Найти тему
Невыдуманные истории

Выдающийся педагог и патриот Николай Николаевич Жеденов. (ок. 1861 – 1933).

Точная дата рождения Николая Николаевича Жеденова - талантливого публициста и педагога, много сделавшего для просвещения русского народа, активного участника правомонархического движения, неизвестна. В библиографическом словаре «Деятели революционного движения» о нем сказано только то, что он родился около 1861 года.

Сын отставного полковника, Николай Николаевич Жеденов принадлежал к старинному дворянскому роду.

В молодости Жеденов участвовал в революционном (народническом) движении. В апреле 1881 года за участие в студенческих беспорядках, он был на год исключен из Московского университета.

В августе 1881 года он поступил в Казанский университет. Осенью 1881 года у него был произведен обыск, и были изъяты письма, обличающие его и его друга Н. К. Цветаева в политической неблагонадежности.

Николай Николаевич был арестован в конце ноября 1881 года и привлечен к дознанию при Московском жандармском управлении по «делу» Н. К. Цветаева. По Высочайшему повелению Жеденов был подвергнут к тюремному заключению на шесть месяцев с последующим подчинением гласному надзору на три года.

По сведениям Казанского жандармского управления от июля 1882 года Жеденов продолжал знакомства с политически неблагонадежными лицами.

В марте 1884 года по Высочайшему повелению Жеденов был освобожден от гласного надзора, а в мае того же года переехал на постоянное жительство, где был подчинен уже негласному надзору.

Однако к концу 1880 – годов Жеденов, как и другой более известный правый политический деятель и писатель - Лев Тихомиров - полностью порвал со своим революционным прошлым и стал убежденным монархистом.

В 1890 – е годы он служил земским начальником в Камышинском уезде Саратовской губернии, внедряя различные новшества в своем хозяйстве. В частности, он создавал пожарные команды, устраивал ясли для крестьянских детей.

В 1904 году за два месяца до своей трагической гибели, министр внутренних дел В. К. Плеве назначил Н. Н. Жеденова чиновником для особых поручений в Западную Сибирь по организации хлебохранилищ для выдачи хлебных ссуд крестьянам. Позже Жеденов перевелся в Уфу к губернатору И. Н. Соколовскому, но того вскоре ранили революционеры – террористы, а заменивший его Б. Цехановский был убежденным либералом. Возмущенный Жеденов написал 20 октября 1905 года Государю об измене уфимского губернатора и был вынужден покинуть Уфу. Он перевелся в Тамбов, где служил вице – губернатором Николай Евгеньевич Богданович, сын известного генерала - черносотенца Евгения Васильевича Богдановича. Однако Николай Евгеньевич так же был смертельно ранен революционными террористами и скончался от ран 17 декабря 1917 года.

В 1905 – 1907 годах Жеденов служил делопроизводителем канцелярии Санкт – Петербургского градоначальника фон дер Лауница, но и тот 21 декабря 1906 (3 января 1907) погиб от рук убийцы. Новым градоначальником стал Д. В. Драчевский. В начале февраля 1907 года Николай Николаевич передал на имя Царя письмо о засилии в градоначальстве поляков и евреев, которые готовили антиправительственный заговор. Реакция была неожиданной – после аудиенции у дворцового коменданта В. А. Дедюлина Жеденов Драчевским был со службы уволен.

Но по его жалобе Сенатом было проведено расследование, в результате которого были выявлены факты растрат, поборов, связей с революционерами. В декабре 1908 года управляющий канцелярией еврей Никифоров, польский еврей Калиш, поляк Галле и ещё несколько чиновников были уволены и отданы под суд. Было сделано представление о предании суду Драчевского, но оно дальнейшего хода почему – то не имело.

Николай Жеденов занимался и вопросами выборного законодательства. Ещё в июне 1905 года он подал министру двора В. Б. Фредериксу свою записку «Государственная Дума. Будущее законоподготовительное собрание». В ней он предупреждал о том, что при системе прямой, всеобщей, равной и тайной подаче голосов и при многоступенчатых выборах в Государственную Думу попадут, в качестве народных представителей, люди, интересующиеся не хозяйственными вопросами, а политическими пристрастиями. Эти люди не смогут выражать истинные нужды народа и дух народа. Царь Николай ІІ повелел передать брошюру на рассмотрение в Совет министров.

О том, что опасения Николая Николаевича были небеспочвенными, красноречиво свидетельствуют реалии нынешнего времени. Сейчас ни у одного русского человека нет ни малейшего сомнения, зачем депутаты идут в Госдуму – для удовлетворения своих властных амбиций и «расширения бизнеса», а некоторые – только для получения депутатской неприкосновенности.

После увольнения с государственной службы Николай Николаевич посвятил себя общественной работе. Он был членом Русского Собрания и считался там специалистом по крестьянскому вопросу.

Жеденов был одним из учредителей Союза Русского Народа, а в 1908 году возглавил его издательский комитет и активно сотрудничал в крупнейшей черносотенной газете «Русское знамя».

В 1909 году он стал членом редакционной комиссии «Книги русской скорби». Примерно в это время Жеденов становится одним из последовательных сторонников А. И. Дубровина и во время раскола решительно стал на его сторону.

В 1910 гг. Жеденов получил широкую известность, как редактор – издатель крайне правой монархической газеты «Гроза». С его приходом вместо умершего первого редактора газеты Большакова, газета стала более едкой и беспощадной в критике политических противников. Принимая деятельное участие во внутримонархических распрях, Жеденов язвительно называл В. М. Пуришкевича и его сторонников «маргариновыми монархистами», подчеркивая разницу между ними и «истинными» монархистами, к которым он себя относил.

В 1914 году Жеденов организовал и возглавил «Общество изучения иудейского племени» и газета стала печатным органом Общества. О целях и задачах Общества можно судить по постановлению Общества от 6 января 1916 года, в котором говорилось: «Ныне всякому ясно, что жидовство – не племя инородческое, но всосавшийся в государственный организм элемент распада государственности и национальности Русской».

Постепенно Жеденов стал считаться специалистом по еврейскому вопросу. Его перу принадлежит целый ряд интересных научных и художественных сочинений, посвященных иудаизму и еврейству в целом.

В конце ноября 1915 года он принял участие в работе Нижегородского Всероссийского Совещания уполномоченных монархических организаций, где выступил с докладом.

Примечательно, что даже в революционном в 1917 году газета выходила под шапкой: «Задача газеты: говорить правду, отстаивать Православие, Самодержавие и первенство Руси, бороться с взяточничеством».

После февральского переворота Жеденов подвергся репрессиям. В ночь на 1 июля 1917 года он был арестован Временным правительством и брошен в Кресты. Через 18 дней ему удалось освободиться, и он опять приступил к изданию «Грозы».

Особо непримиримую позицию к власти газета заняла после выступления генерала Корнилова, которого подвергла самой беспощадной критике, как и Временное правительство. В тех событиях Жеденов видел своим союзником в борьбе с Временным правительством народные массы. Порой своей риторикой «Гроза» напоминала даже большевистскую прессу. В газете говорилось, что продолжать войну – безумие и преступление; что война ведется в интересах евреев, инородцев и западных союзников; что русские войска все равно обречены на поражение, в результате которого все равно будет заключен сепаратный мир, но на позорных условиях. Газета выступала за наведение порядка в стране, замечая, что главные деятели «великой русской революции» совершенно не способны навести порядок, в стране царит безвластие.

Газета обвиняла Временное правительство в том, что оно «напустило голод», что раньше народ питался только «чечевицей с рыбой да хлебом вдосталь», а ныне «не достает у него и хлеба». Хотя забастовки и осуждались как грех, однако особо отмечалось, что рабочий «голоден, бос и оборвался».

Предпочтительной формой правления для России называлась монархия. Справедливо отмечалось, что власть Временного правительства ответа перед Богом не несет; к тому же при Царе безбожники православных святынь не трогали, а теперь торжествует «явное безверие и богохульство, отвержение всяких истинных начал веры». Кроме того, газета много писала о тех проблемах, которые волновали народ.

В последнем номере «Грозы», вышедшем уже после большевистского переворота, как ни странно, выражалась полная симпатия к большевикам: «Порядок в Петрограде за 8 дней правления большевиков прекрасный: ни грабежей, ни насилий». Более того, «Гроза» заверяла читателей, что «большевики имеют врагов в лице жидовского кагала, предателей и изменников из помещиков, генералов, купцов и чиновников».

Трудно сказать, что руководило издателями газеты – заискивание перед большевистской властью или искренняя вера в вышеизложенное. Несмотря на пробольшевистские симпатии, газета была закрыта новыми властями в ноябре 1917 года.

В последние годы жизни Николай Николаевич Жеденов провел в станице Багаевской и скончался в Ростове в 1933 году.

Память о выдающемся патриоте – черносотенце осталась в его многочисленных литературно – публицистических произведениях.

⃰ ⃰ ⃰

Николай Николаевич проявил себя не только как общественный деятель и блестящий публицисткак, но и как выдающийся педагог. Задолго до Макаренко он разработал и внедрил систему детских домов, находящихся на самоокупаемости – «приютов самопомощи». Он считал, что «найти способ к возможно дешевому содержанию детей составляет нравственную обязанность каждого гражданина». Данный замысел, по его мнению, можно было осуществить путем «повсеместного учреждения сельскохозяйственно – кустарных приютов без малейшей на текущее содержание их траты со стороны государства и населения», причем «нуждающиеся в призрении дети будут все избавлены от нищеты и пороков».[1]

Именно Н. Н. Жеденов разработал основные принципы деятельности детских приютов:

1) сельское начало;

2) крестьянская простота жизни;

3) усовершенствованная техника.

В приютах должны были строго соблюдаться правила:

1) приюты должны существовать независимо от рынка, потребляя только то, что производится ими самостоятельно;

2) обработка продуктов, произведенных приютами, должна производиться только их собственными силами.

Грамотность и знание ремесел, по мнению Н. Н. Жеденова, должны являться лишь дополнением к основному занятию – сельскому хозяйству. Приюты должны быть образцовыми фермами и являться примерами для крестьян в ведении сельского хозяйства.

Огромным преимуществом приютов, по Жеденову, было то, что они не требовали огромных финансовых затрат на их организацию и деятельность, в отличие от «филантропических» детских учреждений, для поддержания деятельности которых требуются немалые средства.

Жеденов разработал схему деятельности детских приютов, как сказали бы сейчас – на основе самоокупаемости. В приют, по его мнению, должны приниматься дети всех возрастов. Девочки должны заниматься приготовлением пищи, стиркой белья, уборкой помещений, доением коров, уходом за малолетними детьми, телятами, ягнятами, птицей, стрижкой овец, обработкой шерсти и конопли, прядением волокна из кудели и шерсти. Мастерские для этих работ должны быть оборудованы достаточным количеством современных прялок и станков.

Мальчики должны выполнять более тяжелые работы: пилку и колку дров, чистку хлевов, уход за взрослым скотом, изготовление кожи и валяной обуви, шитье полушубков, изготовление посуды из дерева, колес, мелкие плотницкие и столярные работ, починку инвентаря, необходимые кузнечно – слесарные работы, пасти скот.

В работе Жеденова «Детские сельскохозяйственные приюты самопомощи» подробно расписан распорядок дня для воспитанников. Работы распределялись по половому признаку. Дети поднимались летом с рассветом, зимой – «с огнем». Мальчики сразу направлялись на расчистку хлевов, кормление скота, заготовку дров. Девочки кормили кур, доили коров, готовили завтрак. Пища готовилась в зависимости от народности воспитанников. В великорусских приютах готовили великорусские блюда, в малороссийских – малороссийские. Таким образом, по мнению Жеденова, «вся жизнь приюта должна быть проста и приноровлена к обычной земледельческой жизни: в приюте должны быть введены обычные крестьянские кушанья, носиться крестьянское же платье и обувь, и только с поднятием культуры сельского хозяйства приюта последний имеет право улучшить обстановку своей жизни».

Сразу после завтрака воспитанники занимались ремеслами. Около четырех – пяти часов полдничали – закусывали хлебом с молоком, кашей, капустой. После полдника опять задавали скоту корм. Когда девочки заканчивали дойку коров, садились за грамоту. Затем ужинали и с молитвой заканчивали день. Мальчики опять задавали корм скоту и ложились спать, а девушки пряли до первых петухов, напевая песни. По ночам старшие мальчики вставали и осматривали скот. Летом обучение грамоте не производилось - слишком много было работы. Спали девочки и мальчики в разных комнатах. Летом, в поле, спали в палатках, подстилая войлочные полости. Каждую субботу обязательно топилась баня.

Обучение грамоте начиналось осенью, с окончанием полевых работ (с 1 ноября) до их начала (1 марта). Обучение производилось в специальных классных комнатах. Изучение «умственных наук», например, арифметики происходило в приютах за «нешумною работою, тесным кружком». По словам Жеденова, такая система обучения детям нравилась.

По праздникам воспитанники по очереди читали по главе из Священной истории. После чего законоучитель задавал им вопросы на закрепление пройденного материала. Кроме того, в минуты отдыха читались светские рассказы, и велась оживленная беседа по их обсуждению.

При приютах в обязательном порядке создавались библиотеки, несмотря на нехватку книг. В распоряжении воспитанников были не только богословские и светские книги, но и литература по агрономии.

Под руководством взрослых – смотрителей воспитанники осуществляли практические работы – ежедневно осуществляли замер температуры воздуха, измеряли давление с помощью барометра, определяли скорость и направление ветра.

По мнению Жеденова, приюты были должны иметь не только образовательное, но и воспитательное назначение. Занятые производительным трудом, избавленные от взрослых пороков, воспитанники приютов станут, по замыслу Жеденова, мощным противовесом разрушительным элементам в обществе.

Теория Николая Николаевича была успешно претворена в жизнь: были созданы и успешно действовали детские сельскохозяйственные приюты в Камышинском уезде Саратовской губернии – Тарасовский, Красноярский, Лопуховский и Бурлукский, причем их деятельность была встречена в обществе с большим одобрением, они были даже премированы. Жеденов надеялся, что, после всеобщего признания, «Россия быстро покроется десятками тысяч подобных школ – приютов, и беспризорные дети, сотнями тысяч голосов по необъятной нашей родине тщетно взывающие теперь к общественной помощи, найдут, наконец, себе убежище, а дело народного сельскохозяйственного образования приютов сделает громадный шаг вперед».

Главное внимание в своих книгах и брошюрах Жеденов уделял финансовой независимости приютов. По его мнению, приюты должны существовать самостоятельно, без субсидирования со стороны: «приют должен вести свою жизнь по возможности без посторонней помощи».

Не менее главным принципом деятельности приютов была семейная форма воспитания. Жизнь приютов протекала в религиозно – нравственном духе. По праздникам воспитанники посещали церковь, при этом хорошо поющих детей ставили на левый клирос. Смотрители (воспитатели) относились к воспитанникам «по – отечески»; дети именовали друг друга братьями и сестрами. Каждая девушка старше десяти лет выбирала себе подопечного из младших, и воспитывала их на женской половине. Кухней и кладовой заведовали девушки, рассчитывая количество необходимых для приготовления пищи продуктов. Мелкое воровство, неизбежное в начале, постепенно сходило на нет, так как воспитанники понимали, что крадется у них самих. Главными наказаниями были – постановка в угол младших и перевод с главной работы на второстепенную для старших. Какие либо телесные наказания строжайше запрещались. Воспитанники не только работали вместе, но и вместе отдыхали. Они занимались рыбной ловлей и охотой, ходили к родственникам в соседние села, пели песни, водили хороводы и пляски, организовывали оркестры из балалаек, свирелей, бубнов, скрипок.

Через два – три года прошли первые выпуски. В шестнадцать лет девушки становились потенциальными невестами, парни в семнадцать лет – женихами. Вскоре состоялись первые свадьбы, которые становились всеобщими праздниками. Юноши – выпускники почти не употребляли спиртных напитков, в отличие от своих деревенских сверстников. На свадьбах неизменно провозглашалась «Многая лета» Государю Императору и Императрице.

В смотрители приютов назначались люди умные, добрые, честные, достаточно грамотные. Невысокое жалованье компенсировалось готовым содержанием.

Вскоре, как и ожидал Жеденов, произошел значительный прорыв организации приютов по всей России, но сама их идея вызвала ожесточенную критику либеральной интеллигенции, которая считала этот проект утопическим. Аргументация либералов была следующей: «Бегают же собаки по улицам и кормятся; почему же так же не кормиться и сиротам? Если дети подчас и голодают, а девушки пропадают в различных притонах, то это вполне естественно на то они и сироты». Недовольными приютами оказались и местные кулаки, которые лишались дешевой детской рабочей силы.

Разработки Жеденова по организации приютов актуальны и сейчас. Даже при достаточном финансировании детских домов всегда присутствует острая проблема приобщения воспитанников к труду. Дети в детских домах должны быть постоянно заняты чем – то полезным, иначе при выходе из детдомов они могут пополнить ряды маргиналов, алкоголиков и прочих антисоциальных элементов, что повсеместно и случается. Это, кстати, понимал хорошо известный А. С. Макаренко, который взял у Жеденова и развил его идею трудового воспитания, хотя духовные и идеологические основы их трудов были принципиально различными.

Очень жаль, что труды Н.Н. Жеденова по воспитанию молодежи на принципах трудолюбия и нравственности надежно забыты, не востребованы нашими высокими педагогическими чиновниками. А очень жаль, потому что ценности, на которых воспитывал молодежь Николай Николаевич Жеденов - любовь к Богу, трудолюбие, нравственность - непреходящи, вечны.

[1] Жеденов Н. Н. Гроза врагов русского народа. – М.: Институт русской цивилизации, 2013. Здесь и далее в этой главе приведены цитаты из этой книги.