Зачем читать Николя Гоголя сегодня?
Николай Васильевич Гоголь - имя, которое невозможно обойти стороной, говоря о русской литературе. Но стоит ли современному читателю, избалованному блокбастерами и твитами, тратить свое драгоценное время на пыльные фолианты классика? О да, и причин тому - великое множество.
Нет времени читать? Смотри пост в карточках в telegram-канале
Гоголь — бесстрастный обличитель пороков
Гордыня - вот первый грех, который Гоголь беспощадно обличает в своих произведениях. Чванливые чиновники, мнящие себя пупом земли, спесивые помещики, кичащиеся своей властью над крепостными душами - все они предстают перед нами во всей своей неприглядности. Вспомните хотя бы Городничего из "Ревизора", который готов ползать на брюхе перед мнимым столичным чиновником, лишь бы сохранить свое теплое местечко.
Но не только спесь и чванство бичует Гоголь. Алчность, стяжательство, погоня за наживой - эти пороки также не ускользают от его острого взгляда. Чего стоит один только Чичиков, скупающий "мертвые души" ради призрачного богатства! А Плюшкин, превративший свое имение в свалку хлама, лишь бы не упустить ни одной копейки? Эти образы, словно кривые зеркала, отражают темные стороны человеческой натуры.
Гоголь — тонкий психолог
Гоголь - не просто бесстрастный обличитель пороков. Он - тонкий психолог, проникающий в самые потаенные глубины души. Его герои - не картонные злодеи, а живые люди со своими страстями, страхами, надеждами. Вот Башмачкин из "Шинели", забитый и униженный "маленький человек", мечтающий лишь о новой шинели. А Поприщин из "Записок сумасшедшего", чье безумие - лишь способ укрыться от жестокой реальности. Читая Гоголя, мы не только смеемся над пороками, но и сострадаем слабостям человеческим.
Гоголь — мастер мистики и фантасмагории
Гоголь — реалист, сатирик, психолог. А еще он - мастер мистики и фантасмагории, творец причудливых миров, где реальность переплетается с вымыслом. Вспомните хотя бы "Вия" с его жуткими ведьмами и нечистью, или "Портрет", где сам дьявол смотрит на нас с полотна. В этих мирах привычные законы бытия искажаются, как в кривом зеркале, заставляя нас усомниться в незыблемости нашей реальности.
И вот, пройдя через смех и страх, через обличение пороков и сострадание слабостям, мы выходим на новый уровень понимания. Гоголь, этот мистик и визионер, приоткрывает нам завесу над вечными вопросами бытия. Что есть человек перед лицом мироздания? Что есть добро и зло, свет и тьма? И есть ли предел человеческому падению и взлету? На эти вопросы каждый ищет ответ сам. Но Гоголь, этот насмешливый и мудрый проводник, помогает нам в этих поисках.
7 — «Портрет»
Главный герой, художник Чартков, предстает перед нами как жалкая марионетка в руках своих страстей. Бедность и безвестность гложут его, как голодные псы, и он готов на все, лишь бы вырваться из их цепких лап. И вот, богатство, свалившееся на Чарткова, словно манна небесная, быстро превращается в яд, отравляющий его душу. Алчность и тщеславие, эти вечные спутники человеческой слабости, овладевают им безраздельно. Он готов продать свой талант за горсть серебряников, как Иуда - Христа.
И Гоголь, этот беспощадный анатом человеческих пороков, с садистским наслаждением описывает падение своего героя. Мы видим, как божественный дар живописца превращается в жалкое ремесло, как высокое искусство приносится в жертву низменным страстям. Чартков, этот новоявленный Фауст, продает душу дьяволу за иллюзию успеха и богатства.
Но не только реалистическая драма разворачивается перед нами. Гоголь, этот мистик и визионер, погружает нас в зловещий мир средневековых легенд и суеверий. Старик-ростовщик, чей портрет становится роковым для Чарткова, предстает чуть ли не воплощением самого Сатаны. Искушение, соблазн, падение - вечные мотивы человеческой истории разыгрываются здесь, как по нотам.
Так что же хотел сказать нам Гоголь этой мрачной притчей? Что талант и успех несовместимы? Что искусство обречено быть поруганным и растоптанным в мире, где правят бал алчность и тщеславие?
Возможно. Но, быть может, есть здесь и иной смысл. Быть может, "Портрет" - это предостережение каждому из нас. Ведь в душе любого человека таится свой Чартков - слабый, падкий на соблазны, готовый продать свое предназначение за чечевичную похлебку. И портрет старика-ростовщика - это зеркало, в котором мы видим свое истинное лицо.
6 — «Нос»
Николай Гоголь в своей повести "Нос" срывает маски с человеческих пороков и заблуждений. Что же скрывается за фасадом благопристойности и чинопочитания?
Поначалу мы погружаемся в серую, будничную жизнь петербургских обывателей. Чиновники, ремесленники, сплетники - все эти винтики бездушной системы, кажется, навеки застыли в своем убогом мирке. Но вот в эту рутину врывается нечто невероятное, абсурдное, фантасмагорическое.
Майор Ковалев, этот мелкий, тщеславный человечек, однажды просыпается без носа. Да-да, без носа! Этот нелепый орган, символ человеческого достоинства и самолюбия, буквально сбежал от своего хозяина и зажил собственной жизнью.
Можете себе представить весь ужас и унижение бедного Ковалева? Он, майор, человек с положением, вдруг лишился своего носа! И ладно бы нос просто исчез - так нет же, он разгуливает по городу в мундире статского советника, кичась своим новообретенным статусом.
Гоголь, этот злой гений, с садистским наслаждением развивает эту абсурдную ситуацию. Мы видим, как Ковалев мечется по городу, пытаясь вернуть беглый нос, как он унижается перед чиновниками и даже перед собственным носом. Что это - фарс, гротеск, дурной сон?
Но за всем этим безумием кроется глубокий, горький смысл. В абсурдном мире "Носа" как в кривом зеркале отражаются все пороки николаевской России - чинопочитание, бездушие, мелочность.
В конце повести нос все-таки возвращается на свое место. Так, может здесь есть и проблеск надежды. И, быть может, его смех однажды разбудит нас от вековечного сна.
5 — «Шинель»
В «Шинели» Н.В. Гоголь создает потрясающий образ «маленького человека», раздавленного бездушной бюрократической системой.
Главный герой - скромный чиновник-переписчик Акакий Акакиевич Башмачкин. Вся его жизнь проходит в душных казенных канцеляриях Петербурга, среди чинов, формальностей и бумажной волокиты. Единственная отрада бедняги - новая шинель, на которую он копит последние гроши.
Гоголь очень живо и пронзительно описывает, как эта потеря шинели становится для Башмачкина настоящей трагедией. Он бегает по инстанциям в поисках справедливости, но на каждом шагу терпит лишь унижения от представителей власти. Бездушная система безжалостно раздавливает это маленькое существо.
Утрата шинели символизирует для героя смерть его личности, крушение его хрупкого внутреннего мира. И в финале зловещая фантастика начинает вторгаться в реальность - по Петербургу рыщет мстительный призрак Башмачкина, ужасающий всех встречных чиновников.
Гоголь виртуозно сочетает реалистическую жизненную правду с гротескной фантастикой. Это причудливое сочетание производит по-настоящему леденящее впечатление, заставляя читателя содрогнуться от горькой иронии и беспощадного трагизма происходящего.
"Шинель" ставит перед нами важнейшие вопросы о человеческом достоинстве, о равнодушии общества к "маленьким людям", о моральной ответственности человека перед ближним. Эта пророческая повесть натолкнула многих писателей на осмысление того, что значит быть личностью в мире бездушных порядков и бюрократии.
4 — «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Здесь Гоголь предстает перед нами как истинный мастер народного повествования и создатель яркой, самобытной украинской мифологии.
Гоголь словно погружает читателя в волшебный мир украинской деревни, населенной веселыми парубками, хитрыми ведьмами и прекрасными девушками. Перед нами предстает завораживающая смесь реалистических зарисовок сельского быта и причудливого фольклорно-фантастического мира. Фантастика у Гоголя идет рука об руку с бытовыми деталями, трагическое переплетается с комическим.
В центре цикла - поистине шедевральная повесть "Ночь перед Рождеством" с ее необычайно смешным и ярким сюжетом о кузнеце, отправившемся за черевичками для возлюбленной верхом на самом черте. Не удивительно, что этот сюжет впоследствии вдохновлял многих художников и режиссеров.
В "Вечерах на хуторе" Диканька предстает не просто реальной украинской деревней, но чем-то гораздо большим - воплощением самой народной души, поэтичной, жизнерадостной, полной юмора и мудрости. Гоголь создает здесь свой собственный малороссийский фольклорный мир, пропитанный духом старинных преданий, легенд и песен.
Язык повестей также удивителен - насыщенный диалектизмами, пословицами, оборотами народной речи, он сам по себе является жемчужиной народного стиля. Здесь очень ярко проявляется глубинная связь Гоголя с национальными корнями, с языком и мировосприятием украинского крестьянства.
В "Вечерах на хуторе" счастливо слились интерес писателя к народному фольклору и мифологии с истинной поэзией народной жизни. Эта книга положила начало великой гоголевской традиции в русской литературе, продемонстрировав всю мощь его необыкновенного таланта повествователя.
3 — «Миргород»
В сборнике "Миргород" Н.В. Гоголь предстает зрелым мастером слова, виртуозно сочетающим реалистическое изображение украинского быта с фантастическими, почерпнутыми из народных преданий сюжетами.
Повести цикла поражают разнообразием тем и жанров - от трогательной идиллии до мистической готики. Открывающая книгу повесть "Старосветские помещики" - подлинный шедевр гоголевской прозы. С какой нежностью и тонким юмором писатель описывает здесь размеренный быт престарелой четы Товстогубов, их милые привычки и привязанности! Их трогательные отношения, омраченные лишь драматическим происшествием с кошкой, полны очарования и поэзии.
Совсем другой дух царит в центральной повести цикла "Тарас Бульба" - героической эпопее запорожского казачества. Здесь описаны яростные битвы, воинственный патриотический дух и трагический конфликт отца с сыном из-за измены последнего казацкому братству.
А в повести "Вий" Гоголь черпает вдохновение в древнеславянском фольклоре, воссоздавая атмосферу таинственного ужаса. Встреча бурсака Хомы Брута с нечистой силой и самим Страшным Вием буквально полна кошмарных, леденящих душу подробностей.
Наконец, в комедийной повести "Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" писатель предстает блестящим сатириком, обнажающим человеческие слабости - ревность, мелочность, упрямство. История ссоры двух миргородских помещиков из-за ружья высмеивает комическое и трагическое в обыденной жизни.
При всем разнообразии жанров и настроений, повести "Миргорода" объединяет одна главная тема - народной жизни, украинского национального характера. Гоголь осмысливает ее во всех гранях - от идиллического до трагического, от сатирического до мистического. Именно в "Миргороде" писатель достигает подлинной творческой зрелости в изображении Украины.
2 — «Ревизор»
"Ревизор" - вершина его творчества в драматургии и один из шедевров русской и мировой литературы.
В этой пьесе Гоголь обличает пороки, процветавшие в российском обществе того времени - взяточничество, казнокрадство, лицемерие чиновников. Сюжет строится на забавном недоразумении - приезде в провинциальный городок человека, которого все принимают за ревизора из столицы. Это приводит к целой цепочке комических ситуаций и розыгрышей.
Однако за смешными сценами скрывается горькая сатира на продажность бюрократической системы в России. Гоголь выступил новатором, отказавшись от традиционного любовного сюжета и сосредоточившись на социальных проблемах. Он мастерски создает галерею ярких персонажей-чиновников, каждый из которых олицетворяет какой-либо человеческий порок.
Особого внимания заслуживает язык пьесы - живой, сочный, сочетающий народные выражения, идиомы и афоризмы. Юмор переплетается с беспощадной сатирой, высмеивающей пороки общества.
"Ревизор" стал важной вехой в развитии русской драматургии, утвердив принципы сатирического гротеска и социальной актуальности. Созданные Гоголем яркие образы и цитаты вошли в золотой фонд русской культуры. По силе обличительного пафоса и художественному мастерству эта пьеса считается одним из высочайших достижений русской литературы.
1 — «Мертвые души»
Поэма "Мертвые души" - центральный шедевр Н.В. Гоголя, вершина его творчества и одно из величайших произведений русской литературы. Гоголь работал над ней около 20 лет, вложив все свои творческие искания, размышления о социальных проблемах и неповторимый литературный стиль.
Уже сама сюжетная завязка, основанная на реальном случае в Бендерах, наполнена глубоким символизмом. История скупщика "мертвых душ" (так назывались крепостные, официально числившиеся умершими) становится метафорой духовного омертвения русского общества того времени.
В поэме Гоголь создает энциклопедическую панораму российской жизни 1830-х годов со всеми ее пороками - сословными предрассудками, человеческим эгоизмом, низменными помыслами. Череда ярких персонажей от Чичикова до помещиков-самодуров образует целую галерею сатирических типажей русского мира.
Используя реалистическую образность, гротеск, сочный народный язык, Гоголь обличает пороки общества, "прожженного насквозь" идеей наживы и собственничества. Но в финале первого тома он взывает к идеалу истинной духовной красоты.
Хотя последующие два тома, задуманные как "Божественная комедия" русской жизни, так и не были завершены, поэма стала образцом русской реалистической прозы XIX века и оказала колоссальное влияние. В ней воплотился гений Гоголя - сатирика, летописца народной жизни, обличителя пороков и певца "русской души". "Мертвые души" по праву вошли в сокровищницу мировой культуры как непревзойденный шедевр человеческого гения.