Часто беру в руки сборник замечательных рассказов Чехова. И всё с каждым разом убеждаюсь, что его герои актуальные для нашего времени.
В век компьютеризации, с такими клиентами достаточно сложно.
Напомню отрывок из рассказа Чехова «Беззащитное существо».
Как ни силен был ночью припадок подагры, как ни скрипели потом нервы, а Кистунов все-таки отправился утром на службу и своевременно начал приемку просителей и клиентов банка. Вид у него был томный, замученный, и говорил он еле-еле, чуть дыша, как умирающий.
— Что вам угодно? — обратился он к просительнице в допотопном салопе, очень похожей сзади на большого навозного жука.
— Изволите ли видеть, ваше превосходительство, — начала скороговоркой просительница, — муж мой, коллежский асессор Щукин, проболел пять месяцев, и, пока он, извините, лежал дома и лечился, ему без всякой причины отставку дали, ваше превосходительство, а когда я пошла за его жалованьем, они, изволите видеть, вычли из его жалованья 24 рубля 36 коп.! За что? — спрашиваю. — «А он, говорят, из товарищеской кассы брал и за него другие чиновники ручались». Как же так? Нешто он мог без моего согласия брать? Это невозможно, ваше превосходительство. Да почему такое? Я женщина бедная, только и кормлюсь жильцами... Я слабая, беззащитная... От всех обиду терплю и ни от кого доброго слова не слышу...
Мадам Щукина перепутала ведомство, но ей было всё равно...
Да да, именно так. Представьте государственное учреждение в наше время, приём документов осуществляется через портал государственных услуг и только единицы на личном приёме.
В фойе для удобства стоит гостевой компьютер, с него и можно всем желающим отправить заявление для получение необходимой услуги.
Дама лет 60 странно одета, явно не по погоде за окном, зашла в здание, три больших пакета с вещами демонстративно поставила на пол.
-Фу, вспотела прямо вся, пока до вас дошла.
Администратор с улыбкой подошла к терминалу.
-Добрый день, какой у вас вопрос?
-Вопрос самый важный, сама разберусь.
-Хорошо, если что обращайтесь.
Дама осмотрелась вокруг.
Люди сидят на стульях, диванчиках, все смотрят на табло в надежде, что их номер выпадет и они быстро решат свой вопрос.
-Кто последний?
Мужчина не отрываясь от своего смартфона.
-Берите талончик и ждите очереди. Вызовут.
-Но я же спрашиваю, кто последний, если я достану какой-то талон.
-Вы возьмите талончик вон там, у терминала, объявят номер и вас вызовут.
Женщина побрела к терминалу.
Администратор на сей раз была занята с другим клиентом.
Глаза у дамы разбегаются от строчек, куда нажимать, зачем.
Женщина обратно вернулась к ожидающим людям.
-Как мне пособие получить? Я столько же настрадалась, сыночек мой заболел, муж умер.
Девушка встала со своего стула.
-Пойдёмте, посмотрим, что можно выбрать.
-Ах, ты моя сахарная.
-У вас пособие по потере кормильца?
-Да милая, потеряла я кормильца. Потеряла.
Девушка протянула полученный в автомате талончик женщине.
-У вас номер Н087. Объявят этот номер и будет указан номер окна.
-Спасибо, милая.
Прошло время.
Дама вместе с пакетами устроилась на стуле у 4 окна.
-Здравствуйте, чем я вам могу помочь?
Женщина посмотрела на специалиста, достала платок и громко заплакала.
Многие обернулись и с вниманием смотрели, что же дальше будет, они забыли зачем сами пришли.
Женщина мгновенно успокоилась.
-Муж мой недавно умер, сыночек мой болеет, нет денежек на лекарство.
-Вы за пособием, я слышала пришли?
-За пособием, муж мой не дожил до пенсии, отчислял везде и всюду,
предприниматель был.
Женщина протянула файл с документами.
Спустя время специалист спокойно разъяснила клиентке по вопросу её супруга, а также о том, что им не было перечислений за себя, а только за работников, в его производстве.
-Какй у вас жарко. Включили бы свои адские кондиционеры, уморить хотите народ.
Я ведь сознание могу потерять.
Молодой мужчина предложил ей снять пальто.
-На улице лето, 25 градусов.
-Не ваше дело в чем я сижу.
Дама не уходила, не хотела принимать никакие доводы специалиста, плакала, кричала. Что она бедная, несчастная, никто не хочет ей помочь.
Посетители прониклись жалостью к ней, хотели как-то помочь.
-А что у вас еще есть? Вы можете мне помочь через госуслуги, раз так нельзя.
-У вас есть личный кабинет на госуслугах?
-Что вы, у меня и телефона то нет.
Специалист достала из сумки кошелёк, протянула купюру женщине.
-Это что? Вы мне зачем деньги свои суёте? Чтобы я ушла? От вас отстала?
-Пожалуйста, не кричите. Я хотела вам помочь, чтобы вы лекарства купили сыну.
-Ты мне помоги через госуслуги вернуть все деньги мужа, что он на вас потратил, не дожил сахарный.
Объяснения прозвучали не в третий и не в четвертый даже раз. Люди перешептывались.
-Специалист , вам разъяснила уже двадцать раз.
-Это не ваше дело. Сколько хочу, столько и буду сидеть. Начальника позовите мне. Он мне поможет.
-Здесь камеры стоят, ведите себя прилично.
-Это ты мне сопляк? Жизни решил учить.
Через несколько минут подошла женщина, заместитель начальника.
В десятый раз мадам выслушала доводы, которые её не устраивают. И здесь Остапа понесло.
-Откуда у вас дует, наставили кондиционеров, заморозить хотите меня.
Все в шоке были от её спектакля мадам, которая то «надевала маску трагического героя», её настроение менялось каждую минуту.
Все посетители качали головой, многие предлагали вызвать скорую, кто полицию.
Наконец у мадам раздался звонок сотового телефона, мелодия звонка очень задорная.
Вокруг все снова с удивлением уставились на мадам.
Она с гордостью достаёт смартфон внушительных размеров и принимает звонок.
Вокруг все замерли.
-Да, Минечка, сладкий мой. Да дормоеды тоже здесь все. Да сейчас иду в соцзащиту. Они у меня там попляшут.
Мадам встала, резко слёзы вытерла. Взяла пакеты и направилась к выходу.
Повернулась на прощание, плюнула на пол.
-Пробки госуслужливые.
Немая сцена:сотрудники и посетители застыли в разных позах.
Негатив от мадам словно шлейф обвалакивала помещение и всех, кто там находился. Все виновны по ее мнению.
Встречали таких людей?!
7