Неделю назад я начала читать захватывающую, приключенческую книгу "Копи царя Соломона." Её написал английский писатель Генри Райдер Хаггард (1865—1925). Действие происходит в середине 19 века. Эту книгу многие читали в подростковом возрасте, когда тяга к приключениям не даёт покоя.
Но речь в статье пойдёт о другом произведении. Так получилось, что фраза "слоновая кость," через пространственные сети, перебросит меня к Ивану Ефремову и его рассказу "Эллинский секрет."
Вернёмся к первой книге. В ней меня поразили масштабы добычи слоновой кости. Такая охота на слонов в романе "Копи царя Соломона" описана с мельчайшими, детальными подробностями.
Оказывается изделия из слоновой кости были популярны ещё с Римских времён, а может быть и гораздо раньше.
Рассказ же И. Ефремова "Эллинский секрет" уносит нас к послевоенной поре 20 века.
Ефремов затрагивает самую таинственную тему - пробуждение генетической памяти.
Этот научно-фантастический рассказ, написанный в 1943 году вышел в свет только в 1966-м.
Сюжет довольно необычный
Молодой лейтенант, бывший до войны скульптором обратился к профессору неврологу. Поводом послужили странные видения в виде старинных надписей, которые не давали покоя, требовали расшифровки.
Скульптор Леонтьев узнаёт во сне, что у него был далёкий Эллинский предок, владевший тайной размягчения слоновой кости.
До войны Леонтьев собирался увековечить в скульптуре свою возлюбленную Ирину, но в связи с ранением в руку, понимал, что это ему не под силу. Он больше не может работать с твёрдыми материалами.
Писатель И. Ефремов, через своего героя, подчёркивает почти в каждом своём произведении - важность сохранения в веках эталона женской красоты, которая, к сожалению, быстро увядает.
Полюбив спортсменку Ирину, увидев в ней соединение высшего духовного и физического совершенства, молодой человек решил изваять её из слоновой кости.
На войне он был ранен в правую руку, что не позволяло даже мечтать о работе с твёрдым материалом, а между тем - время идёт, и красота молодой женщины может увянуть.
Леонтьев впадает в депрессию и мучается страшными снами, похожими на галлюцинации.
Видения Леонтьева становятся всё более явственными
Именно во сне молодому человеку передаётся старинный рецепт.
Леонтьев обращается к неврологу Файнциммеру, ему кажется, что он сходит с ума.
Профессор Файнциммер находит разгадку: предки Леонтьева были родом с Кипра, и лишь много веков спустя перебрались в Крым.
Леонтьев, руководствуясь советами профессора, учится управлять своими видениями и пробуждает в себе память далёкого предка-скульптора, жившего в Древней Элладе и владевшего техникой размягчения слоновой кости, которая становится податливым материалом, пригодным для лепки.
Готовая статуя вновь застывает и становится твёрдой
Рецепт запечатлён в надписи на медной пластине, которая является в видениях Леонтьева.
Под влиянием огромного душевного напряжения из недр его мозга проступали древние отпечатки памяти, которые скрывались под грузом личной памяти.
Профессор Файнциммер предположил, что в отдельных случаях по наследству передаются целые комбинации клеток мозга, запечатлевшие те или иные впечатления далёких предков.
Вполне возможно, что и идея статуи из слоновой кости возникла именно у Леонтьева - неслучайно.
Учёный-эллинист, к которому обратился Файнциммер для консультации, определяет, что надпись из видений Леонтьева сделана кипрской слоговой азбукой на эолийском наречии, и она действительно содержит рецепт средства для размягчения слоновой кости.
В финале Леонтьев зовёт Файнциммера первым полюбоваться его законченным творением.
Замерев перед прекрасным изваянием, профессор промолвил:
…Статую я видел. Описывать её не берусь - это будет сделано специалистами.
Как анатом, я увидел в ней то самое высшее совершенство целесообразности, что все вы назовёте красотой, в которую любовь автора вложила радостное и лёгкое движение.
Словом, от статуи не хотелось уходить.
Долго ещё перед глазами стояла эта изумительно прекрасная женщина как доказательство всей силы власти Формы - тонкого счастья красоты, общего для всех людей.
Скульптор Леонтьев, находясь между жизнью и смертью, извлёк из прошлого, из пограничного пространства кусок памяти, который соединил с настоящим моментом.
Примечательно и то, что (по выражению исследователя Е. Московкиной) в коллизии "Эллинского секрета" прошлое служит "протезом" будущего: "Лишённый возможности работать с твёрдым материалом, Леонтьев левой, свободной рукой копирует справа налево кипрские письмена, возникшие в его необъяснимых "воспоминаниях", что способствует и творению новой Галатеи, и излечению героя."
Кульминационный момент сюжета вынесен таким образом за рамки реальности - "не здесь и не сейчас".
Для писателя И. Ефремова этот, программный для фантастического жанра приём, - не только метафора горизонта человеческих возможностей и его раздвижения, но и зона встречи человека с самим собой.
Что ни книга, то - разгадка
Друзья, книги писателя И. Ефремова являются поистине волшебными произведениями. Вспомните, когда появлялись эти откровения - туннели на нашем пути к пробуждению?
И какими мы выходили из путешествия в них?
Конечно, многое нам так и не удалось разгадать, но мощная сила познания влекла нас дальше, к неизведанному и загадочному.
Мы уже по-другому начинали воспринимать: своё тело, мозг, душу. Мы начинали относиться к этим инструментам Творца более бережно, учились прислушиваться и советоваться.
Наградой за такие исследования, служит постижения себя, как Творца, как искорки, которая принадлежит великому космическому созиданию.
Благодарю за прочтение. Высказывайтесь. Подписывайтесь. Ставьте лайки. Будьте светлы и дружны. Вспоминайте свои чудесные истории. Мы вместе делаем следующий шаг. Всех Благ во Благо.
Фото и материалы из независимых источников.
#секрет#книги#слоновая кость#размягчение