В рамках акции «Научный полк» мы продолжаем рассказывать о студентах и преподавателях МГРИ, принимающих участие в Великой Отечественной Войне. Их участие в защите Родины, их героизм и самоотверженность стали ярким примером патриотизма и мужества для всех нас.
Георгий Александрович Жуков – участник Великой Отечественной войны. После демобилизации окончил в 1952 г. Московский геологоразведочный институт. Много лет работал в геологических партиях и экспедициях Гидроспецгеологии, а с 1957 г. до выхода на пенсию - в центральном аппарате Министерства геологии СССР. Имеет правительственные награды.
Из воспоминаний Г.А. Жукова: «От Амура до Харбина»
После окончания десятилетки в сентябре 1940 г. меня призвали в Красную Армию и направили на Дальний Восток для прохождения службы в 90-м отдельном строительном батальоне 2-й Краснознаменной армии Дальневосточного фронта. Обстановка на Дальнем Востоке была неспокойная, так как уже существовал фашистский блок Рим-Берлин-Токио, угрожающий нашей стране и на Западе и на Востоке. Правительство СССР готовилось к войне на этих двух стратегических направлениях. Мы, призывники, тоже ощущали это напряжение: наш эшелон при движении на восток обгоняли многочисленные поезда с военной техникой и людскими резервами. В октябре 1940 г., я прибыл в часть 90-й ОСБ, но прослужил там до мая 1941 г. и при переформировании был направлен в 70-й стрелковый полк 3-й стрелковой дивизии 2-й Краснознаменной армии. Здесь началась напряженная военная подготовка. Командование, видимо, руководствовалось известным суворовским принципом: «Больше пота на учении, меньше крови на войне».
В это время фашистская Германия оккупировала большинство европейских государств, а с нашей страной вела предательскую политику, готовясь к войне с СССР. Наступил тяжелый момент - на общем построении полка нам сообщили, что 22 июня 1941 г. без объявления войны фашисты перешли нашу границу.
Наш полк в кратчайший срок совершил при полном боевом снаряжении двухсоткилометровый марш-бросок от г. Свободный до пос. Константиновка на Амуре, где и заняли оборону совместно с погранвойсками. Японские самураи создавали напряжение на границе, почти ежедневно переправлялись на подручных средствах через Амур на нашу сторону, а также совершали облеты нашей территории на самолетах. Нарушителей границы мы совместно с пограничниками задерживали.
Не проходило почти ни одного дня, чтобы солдаты не были подняты по тревоге, поэтому днем и ночью были при полном боевом снаряжении : автомат, малая саперная лопатка, противогаз и полный комплект боеприпасов.
Существовал в полку неписаный закон: «Выстрел - это инцидент», поэтому по самолетам нам стрелять не разрешали, а нарушителей границы предлагали брать живьем и стрелять по ним как можно меньше лишь в исключительных случаях. Так мы и делали.
Близился конец Великой Отечественной войны. Как и весь советский народ, дальневосточники радостно встретили героическую великую Победу над фашистской Германией. Страна вздохнула и приступила к восстановлению народного хозяйства.
9 августа 1945 г. советские войска начали боевые действия против Японской Квантунской армии.
Наша рота автоматчиков в составе полка рано утром с 8 на 9 августа форсировала Амур с помощью механизированных плавсредств. Японцы вели прицельный огонь. Но нас они не поразили, и мы под огнем заняли плацдарм на правом берегу. Передний край и глубину обороны самураев умело обработала авиация. Такого количества самолетов, участвующих в бомбежке, мы никогда не видели и были уверены, что основные силы Квантунской армии будут деморализованы. Однако, карабкаясь по слону высокого берега Амура, мы почувствовали, что самураи еще обладают большими силами - перед нашей ротой и взводом был укрепленный район с многочисленными дотами и ходами сообщения, в которых действовали самурай-смертники и ожесточенно оборонялись.
Наши солдаты действовали умело и храбро, в результате овладели высоким берегом с казармами и различными военными постройками, включая конюшню с большим количеством прекрасных лошадей. Японцы побросали все, даже кухню с горячей кашей и отступили. Это было наше серьезное боевое крещение. Затем соединение с боями продвигалось на ого-восток в сторону Харбина, массированное сопротивление японцев было сломлено. За образцовое выполнение боевых заданий ряд солдат и командиров награждены боевыми наградами. Я получил медаль «За боевые заслуги».
Наша рота автоматчиков активно участвовала в отражении и уничтожении разрозненных отрядов отборной Квантунской армии. Большие неприятности оказывали японские самураи-смертники, их уничтожить было сложно, так как они действовали из засады, в одиночку и дрались до конца. Но и им пришел конец. Чувствовалось, что война, ожесточенная и короткая, приближается к победному концу - 2 сентября 1945 г. был подписан акт о капитуляции Японии. Японцы сдавались в плен целыми соединениями, отдельные командиры делали харакири.
Нашей роте автоматчиков было приказано сопровождать пленных японцев в Благовещенск, через г. Сахалян, расположенный на правом берегу Амура. Задача была сложной и опас-ной, так как плененных насчитывалось около 5000 человек, а нас было всего 25-30 человек. Сопровождать пленных нужно было по дороге, которая шла через дремучий хребет Хинган. Приказ был выполнен без особых эксцессов и потерь. Нас направили в свою часть, где я и прослужил до декабря 1945 г. в звании старшего сержанта.
#НаучныйПолк