Найти в Дзене
Охотник за Мечтой

Бессмертие не сделает человека счастливым: как Эпикур объяснил, почему увеличение продолжительности жизни не добавляет счастья

Выдержки из книги Жан-Мари Гюйо "Мораль Эпикура" 1899 г (в сокращении). Читать сначала Аргумент против страха смерти По мнению Эпикура смерть не должна являться злом для человека, который её предвидит: - Безумен тот, кто говорит, что боится смерти не потому, что она будет удручать его в момент своего действительного явления, а потому, что она удручает его, как грядущая развязка. Лукреций присовокупляет: - Наше будущее не должно нас беспокоить больше нашего прошлого. Посмотри, как равнодушны мы к минувшей вечности, которая существовала до нашего появления на свет. Это прошлое - зеркало, в котором природа показывает нам времена, грядущие за нашей смертью. Ужели ты видишь в нём что-то страшное или грустное? Этот аргумент против страха смерти повторяется у Шопенгауэра. По его мнению, если бы страх небытия шёл от разума, то мы должны были бы так же бояться того, что нас не существовало до нашего рождения. В действительности нет ничего подобного. Перед вечностью, которая будет после меня
Оглавление
Эпикур - значит "спаситель". Своей миссией этот древнегреческий мыслитель считал спасение человека от страха
Эпикур - значит "спаситель". Своей миссией этот древнегреческий мыслитель считал спасение человека от страха

Выдержки из книги Жан-Мари Гюйо "Мораль Эпикура" 1899 г (в сокращении).

Читать сначала

Аргумент против страха смерти

По мнению Эпикура смерть не должна являться злом для человека, который её предвидит:

- Безумен тот, кто говорит, что боится смерти не потому, что она будет удручать его в момент своего действительного явления, а потому, что она удручает его, как грядущая развязка.

Лукреций присовокупляет:

- Наше будущее не должно нас беспокоить больше нашего прошлого. Посмотри, как равнодушны мы к минувшей вечности, которая существовала до нашего появления на свет. Это прошлое - зеркало, в котором природа показывает нам времена, грядущие за нашей смертью. Ужели ты видишь в нём что-то страшное или грустное?

Этот аргумент против страха смерти повторяется у Шопенгауэра. По его мнению, если бы страх небытия шёл от разума, то мы должны были бы так же бояться того, что нас не существовало до нашего рождения. В действительности нет ничего подобного. Перед вечностью, которая будет после меня, я полон ужаса, но я не нахожу ничего страшного в вечности до меня. Поэтому для Шопенгауэра страх смерти - плод воображения, и философ должен от него отрешиться.

Утверждая, что бессмертие невозможно, Эпикур утверждает, что оно нежелательно. Мудрец столь мало завидуем мнимому счастью бессмертия, как венкам и статуям. Он нисколько не тревожится по поводу того, сколько дней приберегает для него будущее:

- Нужно помнить, что будущее время нам не принадлежит, дабы мы не ожидали его как того, что обязательно должно случиться. И не отчаивались от осознания, что его не достигнем.

-2

Качество ценнее продолжительности

Эпикуру можно было бы возразить: так как благо заключается в удовольствии, то если удовольствие прекращено, то и благо исчезает. Стало быть, для существа, стремящегося к благу, смерть отвратительна. А бессмертие - наоборот, если понимать его, как бесконечно длящееся наслаждение жизнью.

Но, если верить Эпикуру, бессмертие не может увеличить меру счастья. Ибо счастье есть совершенное целое.

Эпикур отрицает, что бессмертие могло что-нибудь прибавить к счастью жизни, и что наслаждение в течение краткого момента меньше вечного наслаждения. Эпикур отрицает, что вечность способна сделать удовольствие большим, чем таковое мы испытываем в краткое время. В наслаждении важна не продолжительность, а интенсивность:

- Что за беда, если жизнь мудреца имеет предел? Взятая сама по себе, она может быть столь же счастлива, как жизнь божественная, и Эпикур может поспорить в счастье с самим Юпитером... Подобно тому, как мудрец не выбирает самую обильную, но самую приятную пищу, так он получает в удел не очень долгую, но очень приятную жизнь.

Это учение Эпикура, которое возносит счастье над временем, возобновлено немецким философом Фейербахом:

- Что сказал бы ты о человеке, который судил бы об исполняемой сонате по её продолжительности? Как же назвать тех, кто мнит, будто судит о жизни, когда говорит, что она преходяща и ограничена?

Фейербах, подобно Эпикуру, нападает на современные ему религии и философии, которые хотят превратить жизнь в ничтожество.

- Как назвать тех, кто из ничего пытаются сделать что-то, тогда как значимость реальной жизни сводят на ничто? Они называют себя благочестивыми людьми, ты же называй их сумасшедшими, и с последним своим вздохом утверждай ценность реальной жизни.

Это-то последнее утверждение, как мы увидим, и высказал, умирая, Эпикур.

Продолжение

Читать сначала

Статьи по теме

Мои соцсети: ВК Телеграмм Ютуб