кошатнику принято молиться, отдавая котят в добрые руки или отправляясь вместе с котом в путешествие.

-5

Впрочем, если сама церковь мало уделяла внимания общению с котами, этого нельзя сказать о представителях духовенства, которые любили котов. К примеру, в своей книге «Что запомнилось из прошедшего» Протоирей Сергей Правдолюбов вспоминает, что однажды c Патриархом Алексием I произошел забавный случай: «В какой-то большой праздник отворяются Царские врата, а откуда-то сбоку вдруг выходит красивый откормленный кот, хвост трубой, и медленно и торжественно шествует впереди Патриарха на литию. Кота отловили, привели к Святейшему, посадили на стул, и Святейший совершенно серьезно обратился к коту: “Кот, а кот! Что же ты Устава не знаешь?! Разве можно выходить на литию впереди Патриарха? Ты должен выходить позади всех, после протоиереев и иереев. Чтобы этого больше не повторялось”. Все вокруг смеялись, но так и не поняли, усвоил кот урок литургики или нет».

Через дружбу с кошкой к райским вратам

Согласно старинной французской легенде, кошка — единственное живое существо, сохранившее память, как добраться до Эдемского сада. То есть кошка знает туда дорогу и может ее показать.

Однажды кошка уже доказала, что вполне владеет памятью предков, приведя к райским вратам Иакова.

Монастырский кот Пангур Бан

Текст стихотворения о коте Пангур Бане, Белом Шаляй-Валяе, был найден в аббатстве Райхенау в молитвеннике. Считается, что молитвенник принадлежал ирландскому монаху, хозяину белого кота Пангур Бана. По прихоти судьбы имя монаха не сохранилось, но есть предположение, что, возможно, автором стихотворения является Седулий Скотт.

Пангур — кот, а я — монах,
Дружно мы живем в стенах
Тесной кельи, но она
Нам нисколько не тесна.

Наступает ночь — вдвоем
На охоту мы идем.
Кот — за мышкой в закрома,
Я — за мыслями в тома.

Ремесло мое старо:
Лист, чернильница, перо.
А кошачье ремесло
Не несет монаху зло.

Пангур Бан умен и смел,
Мышку он поймал и съел,
Да и мой улов нехил –
Смысл трактата уловил.

К совершенству день за днем –
кот при мне, а я при нем,
Помогаю я ему –
Разгоняю мыслью тьму!

(перевод Татьяны Громовой)

-6

В 2009 году в мультфильме «Тайна Келлс» появился белый кот по кличке Пангур Бан, который все время находится в обществе монаха (святого Айдана).

[1] Патронус (англ. Patronus, от лат. patronus - защитник) — магическая сущность, вызываемая заклинанием «Экспекто патронум». Может быть выражена как просто облако серебристого пара, так и обретать различные формы (так называемый «телесный патронус»). Принимают обычно вид какого-либо животного, соответствующего характеру вызвавшего его волшебника.