Найти тему
Alterlit Creative Group™

Обзор фильма «Сто лет тому вперёд»: Не слышу голос из прекрасного далёка

Наш постоянный автор посмотрел совсем недавно вышедший в прокат фильм «Сто лет тому вперёд» и рассказывает о своих впечатлениях:

Жанр: фантастика, семейный, приключения

Режиссёр-постановщик: Александр Андрющенко («Напарник», «Ёлки»)

В ролях: Дарья Верещагина, Александр Петров, Марк Эйдельштейн, Константин Хабенский, Виктория Исакова, Юра Борисов, Софа Цибирева, Матвей Астраханцев, Кирилл Митрофанов, Олеся Куликова.

Продолжительность: 2 часа 22 минуты

Производство: Россия

Год: 2024

6+

— Алиса, а в будущем весело?

— Да вы все охренеете просто!

(из анекдота)

Интересно, кстати, что «Сто лет тому вперёд» стартовал в прокате в апреле 2024 года, ровно через сорок лет, после того, как Коля Герасимов из многосерийного художественного фильма Павла Арсенова «Гостья из будущего» переместился, собственно, в будущее. Ничего общего с советским суперхитом фантастический блокбастер «Сто лет тому вперёд», кроме эксплуатации сильно модифицированных культовых героев, как будто бы не имеет. Современный российский кинематограф, уловив в обществе крепкий запрос на эскапизм, вовсю занимается штамповкой проверенных сказочных киношедевров. Теперь вот воодушевлённые госбюджетом киношники добрались и до повести Кира Булычёва, поступив с ней самым радикальным образом. Фильм Александра Андрющенко никакая не экранизация, а, скорее, вольная интерпретация, фантазия по мотивам булычевского произведения и его советской адаптации. Но по порядку.

Кадр со съёмочной площадки фильма «Гостья из будущего» (1984)
Кадр со съёмочной площадки фильма «Гостья из будущего» (1984)

Максимально «далёко» отойти от знаменитой адаптации — лучшее решение создателей. Нескольким поколениям зрителей, которые выросли на Алисе Селезнёвой, роботе Вертере и миелофоне, любая попытка копирования того же самого материала прямиком в современные реалии показалась бы святотатством. Тем же, кто помладше (а возрастной рейтинг картины вообще 6+), наплевать на позднесоветский антураж с авоськами, бутылками из-под кефира, пионерией и проч. А пострелята досыта насмотрелись этого в недавнем «Слове пацана» и, кажется, пресытились. Так что современность фильма «Сто лет тому вперёд» — это нынешний, 2024 год. Только максимально безликий. Трусоват теперешний отеческий кинодел, не храбр на решения. Сильнейшего первоисточника, чтобы создать хоть сколько-нибудь обозримую вселенную, авторы не заметили. Ибо: «Напридумываем лишка! Как бы чего не вышло!» Ничего и не вышло.

-3

Фима Королёв (Кирилл Митрофанов) случайно перехватывает сигнал космического курьера (исполнитель роли «Зимы» в «Слове пацана» — Лев Зулькарнаев). Это побуждает землян в срочном порядке начать строительство светлого будущего. Чтобы не было больше ни войн, ни катастроф, ни эпидемий — только банкоматы Сбербанка. Но вооружённое столкновение всё же произойдёт: на Землю нападут космические пираты во главе со злодеем Глотом (Юра Борисов). Однако межгалактическая федерация, включающая Землю, выйдет из этого столкновения с победой, благодаря подвигу Киры Селезнёвой.

Глот в исполнении Юры Борисова — нечто среднее между Инженерами из «Прометея» и Фрейдом-Раутом из «Дюны»

Глот в исполнении Юры Борисова — нечто среднее между Инженерами из «Прометея» и Фрейдом-Раутом из «Дюны»
Глот в исполнении Юры Борисова — нечто среднее между Инженерами из «Прометея» и Фрейдом-Раутом из «Дюны»

Звучит? Да вроде бы вполне. Но беда в том, что именно звучит. Всё это нам излагает с экрана одноклассник Фимы Коля Герасимов (Марк Эйдельштейн). Принцип кино «показывай, а не рассказывай» создатели фильма игнорируют: зритель не дурак — дофантазирует.

Но вышеизложенные события произойдут лишь на следующий день. Пока же Коля бьется с хулиганом Витькой (Матвей Астраханцев) за сердце школьной красавицы Алтухиной (Софа Цибирева). Конфликт пресекает физичка Маргарита Степановна (Виктория Исакова) и оставляет Колю после уроков. Тот в подсобке её кабинета находит какую-то штукенцию, берёт её в руки, и, вот это поворот — переносится на сто лет вперёд.

Марк Эйдельштейн в роли Коли Герасимова
Марк Эйдельштейн в роли Коли Герасимова

«Столетвперёдие» выглядит ещё более непродуманно. Возможно, Москва 2124 года приобрела такой облик из-за войны с пиратами. А может, это последствия очередной реновации. Никаких городских ориентиров нет, зато люди научились контролировать климат, совершенно не едят мяса (мне такое будущее на дух не надо) и практически не используют транспорт. Но самое главное, в будущем живёт девочка с розовыми волосами — Алиса Селезнёва (Дарья Верещагина), ученица той же Колиной школы и дочка героической Киры, бесследно исчезнувшей после битвы с Глотом.

Дарья Верещагина в роли Алисы Селезнёвой. В этой версии Алиса сильно старше той, что играла Наташа Гусева, и это пошло на пользу картине. Никто не станет сравнивать и можно смело выстраивать иной образ. Актриса со своей задачей справилась на отлично.

-6

Папа Алисы профессор Селезнёв (Константин Хабенский), кажется, с потерей супруги давно смирился. А вот Алиса — напротив, мечтает разыскать маму. В этом ей, разумеется, должны помочь Коля и «его маленькая штучка». Это, к слову, космион — сгусток энергии, позволяющий рыскать туда-сюда во времени на зависть командиру Сопротивления Джону Коннору. Никаких миелофонов  во вселенной  «Сто лет тому вперёд» нет.

-7

Космион позарез нужен и пиратам — совершенно конченому Глоту, который желает развернуть (а потом и свернуть) пространственно-временной континуум в свою пользу, и Весельчаку У (Александр Петров), который жаждет свергнуть Глота и занять его место на троне. Для Петрова, с его патологическим переигрыванием, роль Весельчака У просто подарок. В экспрессивность актёра персонаж лёг как влитой. Удивительное дело, но получилось здорово. Режиссёр почувствовал, актёр исполнил и всё сошлось. Всегда бы так в отечественном кино. Мощному образу Юры Борисова можно и не удивляться: эта актёрская машина не провалила ещё ни одной своей роли.

Весельчак У в исполнении Александра Петрова
Весельчак У в исполнении Александра Петрова

Скрываясь от пиратов, Алиса и Коля вновь переносятся обратно, на сто лет назад. К ним присоединяется вся остальная звёздобратия: Фима, Маргарита Степановна (сразу понятно, что она и есть Кира Селезнёва, да и на характер-постерах эту фишку спойлернули за месяц до премьеры) и зачем-то даже Витька с Алтухиной. И понеслась!

Несмотря на то, что фильм Андрющенко страдает от шаблоннейшей марвеловской драматургии — нудная экспозиция, бодрая середина и три затянутых финала — для рядового зрителя, взрощенного на супергероике, эта самая бодрая середина может даже доставить удовольствие. Тут есть весь необходимый для аттракциона набор: драки (я бы даже сказал — резня), погони, альтернативные версии прошлого и будущего, динамика, пробуждающаяся первая любовная любовь, ор и нервные тики Александра Петрова — всё есть, говорю же.

Физичка Маргарита Степановна, она же Кира Селезнёва, мать Алисы, в исполнении Виктории Исаковой. Очень сильно будет бить пиратов. И даже ногами.

-9

Но меня не покидала мысль, что всё происходящее на экране — плод деятельности нейросетей, которым скормили текст Кира Булычёва вместе со всей модной и знаковой кинофантастикой за последние лет двадцать. Юные герои, борющиеся за выживание. Как в «Голодных играх». Ну, или как в «Бегущих в лабиринте». А мрачный антураж будущего словно подсмотрен в «Бегущем по лезвию». Подставляйте любую «выстрелившую» в своё время фантастику и найдёте отсылочку в какой-то момент. Сборник реверансов жанру? Зачем тогда данный эксперимент проделан на таком важном для отечественного зрителя материале? В отсылках нет ничего зазорного, скорее наоборот — они всегда работают. Но когда сюжет картины полностью состоит из заимствований, то это такое себе кино. Да, зрелищно. Да, с хорошим актёрским ансамблем. Да, без позорного копирования оригинала, как в омерзительнейшем ремейке «Кавказской пленницы». Но как-то пусто. Проходно.

А легендарную песню про «Прекрасное далёко» нам, конечно же, подадут к финальным титрам. Чтобы в очередной раз убедиться, что песня — великая.

-10

Этот и другие обзоры на сайте Альтерлит

Обзор выполнен по заказу нашей биржи Creative Market, где вы можете найти исполнителя для вашего заказа или предложить свои услуги