Найти тему
Блог нарцисса

Любовь или влечение? Психологический разбор фильма "Этот смутный объект желания"

Оглавление

Великолепный фильм "Этот смутный объект желания" от режиссера Луиса Бунюэля оставляет неизгладимое впечатление, с одной стороны, яркое и страстное послевкусие , а с другой, трепетное недоумение от концовки. Это именно то, кино, которым можно не только наслаждаться, но и задуматься. Из всех кинокартин Бунюэля эта стала финальной и самой запоминающейся. Режиссер один из немногих, кто смог провернуть интересную метаморфозу в виде покадровой смене актрис, играющих главную героиню, при этом, озвучиванием персонажа занималась уже третья актриса. Саму задумку обсуждали очень многие, одни видели двойственность женской натуры в такой интерпретации Бунюэля, другие наоборот хитрый ход, чтобы запутать зрителя и оставить в таком же смутном вожделении как и у главного героя. Истинный посыл знает только сам режиссер, наши же рассуждения могут лишь быть пространным субъективным мнением, принимать или нет которое уже выбор каждого. Сегодня я бы хотела представить Вам свое видение и понимание задумки, разобрав психологические механизмы и характерологические особенности героев фильма "Этот смутный объект желания".

Кароль Буке (Кончита №1)
Кароль Буке (Кончита №1)

Юная красавица с ангельской внешностью

Начало фильма очень интригующее, мы видим сцену как главный герой осматривает комнату, после казалось бы какого-то неприличного акта. Кровь, женское белье, разбитые вазы - всё это как бы намекает нам, что тут произошло неладное. Когда Матье выливает ведро воды на бедную избитую девушку со столь ангельскими чертами лица, мы невольно можем начать относиться к герою с презрением, но лишь до тех пор пока не услышим его историю. Самый первый образ Кончиты нам представляет актриса Кароль Буке, она выглядит милой, невинной девушкой, которая вынуждена работать, чтобы помогать матери. Она скромна и красива, её глаза по-детски озорные, а сам взгляд при этом кроткий и учтивый. Но с первых минут Кончита тихонько начинает манипулировать Матье, с одной стороны отвечая на его ухаживания, а с другой, убегая от близости, но при этом сообщая свой адрес. То есть такой маленькой уловкой "хочу, но не буду" она пытается завлечь героя, ведь если бы ей действительно были обидны его ухаживания, то вряд ли бы назвала свой домашний адрес и открыла бы дверь.

Прекрасная распутница или невинная дева

Анхела Молина (Кончита №2)
Анхела Молина (Кончита №2)

В дальнейшем при смене сюжетных линий образ Кончиты начинает воплощать актриса Анхела Молина, образ которой никак не вяжется с детской невинностью Кароль Буке. Эта Кончита более смелая, раскрепощенная, намеренно соблазняет, а потом отталкивает Матье. Провокационно расхаживает в халате, садится к нему на колени, шепчет приятные слова, но потом убегает, обещая скорое продолжение. В моменты, когда герой мурчит от оказанного внимания, девушка начинает намекать на деньги, на своё нежелание работать и тревогу по поводу этих отношений. Своей тревогой она как бы показывает, что очень хочет принадлежать Матье, но боится быть разлюбленной. Показная невинность и религиозность создают вокруг героини ореол чистоты и благовоспитанности, что никак не вяжется с внешней обольстительностью и дьявольским образом страстной танцовщицы. Следует отметить, что мать героини постоянно говорит герою, что неправильно то, что дочь работает, она не создана для этого, но при этом очень часто показательно выставляет набожность семьи, мол они воспитанные и благочестивые, никаких дурных помыслов быть не может. Затем женщина намекает на своё финансовое положение, не стесняясь брать деньги и просить больше, при этом разрешая дочери оставаться наедине с мужчиной. Всё это несколько не вяжется с набожностью, разве может благочестивая мать позволять такое непотребство? Ведь они не помолвлены, а подобные связи могут быть порочащими для невинной девушки.

-4

Буду твоей, но не сегодня

Череда манящих встреч продолжается почти два месяца, получая дорогие подарки и полное обеспечение Кончита кормит обещаниями Матье. То Анхела Молина (Кончита №2) страстно танцует с молодым человеком, уверяя, что тот лишь друг, то внезапно соглашается переехать к герою, но там уже мы видим актрису №1. По-детски невинное выражение лица Кароль Буке и ангельские речи мягко поясняют, что ничего порочного не будет, она не готова. Матье приходит в ярость, видя парусиновое белье, которое предназначено как раз-таки для сохранения невинности. Устав бороться с узлами белья, он сдается, соглашаясь дать время своей возлюбленной. В следующей сцене уже играет Кончита №2, она прячет своего друга и возможно даже любовника в комнате для гостей, но Матье это видит и выгоняет обоих из дома. На этом гнев героя не закончен, семью девушки высылают из страны за просроченные документы, возлюбленные расстаются. Казалось бы, на этом можно было поставить точку, но, судьба снова сводит героев в Мадриде.

Манипуляция чувствами

Анхела Молина
Анхела Молина

В родном городе Кончита смогла найти работу по душе, она танцовщица, её поведение, со слов самой же героини, изменилось. Она очень рада видеть Матье, сообщает, что уже совершенно другая и всё еще любит его. Но чувства ли в ней говорили или желание денег? Внезапно герой узнает, что его любимая на самом деле танцует в неглиже для туристов, этот факт выбешивает его, он врывается в приватную комнату и разгоняет всех, требуя от девушки объяснений. Вновь хитрыми уловками и манипуляциями Кончита добивается его прощения. Она мастерски перехватывает обвинения, выставляя себя жертвой и переводя вину на героя, ведь это же он её выгнал, таким образом, приводя собеседника в смущение и сожаление. Профессиональный ход, учитывая, что из этого вышло, Матье дарит ей дом. Актриса №1 как всегда по-детски радуется такому подарку, уверяя, что отдастся герою, но завтра в полночь. После полуночи появляется второе обличие Кончиты, дьявольски соблазнительная и коварная Анхела Молина. Железные ворота не дают Матье пройти в дом, девушка снимает свою маску и раскрывает все карты, сообщая как же он ей противен, теперь же получив целый дом, ей больше не нужен старик. У него на глазах она совершает акт с тем самым молодым другом гитаристом. Данная сцена очень показательна, весь мир Матье рухнул, он в полном недоумении. Кончита очень сильно унизила его, для мужчины видеть подобную сцену такой гнусной измены и насмешки крайне невыносимо.

Возвращение в Эдем

-6

Кончита получила то, что так желала, но зачем же было возвращаться. Она смело подошла к герою с некоторой усмешкой в глазах, прося его о беседе. В спальне разворачивается сцена мести, обманутый и отравленный ядовитыми речами Кончиты Матье срывается и избивает её. Наконец в её глазах появляются истинные чувства, а не фальш, и эти чувства - страх. Да, она боится его, что вполне естественно, понимая, что зашла слишком далеко. Герой уходит, чувств в нем, казалось бы уже нет, только гнев и неприязнь. Кончита вновь проворачивает манипуляции, оставляя свое белье и туфли у него в комнате, словно над ней совершили насилие.

Девушка бежит за поездом, но получает лишь ведро холодной воды в лицо. Эти коварные, жестокие игры на чувствах затянулись, теперь же, чтобы вернуть Матье нужно нечто большее. Между героями вновь вспыхивают чувства, виноваты ли в этом пробужденные воспоминания из рассказа, либо сладкая месть героине, но в итоге они снова вместе.

-7

Финал фильма одновременно поражает и оставляет в недоумении. На фоне радиосопровождения о террористах с "христианскими посылами" нам показывают гуляющую парочку Матье и Кончита. Что же это значит? Может по задумке так зрителям намекают на то, что под благовидным ангельским ликом может скрываться жестокая натура. Неспроста были выбраны две разные актрисы на эту роль, это демонстрация двойственности женской натуры, сочетания божественного и дьявольского. Но так ли это? Да, Кончита очень манипулятивна, коварна, но дьявол ли она? Сам Матье видит в ней лишь средство от печали, он мужчина пожилого возраста, для него жизнь перестала уже быть такой интересной, а с появлением Кончиты, его сердце вновь пылает как в юношеские годы. Он называет это любовью, но до любви ему на самом деле нет и дела. Кончита лишь предмет, суть которого - вернуть радости жизни, с ней герой чувствует себя молодым и бодрым. Заметьте, что Матье ничего не узнает о самой Кончите, ему либо рассказывает подробности её мать, либо сама девушка. Он не интересуется её предпочтениями, вкусами, хобби, ему хочется овладеть девушкой, ведь так он отвлечется от кризиса поздней зрелости. Он дарит подарки, финансирует, но лишь в надежде получить взамен её невинность. Разве стал бы любящий человек подкупать мать, чтобы та присала ему свою дочь? Конечно. нет, девушка нужна ему как эликсир молодости, получив её в своё распоряжение - он вновь ощутит вкус жизни. Зная, что девушка не может ему отдаться по религиозным соображениям, то почему же не женится на ней? Дело в том, что Матье был важен сам объект желания, а не личность. Кончита легко дурачит его, даже порой чересчур, но и герой не столь невинен, даже не пытается понять героиню. Понимая, что уже не может ей овладеть, он отрекается от чувств, но отомстив юной обольстительнице вновь теряет голову.

В финале, подводя девушку к витрине с кружевами, которые покрыты кровью, но их зашивает модистка, нам как бы намекают, что нет в этом мире ничего чистого и невинного. Всё запачкано кровью, но у людей всё равно есть шанс всё починить, в этой сцене прекрасно отражена эта метафора. Примечательно, что террор - запугивание политических противников путём физического насилия. Вспомните как Матье избил Кончиту, лишь после этого она побежала за ним, обещав исправиться под властью страха. Не это ли хотел донести до нас режиссер? Женщины дьявольски обольстительны, а мужчины жестоки и насильственны.

С вещами всё просто — их можно починить, или вот, склеить. А как быть с отношениями?

На этот вопрос ответа у нас нет, финал открытый, но судя по взрыву перед конечными титрами, отношения Матье и Кончиты - террор. Нет невинных, есть умело скрывающиеся.