Добрый день, дорогие читатели!
В наши дни прогуливаясь по столичной улице Старой Басманной улице мало кто задумается о том, что на этом месте находилось еще 200 лет назад.
И лишь единицы помнят о том, что в этом районе осталось множество свидетельств великой эпохи, ведь когда-то Немецкая слобода оказала огромное влияние на развитие нашей страны и если бы не было этого района, история развития страны сложилась бы по-другому!
Как появилась легендарная Немецкая слобода
Первая Немецкая слобода в Москве возникала на берегу реки Яузы (в 7 км от Кремля) в период правления отца Ивана Грозного при Василии III Ивановиче. Этот район москвичи прозвали Кукуем, ведь поблизости протекала одноименная речушка.
Среди знати того времени появилась мода брать в охранники иностранных наемников. Семьи подданных других стран селили в районе Полянки, рядом с Кремлем, но в 1571 году лихой крымский хан Девлет I Гирей во время очередного набега сжёг в этом районе все дома.
После этого решено было выделить земельный надел для иностранцев в пригороде, возле реки Яуза. Один из результатов походов царя Ивана IV Грозного в Ливонию стало появление большого числа пленных в пределах Московии. Многих из них разослали по городам, другим было приказано селиться в Немецкой слободе.
Протяжённость поселения к середине XVI века вдоль реки достигала 5 км, в ширину - 2 км. По сути, это был полноценный автономный кусочек средневековой Европы. Здесь находились прямые улицы, ухоженные аллеи возле набережной, опрятные дома на немецкий манер с красной черепицей.
Многие современники отмечали: «немцы», сохранив свои традиции и уклад, строили свои домовладения таким образом, что использовался с пользой каждый метр площади.
По свидетельству английского дипломата, мемуариста и путешественника Джерома Горсея (1550-1626), было еще несколько мелких поселений в разных районах Москвы: на улице Болвановка (Таганка) жили шотландцы, возле Данилова монастыря (Шаболовка) немцы.
В 1578 году Иван Грозный по неизвестным причинам устроил погром в Немецкой слободе. Французский наёмник Жак Маржерет писал в воспоминаниях, что жители были «зимой изгнаны нагими, в чем мать родила». При Борисе Годунове к иностранным купцам относились более лояльно: самодержец предоставил привилегии и права иностранным купцам такие же, как у отечественных коммерсантов.
Лях пан Станислав Немоевский с досадой упоминал в переписке, что «лифляндские изменники» строят огромные дома и живут припеваючи. Торговец из Амстердама Исаак Масса подтверждает в рассказах, что многие бывшие пленные находили в Немецкой слободе лучшую жизнь. При этом, напомню здесь могли селится только иностранцы - русские люди сюда могли приходить только в качестве гостей (да, тогда всё было настолько сложно устроено).
Во время Смутного времени район в междоусобных распрях сожгли дотла. Иностранцы разъехались по городам России, оставшихся расселили по разным районам столицы. Настоящий расцвет этого уголка Москвы начался с приходом на престол монархической династии Романовых (1613).
Расцвет района для иностранцев
При Алексее Михайловиче было издано постановление (1653): все иностранцы должны были селиться за городом возле реки Яуза. Выделялся большой надел земли, а для иноземцев предоставлялись преференции: сохранялось вероисповедание, браки заключались без учета вероисповедания и национальности.
В Московию приехало много специалистов: врачей, инженеров, военных. Иностранцы не платили пошлин, имели право самостоятельно варить пиво, продавать спиртное без уплаты акцизов. Местные купцы завидовали таким послаблениям. Духовенство роптало по поводу раскрепощенных нравов, «бесовских» покроев одежды. «Немцев» часто обвиняли в раздувании цен на рынке недвижимости, продаже земли втридорога.
В 1665 году Правительством была проведена перепись. Большая часть домохозяйств принадлежала офицерам из Германии, Англии, Франции, Шотландии и Швейцарии. Заведовал всем этим обширным хозяйством Иноземный приказ. Даже молодой Петр I проводил много времени в селе Преображенское (родовом поместье), которое располагалось недалеко от Немецкой слободы.
Закадычными друзьями монарха стали: купец Франц Лефорт (1655–1699) родом из Женевы и шотландец Патрик Гордон (1635 - 1699) военачальник и инженер. В определенном смысле два этих человека определили развитие страны на ближайшие двести лет.
Со временем император Петр Великий особым указом отобрал автономию у иностранных поселений, перешедших позже в подчинение Бурмистрской палате. Так или иначе, в XVII веке появилась мода «на все европейское»: вырос спрос на мебель из дорого красного дерева, устанавливались в комнатах часы с маятниками и т.п.
Окончание эпохи
С начала XVIII века слобода стала застраиваться каменными домами и дворцами московских богачей. На берегу Яузы купец П.Белавин открыл первую фабрику по производству шелка. Во время нашествия Наполеона район полностью выгорел (сентябрь 1812), после этого здесь стали селиться, мелкие купцы, разночинцы, мещане.
Одна из главных улицы района называлась Немецкой (с 1918 переименована в Бауманскую). Сейчас большой район размером 3х3 км называется Лефортово по имени сподвижника Петра Великого Франца Лефорта, его дворец и поныне находится между метро Бауманская и Техническим училищем МВТУ им. Баумана в одном из переулков.
Заключение
Увы, от той старой Немецкой слободы не осталось никаких следов, за исключением дома «избранницы» Петра I - Анна Монс. Всё остальное давно перестроено или снесено. Зато мы всё же можем хранить память об этом месте, изучать его историю!
А вы раньше слышали про этот район Москвы?
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, А ТАКЖЕ СТАВЬТЕ ЛАЙКИ!
📍И конечно же читайте другие наши увлекательные статьи: