Найти в Дзене

Как научить аутичного ребенка поощрениям с помощью жетонов

В школьном классе, дома и в других местах проще всего использовать для поощрения ребенка так называемую экономику жетонов, но для многих детей эта система не будет понятна сразу же. В этой шпаргалке описывается, как познакомить ребенка с работой за поощрения и системой жетонов.
Этот материал опубликован в научно-популярном журнале "Аутизм-это". Мы публикуем его с небольшими сокращениями. Можно как угодно хорошо составить план обучения, но все усилия пойдут насмарку, если мы не сможем мотивировать ученика и он не будет участвовать в учебном процессе. Для того чтобы гарантировать мотивацию ученика можно использовать поведенческие принципы усиления (поощрения). В этом смысле отношения педагога и ученика аналогичны отношениям начальника и сотрудника. На работе мы ожидаем, что мы будем работать в соответствии с договором и наши руководители будут придерживаться своей части договора. Мы хотим знать, какую награду мы получим за наши усилия и что конкретно от нас для этого требуется. В прот
Оглавление

В школьном классе, дома и в других местах проще всего использовать для поощрения ребенка так называемую экономику жетонов, но для многих детей эта система не будет понятна сразу же. В этой шпаргалке описывается, как познакомить ребенка с работой за поощрения и системой жетонов.

Этот материал опубликован в научно-популярном журнале
"Аутизм-это". Мы публикуем его с небольшими сокращениями.

Фото Алины Десятниченко. Тренировочная квартира в Краснодаре.
Фото Алины Десятниченко. Тренировочная квартира в Краснодаре.

Можно как угодно хорошо составить план обучения, но все усилия пойдут насмарку, если мы не сможем мотивировать ученика и он не будет участвовать в учебном процессе. Для того чтобы гарантировать мотивацию ученика можно использовать поведенческие принципы усиления (поощрения).

В этом смысле отношения педагога и ученика аналогичны отношениям начальника и сотрудника. На работе мы ожидаем, что мы будем работать в соответствии с договором и наши руководители будут придерживаться своей части договора. Мы хотим знать, какую награду мы получим за наши усилия и что конкретно от нас для этого требуется. В противном случае мы точно не захотим продолжать эту работу.

Так что при обучении наших учеников они тоже должны понимать:

  • какое поощрение они получат за приложенные усилия (за что они работают?);
  • когда это поощрение будет получено;
  • когда они смогут передохнуть (когда закончится «рабочий день»?);
  • какую именно работу им предстоит выполнять.

Во время собеседования о работе вы вряд ли запомните все детали, но вы точно постараетесь получить ответы на эти пункты. Вам бы хотелось, чтобы эти пункты были отражены в вашем трудовом договоре.

Когда педагог хочет, чтобы ученик чему-то учился, то педагог требует, чтобы ученик делал что-то непривычное и прикладывал усилия. Например, каким-то образом менял свое обычное поведение. Соответственно, в этих отношениях тоже важен «договор», который прояснит для ученика, зачем ему самому прилагать эти усилия и что-то менять в своем поведении. Мы не хотим работать, если не знаем, какое вознаграждение и когда мы получим, и то же самое должно относиться и к ученикам.

В рамках Пирамидного подхода к обучению (Bondy, 2013) педагог должен заключить договор с учеником еще до начала каких-либо уроков. Заключение такого договора состоит из трех этапов. При этом визуальная система поощрений (карточка «поощрение» и плашка с жетонами) — это и есть ощутимое отражение договора.

1. Тестирование поощрений

Прежде чем начать использовать систему поощрений, нужно определить, какие лакомства, напитки, игрушки и занятия являются очень желанными для данного учащегося. Нужно разработать иерархию наиболее предпочитаемых предметов и наименее предпочитаемых предметов. Эти предпочтения наверняка будут меняться со временем, так что важно регулярно проводить опросы о предпочтениях ученика и новые тестирования.

2. Обучение договору

Вначале заключайте мини-договора с предпочитаемыми предметами. На данном этапе не знакомьте ученика с карточкой поощрения. Сейчас ваша задача — научить его доверять вам, показать, что вы честно выполняете договор. На этом этапе начинайте с очень простых задач, которые хорошо знакомы ученику и/или являются частью его обычного распорядка дня. Действуйте следующим образом:

  • покажите ученику потенциальное поощрение;
  • попросите ученика выполнить простое, хорошо знакомое действие;
  • после выполнения быстрого и простого действия немедленно (меньше, чем за секунду) предоставьте ученику поощрение и похвалите его.

Например, вы показываете желанную игрушечную машинку, просите ученика вставить один пазл-вкладыш на место, тут же даете ему машинку и хвалите. Постепенно увеличивайте объем работы, которую нужно выполнить, чтобы получить поощрение.

3. Обучение поощрению с помощью жетонов

  • Начинайте с плашки с 5 карточками (жетонами). Первоначально всегда прикрепляйте на нее 4 жетона заранее, работайте только с одним жетоном, который должен заработать ученик.
  • Покажите ребенку желанный предмет и/или прикрепите картинку этого предмета на плашку с жетонами.
  • Дайте инструкцию выполнить простую задачу.
  • Когда ученик выполнит задачу, немедленно «заплатите» жетон.
  • С помощью физических подсказок помогите ученику прикрепить жетон на плашку с жетонами, а затем передать плашку вам в обмен на поощрение («обналичить» жетоны).
  • После того как ученик полностью освоит такую систему поощрения, начинайте убирать 2 жетона с плашки перед заданиями. Так постепенно увеличивайте количество жетонов, которые нужно заработать, до 5.
  • После этого постепенно увеличивайте объем работы за один жетон.

О чем важно помнить при работе с системами жетонов

  1. После определения поощрений список поощрений должен быть доступен для всех, кто будет работать с учеником, чтобы они легко могли учитывать его. Также обязательно укажите, работу с каким количеством жетонов освоил ученик.
  2. Продолжайте тестировать поощрения.
  3. Разные задачи могут потребовать разного количества жетонов, которые нужно заработать для получения поощрения.
  4. Используйте эту систему в течение всего дня.
  5. Никогда не отказывайтесь от поощрения!
  6. НИКОГДА не убирайте заработанные жетоны в ответ на проблемное поведение!



ПЕРЕВОД: ЕЛИЗАВЕТА МОРОЗОВА

ИСТОЧНИК: PECS AUSTRALIA


Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь, читайте и другие материалы нашего канала:

Как планирование и списки помогают людям с аутизмом: разбираемся вместе с руководителем Тренировочной квартиры

Методы терапии эффективные при аутизме и наш опыт