Найти тему

Progressive Rock and Fusion. Лучшие альбомы жанра.

Фото из сети.
Фото из сети.

Мир академической музыки огромен и многогранен. И в этом мире мне нравится, практически, всё. Я очень люблю произведения эпохи барокко, а так же классицизма, романтизма, импрессионизма и современного модерна. Мне нравится Русская классика 19го века и современная 20го. Но мой музыкальный кругозор не ограничивается только одной академической музыкой. Я так же люблю джаз, блюз, психоделию, рок и металл. Но одним из моих самых любимых стилей является прогрессивный рок. Хочу немного раскрыть эту тему.

До середины 60х годов почти вся поп-музыка была в основном развлекательная. Репертуар групп того времени обычно состоял из коротких, в основном танцевальных песен. Их форма была стандартной – куплет, припев, короткая инструментальная импровизация и повтор темы. От этого стандарта почти никто не уходил. Но в дальнейшем музыкантам стало скучно играть по такому шаблону, и они стали экспериментировать. К тому же, у музыкальных электроинструментов к этому периоду появились новые возможности. В то время мало кто из музыкантов имел специальное образование. Уровень их игры был невысоким. Но в рок-музыке профессионализм вовсе не являлся главным фактором успеха. Если в академической музыке исполнительскому мастерству всегда уделялось особое внимание, то рок-музыкантам главное было выразить свои эмоции. И ещё одним из важных факторов в рок-музыке являлся индивидуальный почерк. И когда у музыкантов были свежие мысли, фантазии, эмоции, и свой саунд, им удавалось создавать настоящие хиты.

Одними из моих самых любимых стилей в то время были хард-рок и блюз-рок. Я очень любил подзарядиться энергетикой групп, играющих в этом направлении. Но самый мой любимый жанр в современной музыке - это прогрессивный рок. Этот стиль не умещается в определённые рамки. В нём используются самые разные направления. Элементы академической музыки, джаза, фолка, харда, психоделии. И в этом жанре одних только эмоций бывает недостаточно, здесь необходима богатая фантазия и высокая техника исполнения. Музыканты, работающие в этом жанре профессионалы превосходно владеющие своим ремеслом. Но главное их достоинство - это умение мыслить нестандартно. В отличие от песенных схем – куплет/припев, их композиции более масштабные, многочастные, построенные на контрастах, с постоянными изменениями темпа и модуляциями. Некоторые коллективы прогрессивного жанра злоупотребляли излишней попмпезностью. Их музыка выглядела слишком пафосной и порой даже слащавой. А слащавость в рок-музыке я не приемлю, гораздо интереснее слушать жёсткие психоделические пьесы. Но и психоделия в современном прогрессиве стала уже не та, которая была у любительских групп 60х. исполнявшаяся под воздействием травки. А более зрелая, продуманная, с использованием таких созвучий, которые действовали на подсознание и кружили головы даже искушённым слушателям. И ещё я очень люблю в такой музыке непредсказуемость. Немногим музыкантам удаётся удивить слушателя и соединить в своих произведениях простое и сложное. Но у кого это получалось, такая музыка завораживала. Её постоянно хотелось переслушивать, и открывать для себя что-то новое.

Но вернёмся к истории. Многие музыканты в те годы не топтались на месте, а пошли дальше. Они оттачивали и усовершенствовали своё мастерство, искали новые идеи. И результаты не заставили себя долго ждать. В конце 60х выстрелило огромное количество групп, исполняющих интеллектуальную музыку. Их композиции были масштабные, многочастные и контастные, с нестандартной гармонией, непредсказуемыми поворотами, виртуозными инструментальными пассажами и психодельной начинкой. Критики называли такой стиль арт-рок, от слова искусство. В дальнейшем мыслящие музыканты стали каждый тянуть одеяло в свою сторону. Некоторые тяготели к академической музыке, некоторые к джазу, некоторые к харду, некоторые к психоделии. Но основой их музыки был всё тот же интеллектуальный рок. Критики решили его окрестить прогрессивным. Ведь тот же, италопрог, латинский и африканский рок, с многими альбомами, которыми мы восторгаемся, это тоже национальные ответвления прогрессивной музыки. В дальнейшем прогрессивный рок не застыл на месте, а обрёл очень много разных направлений. В 80х музыканты стали применять его элементы в металле. И после этого «бензопилы» и «бетономешалки» заиграли совсем другую музыку, интересную, умную и разнообразную. А с 90х годов музыканты стали в своих альбомах объединять многие течения прогрессивного жанра. В их работах можно было услышать элементы хард рока, металла, блюза, фолка, этнической музыки, психодельной, джаза, и самое главное, современной авангардной академической музыки. У тех, кому удавалось совместить все эти качества и исполнить такую музыку с умом и вкусом, рождались шедевры. У современного прогрессивного рока нет границ. Музыканты и по сей день не перестают удивлять нас новыми находками и открывают для своих слушателей новые горизонты.

Выставлю 33 альбома этого жанра из своей коллекции с кратким описанием. По одному альбому каждой группы.

1. King Crimson- Red (1974) Это замечательный альбом, в котором отлично сочетаются сила, мощь, психоделия, авангард и удивительные красивейшие мелодии. В альбоме 5 пьес, которые имеют совершенно разный характер и своё настроение. Но вместе они создают прекрасное музыкальное полотно, от которого невозможно оторваться. Начинается альбом с мощнейших рифов одноимённой композиции Red. Тяжесть и напряжение ощущается в ней каждой клеткой. Но никакого негатива при этом не чувствуется, а напротив, весь организм подкрепляется позитивной энергетикой. Далее идет баллада Fallen Angel, грустная, меланхоличная, необычайно красивая и при этом очень непростая. Фриппу всегда удавались совмещать простое и сложное, красивые мелодии и сложные гармонические психодельные навороты. Следующая пьеса One More Red Nightmare, пожалуй, самая сложная по содержанию. Она строится на контрастах и в ней сочетаются множество разных стилей современной музыки. Атмосфера композиции очень напряжённая, а саксофонные выкрутасы делают её ещё более выразительной. Вторую сторону альбома открывает Providence. Тихие звуки скрипки действуют гипнотически, но расслабиться слушателю надолго не получится. Гитара и бас берут власть в свои руки, темп вновь увеличивается, напряжение нарастает, и вдруг всё обрывается. А далее начинается самая фантастическая композиция Starless. Эта пьеса - кульминация всего альбома. Начинается она с таинственных звуков гитары Фриппа и завораживающего голоса Веттона. Его вокал очень удачно вписался в этот альбом. Невероятно красивая баллада постепенно затухает и переходит в следующую фазу. Басовые рифы поддерживаются гитарой с саксофоном и нагнетают темп. Напряжение вновь возрастает, атмосфера накаляется до предела. Стрелки на манометре переходят на красную шкалу, и происходит взрыв. И всё же в финале композиции вновь прослушиваются тёплые тона, которые пробиваются сквозь всёго этого безумного хаоса и приоткрывают нам свет в конце тоннеля. Шедевр!

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

2. Genesis – Foxtrot (1972). Когда я слушаю этот альбом, впечатление такое, что я попадаю в сказку. Столько таинственных, фантастических картин и миров открывается в этой удивительной музыке. Трудно описать словами впечатление от этого альбома. Это очень яркое и красивое музыкальное полотно. Но, в то же время, эта работа весьма непростая для восприятия. Альбом очень многогранен, в нём начертано много запутанных линий. И попадая в этот лабиринт музыкальных течений, просто теряешься в их многообразии. От этого он становится ещё интересней и никогда не надоедает. Я знаю Foxtrot практически, наизусть. Но, каждый раз переслушивая его, делаю для себя массу новых открытий. Шедевр!

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

3. Gentle Giant - The Three Friends (1972) Сколько удивительных находок и решений было сделано музыкантами в этом альбоме. Многоголосие, ступенчатый ритм, полифония. Никто в то время так не играл. Очень зрелая работа. А материал в ней очень мощный, яркий, контрастный и непредсказуемый. У этого альбома, практически, нет слабых мест. Шедевр!

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

4. Van Der Graaf Generator - World Record (1976). Великолепный альбом! Мрачный, красивый, некоторым он кажется слишком депрессивным, но, на мой взгляд, он от этого только выигрывает. Это первый Генератор, который я услышал и был им совершенно очарован. Особенно меня впечатлила масштабная, контрастная, многочастная композиция Meurglys III, the Songwriter's Guild. Сколько в ней всего намешано, голова идёт кругом. Шедевр!

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

5. Yes -Relayer(1974). Классика жанра. В этом альбоме, на мой взгляд, совсем нет слабых мест. Он очень яркий, многогранный, красивый, с отличными аранжировками и виртуозными инструментальными пассажами. Альбом содержит три масштабные пьесы, которые выдержаны в лучших традициях симфо-рока. В этом альбоме меньше пафоса чем в предыдущих и больше психоделии. Он очень многогранен и динамичен. Пожалуй, это самый тяжёлый и серьёзный альбом Yes, но при всём этом он необычайно красив. Шедевр!

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

6. Emerson Lake & Palmer - Brain Salad Surgery (1973) Очень техничная и зрелая работа, мастеров жанра. Прекрасный, яркий, красивый, разнообразный и техничный альбом. В нём, практически, нет слабых мест. Виртуозные инструментальные пассажи здесь перекликаются с красивой лирикой. Шедевр!

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

7. Jethro Tull - Thick As A Brick (1972) Знаю, что многие не любят у JTих проговый период, но лично для меня он самый любимый. А этот альбом, на мой взгляд, является наиболее глубоким и серьёзным произведением Jethro Tull. На обеих сторонах диска содержится одна грандиозная композиция. В основе её лежит всего лишь одна тема, но насколько богаты и разнообразны её ответвления, фантазии и инструментальные вариации. Альбом слушается на одном дыхании, и в нём тоже совсем нет слабых мест. Шедевр!

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

8. Pink Floyd – Animals (1977) Это удивительный альбом! На первый взгляд, он кажется проще и прямолинейней Дарксайта, WYWH и Стены. Но, это только на первый взгляд. Уникальная работа. Несмотря на то, что я знаю его наизусть, оторваться от него невозможно. В нём заложен очень глубокий философский смысл, как в текстовой, так и в композиционной музыкальной части. Как известно, этот концептуальный альбом написан по книге Джорджа Оруэлла «Скотный двор». Начинается и завешается он простенькой миниатюркой под акустическую гитару «Свиньи в полёте». А между ними исполнены три глубокие пьесы с символическими названиями «Собаки, Свиньи и Овцы». Атмосфера альбома потрясающая. Музыканты открывают нам фантастические миры, в которых раскрывают образы этих животных. Композиции пропитаны духом психоделии, в них периодически прослушиваются лай собак, хрюканье свиней и блеяние овец. Но главными фишками альбома являются красивейшие неподражаемые гитарные соло и органные вкрапления. Они просто завораживают и гипнотизируют слушателя. Шедевр!

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

9. Caravan - In the Land of Grey and Punk(1971) Этот альбом является у них самым классическим. Мне он очень нравится, но совершенным я его назвать не могу. Первая сторона альбома ещё не соответствует их лучшему уровню, а вот вторая сторона, с эпическим полотном Nine Feet Underground, выше всяких похвал. В этой композиции пересекаются много самых разных музыкальных течений. Музыканты выдают удивительные инструментальные пассажи, и материал в ней уже зрелый и продуманный. Шедевр!

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

10. Camel – Camel (1973) Первый, и, на мой взгляд, лучший альбом этой группы. Главные его козыри - немного меланхолические, но удивительно красивые мелодии, разнообразные инструментальные вариации и качественные аранжировки. Всё это поставило этот альбом в один ряд с лучшими представителями британского арт-рока. Шедевр!

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

11. Jade Warrior – Jade Warrior (1971) Тоже дебютный альбом очень интересной группы. Материал у этой работы был очень необычный и оригинальный. В их музыке сочетались элементы харда, прога, этнические мотивы и очень крутая психоделия. В нём затяжные, психодельные композиции соседствовали с красивой лирикой и жёсткими хардовыми рифами. Всё было связано переходами с характерным ритмическим пристукиванием. А вариации флейты и саксофона уходили то в джазовые, то в блюзовые тона. Шедевр!

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

12. Frank Zappa - Hot Rats (1969) Фантастический альбом! Вряд ли, вообще, возможно описать словами музыку, которая звучала на этом диске. Настолько она была необычной, разнообразной и многогранной. В ней сочетались много разных стилей и направлений. Но основными были джаз и рок. К концу 60х годов уже многие пытались совместить эти два стиля. но так гармонично, интересно и необычно, как в Hot Rats, ещё никому не удавалось. Но даже и сейчас этот альбом слушается очень современно. Нестандартными решениями этого альбома могут позавидовать многие современные прогеры. Но кроме уникальных композиционных решений, в этой работе восхищали ещё аранжировки и инструментальная часть. К этому альбому приложили руки много известных музыкантов. В них немного отметились «Капитан Бифхарт» и Жан-Люк Понти. Но ключевую роль в этом альбоме сыграли два человека. Это сам Фрэнк Заппа и мульти инструменталист Ян Андервуд. Благодаря этим двум музыкантам группа звучит как оркестр. И не удивительно в этом альбоме звучат флейты, саксофоны, кларнеты, разные виды клавишных и ударных инструментов. И, конечно, неподражаемая гитара самого Фрэнка. Шедевр!

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

13. Mahavishnu Orchestra - The Inner Mounting Flame (1971) Несмотря на дебютную работу, музыканты сразу, без пристрелки выстрелили на полную мощь. Это был необыкновенный сплав рока, джаза, академической и этнической музыки. В этой работе сразу проявился их уникальный неповторимый саунд. А гитара Джона неподражаема. Этот альбом до сих пор является ориентиром многим современным музыкантам подобного жанра. Шедевр!

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

14. Weather Report – Sweetnighter (1973) Замечательный альбом. Здесь музыканты очень хорошо совмещают элементы джаза, рока и психоделии. Работа непростая, но очень интересная и красивая. Сыгранность и исполнение музыкантов великолепные. Шедевр!

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

15. Return To Forever - Where Have I Known You Before (1974) На мой взгляд, на этом альбоме, самый ровный и сбалансированный материал. Яркий, контрастный, динамичный и при этом очень красивый. В этом альбоме дебютировал гитарист Al Di Meola. Его соло отлично вписались в саунд группы. Исполнение всех музыкантов – высший пилотаж. Шедевр!

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

16. Santana - Caravanserai (1972) Для меня лично, однозначно лучший альбом Santana. Он весь выдержан в стиле классическом стиле фьюжн. В нём отлично сочетаются рок, джаз, психоделия, восточные и латиноамериканские темы. Аранжировки и исполнение – высший пилотаж. А сама гитара Карлоса, просто неподражаема. Шедевр!

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

17. Soft Machine - Fourth (1971) Работа очень сложная и оригинальная. Она насыщена длинными авангардными, медитативными композициями, с элементами фри джаза и психоделии. Инструментальные кружева часто плелись вокруг всего одного аккорда. Но они были такие замысловатые и завораживающие, что буквально вводили слушателя в гипнотический транс. Шедевр!

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

18. Nucleus – Elastic Rock (1970) Первый альбом этой замечательной джаз-роковой группы. Но, несмотря на дебют, материал на альбоме был очень зрелым, а саунд группы ярким и узнаваемым. В их музыки сочетались элементы джаза, рока и психоделии. Альбом непростой, но очень приятный и красивый. Шедевр!

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

19. Tonton Macoute - Tonton Macoute (1971) Этот замечательный альбом я впервые услышал в 90е и воспринял его не сразу. В эти годы я открывал для себя огромное количество интереснейших коллективов. Tonton Macoute затерялся у меня в этой массе, и я не обратил на него особого внимания. Первый трек показался мне скучноватым и в дальнейший материал я вслушиваться не стал. И только позже, когда я вернулся к винилу, мне посоветовали обратить внимание на лейбл NEON. На этом лейбле вышло всего 11 альбомов, но зато каких! Tonton Macoute занимает в них одно из ведущих мест. Заглавный трек Just Like Stone мне до сих пор кажется самым слабым звеном из всего альбома. Это довольно приятная фолковая песенка, но ничем особо не впечатляющая. Подобные в то время штамповались пачками. Наверное, поэтому, альбом меня поначалу и не зацепил. А вот дальше в нём пошло всё гораздо интереснее. Это был прекрасный арт-рок с примесью джаза фолка и психоделии. Материал на нём был очень разнообразным и чрезвычайно красивым. В целом композиции были мягкими и медитативными, а местами музыканты добавляли в них жёсткости для контраста. Но делали они это в меру и с большим вкусом. Красивые аранжировки и переклички саксофона, флейты, кларнета и органа очень впечатляли. Шедевр!

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

20. Gong – You (1974) По сути, этот альбом является третьей частью Radio Gnome. Но первые две части были более экспериментальными, а третья хоть и не менее безумная, но уже более зрелая. По музыкальной форме это уже совсем другая работа, более продуманная и серьёзная. Для тех лет это был очень необычный альбом. Его контрасты и непредсказуемые обороты удивляли и восхищали. А психодельные краски создавали удивительные, фантастические образы и пейзажи планеты Гонг. Шедевр!

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

21. Catapilla – Catapilla(1971). В те годы эта группа была явно недооценена и забыта. Но в последнее время на волне сверломании, была услышана и стала востребована. Музыканты играли очень мощный прогрессив-рок, прекрасно окрашенный духовой секцией и женским вокалом. Голос Анны Мик отлично вписался в данный стиль. От её стонов иногда становится не по себе. Длинные многогранные композиции по глубине и мысли могли конкурировать с творениями грандов жанра того периода: King Crimson, Van Der Graaf Generator, Gentle Giant. При всей кажущейся мрачности материала, музыка коллектива была очень красива, но без излишнего пафоса и намёка на слащавость. Шедевр!

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

22. Kingdom Come – Galactic Zoo Dossier (1971) Самое безумное детище Артура Брауна. Контрастность и разнообразность этого альбома сопоставима с творчеством Фрэнка Заппа. А его психоделическая начинка даже более глубокая и умопомрачительная. При кажущемся сумбуре, музыкальный материал хорошо продуман. Инструментальная часть на высоте. А от неподражаемого вокала Артура кровь стынет в жилах. Шедевр!

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

23. Colosseum - Valentyne Suite (1970) Замечательное музыкальное полотно! Фантастическое по красоте и исполнительскому мастерству. А одноимённая гротескная трёхчастная композиция Valentyne Suite, является жемчужиной мирового прогрессивного рока. Шедевр!

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

24. Indian Summer - Indian Summer (1971) Эта группа выпустила всего один единственный альбом. Но он оставил яркий след в мире прогрессивной рок-музыке. Красивые психодельные пьесы окрашенные органом Хаммонд и бархатистым вокалом могли украсить любую группу того времени. А пафос присущий этим пьесам нисколько не мешал, а придавал им ещё больший колорит. Шедевр!

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

25. Manfred Mann Chapter Three – Volume One & Two(1969 -1970) Первая часть вышла в начале 69го года, а для многих групп это была ещё пора экспериментов. В психоделии пробовали себя многие команды, но материал их был очень сырой. Эти альбомы на их фоне выглядели уже вполне зрелыми работами. Они очень выгодно отличались от его предыдущих работ. Да и более поздний период в Earth Band, о котором я делал рейтинг, вряд ли сможет затмить альбомы Chapter Three. Если читать разные энциклопедии, их классифицируют как джаз-роковые. Безусловно, кое-что джазовое в гармонии и в аранжировках есть, но это весьма косвенные признаки. Основной же стиль этих альбомов, на мой взгляд, всё же является психоделия. Возможно, на этих альбомах нет головокружительных ходов и импровизаций, как на многих последующих альбомах в прогрессивном роке. Но это был уже слаженный коллектив, в котором всё продумано и сыграно со смыслом. Главное в этих альбомах атмосфера, немного мрачноватая и депрессивная. Но из всевозможных вариаций духовых и клавишных инструментов вырисовывалась очень красивая музыкальная картина. Шедевр!

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

26. Manfred Mann's Earth Band – Nightingales & Bombers (1975) Альбом многогранен, интересен и прекрасен. Здесь можно услышать самые разные направления современной музыки. В нём соседствуют элементы харда, прога и психоделии. И слушается всё это очень эффектно. А аранжировки и исполнение выше всяких повал. Шедевр!

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

27. UFO – Flying (1971) На этом альбоме музыканты очень удачно продолжили и развили идеи своей дебютной работы. Он получился более зрелым и серьёзным. Звучание его составляло ценный час, что для того времени, было очень много. Свой стиль музыканты обозначили как спейс-рок. Но материал на нём получился шире и выходил за эти рамки. Длинные масштабные композиции были пропитаны духом психоделии, а закрученные инструментальные соло завораживали. Шедевр!

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

28. Hawkwind – Levitation (1980) Ещё один альбом выдержанный в стиле спейс-рок. По своей сути этот тот же прогрессив с уклоном в психоделию и с электронной окраской. Работа стильная, оригинальная, разнообразная и очень эффектная. Шедевр!

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

29. Amon Duul II –Yeti (1970) Одни из самых ярких представителей краут-рока с их лучшим, на мой вкус, альбомом. Звучание его очень необычное и непривычное. Но когда попадаешь на такую музыкальную волну, их психодельные выкрутасы завораживают. Шедевр!

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

30. Shylock- Gialorgues (1977) Отличный альбом, с психоделическим оттенком и классными инструментальными вариациями. Все пьесы этой работы довольно мрачные, в минорных тонах, но очень красивые. Несмотря на красоту, у них нет никакой слащавости и ни малейшего намёка на коммерцию. Есть параллели с King Crimson, но только условные, лицо и саунд у группы свои, более того многие современные прог-группы черпали их идеи в своём творчестве. Например, музыканты одного из моих любимых современных шведских коллективов Anglagard, очень много переняли у этих французов. Шедевр!

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

31. Rush - Hemispheres (1978). Пожалуй, это самая зрелая работа легендарных канадцев. Поражает, как всего три музыканта могут играть как целый оркестр. Каждый инструмент группы солирующий, у каждого своя партия. Восхищают их виртуозность исполнения, сыгранность и чувство локтя. Масштабные, многогранные композиции, построенные на контрастах, поражают своей глубиной. Рваный ритм постоянно меняется на умеренный, а тяжёлые рифы переходят в красивые мелодии. По виртуозности исполнения этого альбома музыканты превзошли сами себя. Последний трек альбома - La Villa Strangiato (An Exercise in Self-Indulgence) является, на мой взгляд, одной из инструментальных вершин в прогрессивном роке. Шедевр!

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

32. Univers Zero - Ceux Du Dehors (1981) Если коротко, то этот альбом можно охарактеризовать так – Идут похороны, несут покойника. И тут покойник встаёт, а остальные все падают. ))) А если всерьёз, то это замечательная работа бельгийских грандов движения Rock In Opposition. Музыкальный материал альбома - синтез авангардного прога и камерной академической музыки. Работать в таком стиле, всегда ходить на острие ножа, ибо от шедевра до полной какофонии здесь один шаг. Но в данном конкретном случае музыканты точно знают, что они хотят. Их музыка продумана до мелочей и расписана до малейшего такта. Мрачная музыкальная атмосфера погружает слушателя в неведомые миры, и порой от таких картин становится жутковато. Кошмар всё длится и длится, и проснуться никак не получается. Но от их постоянных контрастов и диссонансов скучать не приходиться. Аранжировка и техника исполнения музыкантов на высочайшем уровне. Шедевр!

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

33. Art Zoyd - Phase IV (1982) Эти французы ещё одни гранды и основатели движения RIO. Их стиль очень схожий с Univers Zero, но Art Zoyd, пожалуй, ещё ближе к камерной авангардной музыке и академическому модерну. Phase IV очень серьёзный интеллектуальный альбом. Здесь так же пересекаются академический модерн, психоделия, фри джаз и авангардный прогрессивный рок. Атмосфера альбома, так же очень мрачная. Слабонервным советую обходить этот альбом стороной, но любителям авангарда и психоделии очень рекомендую. Исполнение – высший пилотаж. Музыканты так же ходят по острию ножа, где малейшая ошибка в темпе или гармонии, может превратиться в какофонию. Но они очень тонко чувствуют эту грань. Шедевр!

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.