Найти тему

Лариса Марзоева: У меня не было сомнений, что я буду петь

Оглавление

Лариса Марзоева, народная артистка РФ, оперная певица, солистка Красноярского государственного театра оперы и балета. Лариса Владимировна рассказала нам о своей творческой карьере, счастливом выборе жизненного пути и о том, как смущала Дмитрия Хворостовского.

Лариса Марзоева родилась во Владикавказе. По окончании вокального факультета Ленинградской консерватории в 1978 году пришла работать в Красноярский театр оперы и балета. В творческом багаже артистки больше 30 партий. В 1994 году была приглашена Валерием Гергиевым на партию Людмилы в опере «Руслан и Людмила». В 2003 году начала преподавать в Красноярском государственном институте искусств на кафедре сольного пения и оперной подготовки. В этом же году получила звание народной артистки России. С апреля 2023 года педагог по вокалу в оперной труппе театра.

Л. Марзоева с мамой, бабушкой, сестрой и братом.
Л. Марзоева с мамой, бабушкой, сестрой и братом.

Концерт в трамвае и выбор профессии

Музыкальные способности у Ларисы Марзоевой обнаружились, как это часто бывает, в раннем детстве. Она вспоминает, как мама забирала её из детского сада, они ехали домой в трамвае, и маленькая Лара могла запросто запеть «Называют меня некрасивой». Маме, конечно, было неловко, она пыталась прекратить концерт, но пассажиры трамвая просили еще — им нравилось. А главное — нравилось самой Ларисе, которая не испытывала никакого страха перед публикой и любила петь. Кроме трамваев, она пела на улице, во дворе, за столом. При этом семья Ларисы Владимировны не была музыкальной. Разве что отчим любил петь «По диким степям Забайкалья» и другие шлягеры.

«Бабушка мне рассказывала, что её братья были скрипачами, при церкви играли на скрипке. То есть я так к бабушке больше склоняюсь, не к отчиму. Просто отчим поднимал певческий дух своими песнями, он обязательно пел, когда что-то мастерил», — говорит Лариса Владимировна и добавляет: «Вы знаете, у меня как-то не было сомнений, что в будущем я буду петь».

Способности надо превращать в талант, и Лариса с мамой идут поступать в музыкальную школу. На вопрос, какой инструмент дать ребенку, мама отвечает, что аккордеон — пусть поет «По диким степям Забайкалья». Но аккордеон слишком велик для ребенка, поэтому её определяют на скрипку.

Однако здесь Ларисе не повезло с педагогом — своих подопечных он лупил за любую оплошность. И если другие ученики просто бросили музыкальную школу, то Лара начала прогуливать занятия. Вместо посещения уроков, она ходила в кино, на фильм Отара Коберидзе «Царская невеста», который шел в репертуаре местного кинотеатра не один месяц. Она посмотрела эту кино-оперу столько раз, что буквально выучила наизусть. Когда маме сообщили, что дочь не появляется в школе, Ларису вновь наказали. Тогда девочка решила демонстративно отравиться, дождалась маму с работы и выпила при ней разведенный уксус. «Я не успела много проглотить, у меня пошла пена изо рта. Мама это увидела и врезала мне еще раз».

Драма закончилась, когда Ларису перевели на домру. А после музыкальной школы она стала петь во Дворце пионеров и даже обзавелась первыми поклонниками — ей стали приходить письма с благодарностями за пение. После Дворца пионеров она поступила в Ленинградскую консерваторию, а затем отправилась на ярмарку талантов в Свердловск.

«Неба голубого в Красноярске не было вообще»

В Свердловск также направились десятки других лучших студентов-вокалистов со всей страны, чтобы пройти отбор и получить хорошее место в театре. Шанс давали только тем, у кого есть рекомендации с места учебы и хорошие оценки. После прослушиваний к Ларисе подошли Максимилиан Высоцкий и Игорь Шаврук — будущий главный режиссер Красноярского театра оперы и балета и будущий главный дирижер соответственно. Они предложили певице отправиться в Красноярск, где вот-вот должен был открыться новый театр оперы и балета. Предложение работать в театре не для каждого — многих после прослушиваний отправляют в хор или даже в самодеятельность.

«И я с удовольствием согласилась, потому что понимала — театр с нуля. Открывается театр, ты приезжаешь и ты доказываешь, имеешь ты право или не имеешь. Акул пока нет, которые тебя сожрут. Знаете, принято считать, что акулы — это Народные артисты, которые не дают петь молодежи. И я приехала. И это было такое счастье».

Правда, первое впечатление от Красноярска было удручающим — едва сойдя с трапа самолета, Лариса увидела бесконечное пасмурное небо. В Ленинграде тоже вечно было серо и пасмурно. Молодая артистка практически сразу же заболела бронхитом. Ей объяснили, что здесь это нормально, просто надо следить за голосом. Немного поплакав, Лариса решает взять себя в руки и погрузиться с головой в работу. И уже через год её ждет первая большая премьера — роль Розины в «Севильском цирюльнике».

Лариса Владимировна называет театр «родильным домом для оперных певиц». Ведь театр помог ей самой «родиться». Главный дирижер и музыкальный руководитель театра Анатолий Чепурной доверяет ей — лирико-колоратурному сопрано — петь «Тоску». Её голос раскрывается с новой силой и находит ранее неизвестные черты. Она поет в «Бале-маскараде», а в «Иоланте» ей отдают сразу две партии — Бригитту и Иоланту.

«Счастливо складывалась моя жизнь, творческая моя жизнь складывалась очень счастливо. И я благодарна Красноярску, конечно, что мой выбор пал на этот город. Это для меня просто было каким-то счастьем».

О партнерстве с Дмитрием Хворостовским

Весь коллектив Красноярского театра оперы и балета — свежие выпускники, полные сил и энергии. Дирекция театра даже выделяет им автобус, чтобы они вместе выезжали в сибирские леса за грибами. С Дмитрием Хворостовским Лариса Марзоева знакомится не в лесу, а во время работы над постановкой «Молодой гвардии» у режиссера Бориса Рябикина. Дмитрий был тогда студентом второго курса и пел партию Вани Земнухова. Лариса пела Любу Шевцову.

Постановка "Молодая гвардия" с Д. Хворостовским
Постановка "Молодая гвардия" с Д. Хворостовским

«Потом мы с ним повстречались на спектакле «Теремок». Он ёжика пел, а я пела лису. Причём я пела вечером «Травиату», а на следующий день у меня утренник». В «Паяцах» Лариса и Дмитрий изображали романтические отношения. Юный баритон поначалу смущался — между ними 12 лет разницы и статус Заслуженной артистки. Лариса Владимировна посоветовала Дмитрию абстрагироваться от статусов, и работа пошла гораздо легче. В дальнейшем их часто будут ставить в пару — миниатюрная Лариса выгодно смотрится рядом со статным Дмитрием.

"Евгений Онегин" Д. Хворостовский и Л. Марсова (Красноярский театра Оперы и Балета)
"Евгений Онегин" Д. Хворостовский и Л. Марсова (Красноярский театра Оперы и Балета)

Однажды на гастролях в Томске у Ларисы прямо перед премьерой «Евгения Онегина» началась ангина. По ходу действия Онегин-Хворостовский прикасается к Татьяне-Ларисе только под финал. Спектакль уже близится к концу, Дмитрий поет свою партию, берет Ларису за руку и сразу же чувствует повышенную температуру. Пользуясь тем, что он стоит спиной к зрителям, Дмитрий встревоженно говорит: «Ларочка, ты такая горячая». Ларисе пришлось после спектакля объяснять Дмитрию, что она не могла подвести его с премьерой и вышла петь с температурой 39 градусов.

«Он уникальный, он просто уникальный. Он был человеком с большой буквы. Настоящим человеком, правдивым во всем. У него не было лжи ни в любви, ни в ненависти. Он, если любил, он любил. Если он не уважал, он не уважал. Он просто уходил в сторону и не общался с теми людьми, которые были ему неприятны».

Лариса Марзоева не верит в то, что есть счастливый случай или случайная встреча. В жизни всё не случайно. И случайные встречи с людьми, с которыми нас сводит жизнь, на самом деле вовсе не случайны.

Интервью записано в рамках проекта "Код Хворостовского"
Реализуется при поддержке грантовой программы Красноярского края «Партнёрство».

Фотографии для материала предоставлены Красноярским государственным театром оперы и балета имени Д. Хворостовского.

#кодхоростовского #дмитрийхворостовский #историядмитрияхворостовского, #фактыохворостовском, #интересныефактыизжизнидмитрияхворостовского