Расскажу 5 нюансов, о которых стоит помнить, чтобы с пользой играть с детьми. В майские праздники и в любые выходные мы делаем отличные инвестиции - играем с детьми на природе или дома.
Борис Павлович Никитин, отечественный педагог-новатор, говорит:
"Вы не просто покупаете игрушку. Вы покупаете целый мир".
Общение со взрослыми в форме подвижных или интеллектуальных игр - огромный подарок ребенку. Не сама игрушка, а общение, которое даёт игра. Но тут есть несколько нюансов, как сделать игру полезной.
Всем привет! Я Снежана и автор канала "Психологический Разворот". Поучаствовать в моих эфирах на разные темы из психологии можно в Телеграм.
Итак, как играть с детьми, чтобы это было весело и полезно?
1. Давайте детям право тоже выбирать, когда и во что играть.
Иногда, прочитав супер крутое описание игры, родители так увлекаются, что, сами став, как дети, требуют от детей поиграть с ними в эту игру. А ещё бывает, что родители очень заняты и говорят
"У меня свободная минутка, давай поиграем, а то мне скоро опять за работу".
Это не работает. Чтобы приятно играть с детьми, скажите:
"Слушай, я тут такую крутую фрисби купил. Захочешь - скажи, покидаем ее. Со мной или с мамой, если я буду занят."
Оставляйте игрушки на видном месте. В зависимости от игрушки и от возраста ребенка, на видном, но не сразу доступном месте.
2. Дорогое - не значит лучшее.
Если вам захотелось дать детям все самое лучшее и самое дорогое - дайте им свое внимание. Свой интерес к жизни ребенка, к его бедам и радостям. Это - самое дорогое и самое лучшее.
"Тратьте на детей в 2 раза меньше денег и в 2 раза больше времени. (Чье-то там высказывание, согласна 500%).
Время с ребенком, внимание ему - самое дорогое. А реальная цена игры влияет на ребенка меньше, чем сыр с плесенью на взрослого. Если взрослому нравится сыр с плесенью, он его с радостью съест. А если он не любитель сыров, то какая разница, сколько денег вы отдали за самый лучший сыр - он-то ни дешёвый, ни дорогой не ест.
Но, в отличие от взрослых, дети не всегда ценят именно денежный эквивалент, даже если игрушка понравилась. В более взрослом возрасте они будут ценить "крутизну" вещи и похожесть на других, но не фактическую цену.
Для маленьких детей лучше взять несколько недорогих игр. Чтобы, если вдруг одна сломается или потеряется, можно было не сильно переживать ни ребенку, ни взрослому. А просто продолжать и играть с детьми.
3. Игрушки - для игр со взрослыми.
Иногда дети сами играют в мячик или паззлы, которые вы им даёте. А иногда взрослый купил ребенку мяч, отдал его и пошел строить дачу. А потом видит, что ребенок в мяч не играет. Или вообще играет в телефон. И взрослому обидно, что он попытался быть хорошим родителем, хотел, чтобы ребенок бегал или развивался, а получилось, что все как всегда.
Тогда попробуйте предложить ребенку поиграть с вами в мяч (пункт 1) или играйте с другим взрослым в мяч на виду у ребенка. Часто дети вовлекаются, когда видят других в игре. Если у ребенка зависимость от телефона, читайте пункт 4.
В предисловии к детской книжке о шахматах я нашла историю. Мальчику подарили коробку. Он положил ее под кровать, а непонятные фигурки нечаянно рассыпал. Так они там и валялись, пока дедушка не объяснил, что у каждой из этих фигурок есть свое название, своя роль, и что шахматы могут сражаться друг с другом, как настоящие солдатики. Только не битвой, а хождением по клеточкам.
Чтобы играть с детьми с пользой, убедитесь, что ребенок знает, как играть, и что сейчас эта игра ему интересна.
4. Если ребенок играет в телефоне, участвуйте в этих его играх.
Если вы оставили ребенка с няней на несколько часов, или отвезли к бабушке на несколько дней, то вы не будете ожидать, что ребенок сразу вернётся к обычной жизни. Ему нужно будет время, чтобы перестроиться с распорядка дня с няней или с бабушкой на распорядок дня с вами. Также и если ребенок "пожил в телефоне" несколько часов, пока вы ехали на дачу, или несколько дней, пока вы были в ссоре из-за разных планов, дайте время ребенку перестроиться с телефона на вашу обычную жизнь. Также, как вы обсуждаете с ребенком, что было интересного у бабушки и чем занимались с няней, разговаривайте с ребенком о том, выиграл он или проиграл в его игре а телефоне, что это было за игра.
Если захотите вывести ребенка в реальный мир, находите точки в игре, связанные с реальностью. "Вот если знать, в каком году Бонопарт родился, можно в "битве умников" в телефоне это указать."
Самое сложное в треугольнике родители-ребенок-телефон - это то, что родители вроде и против телефона, и вроде как удобно, что ребенок чем-то занят.
Как в анекдоте. "Требуется няня. Ребенок спокойный, к телефону приучен."
То есть получается двойное послание: нельзя делать и нельзя не делать. Нельзя сидеть в телефоне, но и отвлекать занятых родителей тоже нельзя. Чем же тогда себя развлечь?
5. Не противопоставляйте игры и труд.
Труд на огороде может быть игрой "Кто больше каких жучков и бабочек заметит". (Если ребенок не на солнце, не поднимает тяжести и трудится в меру возраста).
Игра - серьезное развивающее мероприятие. Координация, мышление, навыки общения и здоровой конкуренции. Поэтому подумайте, прежде чем сказать играющему ребенку
"Опять бездельничаешь?"
Итоги
Игры с детьми и общение с ними - отличный способ дать детям энергию быть физически и психически здоровее. Но есть пара моментов, как играть с детьми.
Всем отличных праздников и подписывайтесь на канал! Пишите комментарии, ставьте лайки, если статья оказалась полезной.