Всем привет
В прошлой статье я рассказала о начале нашего школьного пути и о том, как прошли первые годы в начальной школе.
Сейчас я расскажу о самом главном и сложном периоде.
Пубертатный период (период полового созревания).
У обычного ребёнка этот период проходит с колебаниями в поведении, а у аутистов он проходит в несколько раз мощнее. В отличии от нас с вами, аутисты не видят нужды держать эмоции в себе и не особо улавливают социальные рамки. Я всю её жизнь учу её нормам поведения, но честно говоря Рада их совсем не понимает. Не понимает, почему это нужно делать так и не делать эдак.
Так вот когда в её организме гормоны начали устраивать пляски, Рада (по непонятным зачастую для себя самой причинам) начала плясать вместе с ними. К сожалению это вылилось в истерики на уроках, попытки их срыва, нежелание выходить из дома в школу (она просто падала на пол и так лежала и орала всякие неприличности) и всяческое отторжение математики. Уроки мы делали весь день! Пришлось даже по очереди с бабушкой и дедушкой меняться, потому что даже моя железная психика не выносила такого количества ругани в свой адрес.
Из-за эмоционального нестабильного состояния и общего негативного настроя, она перестала воспринимать школьную программу, которая и так давалась с трудом. Учительница вошла в наше положение и терпела Радины выходки, хотя я сама понимала неправильность происходящего. Часто мы не могли прийти в школу, просто физически не могла заставить её пойти. Появились агрессия и аутоагрессия (агрессия направленная на себя).
Программу 4 класса Рада не освоила. Целый год мы с учительницей старались хоть как-то вытянуть Раду, но случился откат.
Есть такая штука у аутистов (не знаю, может и еще у кого-то), как Откат. Так мы называем процесс деградации. Он бывает по разным причинам. Это такой процесс, когда ребёнок разучается тому, чему научился. Вот вы например если научились складывать 2+2, то будете уметь это делать потом всю жизнь. Если вы научились читать, то даже если не будете брать книгу 10 лет, вы возьмёте и прочитаете её. Наверняка если узнаете, как выглядит крокодил, то никогда не назовёте его жирафом. А вот аутист может в какой-то момент забыть как складывать 2+2, и тогда придется учить его заново. А на бытовом уровне многие вещи приходится учить заново каждый день...
У моей знакомой сын, который шёл на общую школьную программу, в период полового созревания получил такой откат, что даже не мог стакан на стол поставить, ставил его мимо стола, у него случилась дезориентация в пространстве и он полностью разучился читать. Вследствии этого им пришлось применять химическую терапию, а в школу они пошли специализированную.
У нас откаты бывали, если мы делаем упор на какой-то предмет и выпускаем из рук какой-нибудь другой. Тот, который мы временно выпустили из рук сразу начинает забываться. Но чаще они случаются после эмоциональных вспышек. Истерика - откат. Это сложный механизм, так мне и не понятный до сих пор. Но в этот период у нас случилось много откатов.
По итогу года мы вместе с учителем и школой, с ПМПК и родными пришли к выводу, что придётся снова менять программу. Если до этого у меня была надежда, что хотя бы по адаптированной к аутизму программе Рада сможет пусть и со скрипом, но осилить её и доучиться до 9 класса хотя бы. То тут уже такого вопроса не стояло.
Она не способна понять математику, историю, географию и английский 4 класса. А дальше? Физика, химия, геометрия, алгебра... С этими предметами что? Ставить оценки за красивые глаза не наш вариант.
Есть особенность у Рады чувствовать слабину. Каждого человека она сразу именно на эту слабину и проверяет. Стоит раз поставить ей оценку за красивые глаза, как этот человек потеряет всякий авторитет и будет накрыт волной неуважения и пренебрежения. Мы проходили это много раз в разных реабилитационных центрах и с разными учителями в школах. Наша учительница только потому и стала для Рады любимой и авторитетом, что ни разу не дала ей поблажек.
И так было принято решение сменить программу на ту, где нет химии и физики, где история в понятном для Рады варианте, а математика без косинусов и синусов. Программа, где всё будет понятно и которую Рада сможет освоить. Но. У каждого есть своё но.
Программа новая не предусматривает получения аттестата, так как она не соответствует общей программе. Мне дали время подумать, так как решение серьезное.
Я хотела, чтобы мой ребенок получил аттестат как все. Я все годы выжимала из неё максимум её возможностей. Я знаю, что сейчас она на максимуме того, что может. Но я здраво осознаю, что она не способна осилить то, что ждёт её дальше. К сожалению, у неё нарушения интеллекта на которые наложился гормональный фон. И надо дальше выбирать не исходя из своих Хочу, а исходя из её Могу. А реалии таковы, что придётся отказаться от аттестата в пользу своего же ребёнка.
Мы сменили программу. 5 класс мы ходили в школу со скрипом, с истериками, но худо-бедно осваивая на 3-4. Не из снисхождения, а за реальные знания ей ставили 3 и 4 по облегченной программе. Это был предел её возможностей. Пубертатный период продолжался, он длится лет до 16-17. У неё были нежелание учиться и ненависть к математике. Но то, что у неё есть успехи, всё же стимулировало её. 3 четверть мы практически всю пробыли на больничных. Начались серьезные перестройки. Скакало давление, начались головные боли.
Если прошлый год она весь просидела на антидепрессантах (постоянно находилась под присмотром психиатра), то второй год мы уже ходили к неврологу и терапевту. Антидепрессанты пили только в критические дни. Это для нас было самой большой победой, ведь для меня важнее всего вырастить спокойного, счастливого человека, чем психа, но с дипломом. Будем говорить честно.
Сейчас, спустя уже 2 года после смены программы, я ни чуть не жалею. Мы так же постоянно работаем, Раде так же даются с трудом новые знания, мы не отсиживаемся, честно преодолеваем трудности. Но Рада спокойнее переживает учёбу. Она всё реже говорит "Я ничего не понимаю".
И хочу сказать еще слово. Мы мамы конечно очень хотим, чтобы наши дети с особенностями достигли высот, но нужно идти исходя из своих Детей. Если интеллект сохранен, конечно стоит получать аттестат, он нужен в основном для поступления в институт. А если интеллект у него нарушен и он не сможет пойти в вуз или техникум, то школу он может окончить и без него. Со справкой берут в училища, но только для получения рабочей специальности. Обучение такое длится 6-7 месяцев и оно платное (но стоит не дорого). Поэтому в 9 классе мы будем решать, сможет ли Рада получить профессию и какую. Например ничто не мешает ей выучиться на гончара, лепить и раскрашивать свои изделия, зарегистрироваться как самозанятая и работать. К примеру. А сейчас она учится мультипликации и может потом окончит онлайн-курсы, получит диплом и будет рисовать свои мультики. Ограничиваться аттестатом мы не собираемся, и без него жизнь точно не кончится:)
Всем мамам детей с особенностями хочется сказать "Вы не одиноки. Все будет хорошо!" Ведь это действительно так:)
Я рассказала вам об этом, так как у каждого следствия есть своя причина.
Далее можете прочитать о причине перехода на Семейную форму обучения: