Одной из основных причин сегодняшней популярности гороскопов является извечное желание человека узнать о себе что-нибудь, льстящее самолюбию. Эту слабость и использует астрология. Почему не поверить в астрологическую типологию характеров, если ты, скажем, Рыбы, а значит «натура творческая», или Лев — «властный и мужественный человек»? Но следование астрологическим прогнозам разрушает волю, атрофирует самостоятельность, а главное, вера в гороскопы представляет собой особую форму идолопоклонства. Вместо того, чтобы пытаться познать себя, обращаясь к ложным знаниям о тварном мире, в частности, о звездах, не лучше ли прибегнуть к помощи самого Творца, Который один обладает всей полнотой Истины?
Притча о сеятеле
В книгах Евангелия есть множество мест, где Господь просвещает людей относительно их самих. Одним из таких замечательных откровений является притча о Сеятеле.
«Вот вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать» (Мф. 13,3-9).
В этом поучении Спаситель раскрывает тайну силы или слабости нашей веры, дает уникальную типологию психического и нравственного состояния людей. Попробуем же рассмотреть притчу подробно, опираясь на авторитетное мнение одного из самых известных богословов XX века святителя Василия Кинешемского.
Явор придорожный
Из текста притчи мы ясно видим, что гибель или рост семени зависит от почвы, в которую оно попало. Господь изображает четыре рода почвы — это четыре различных вида психики человека, четыре вида состояния души.
Сердца людей первого типа похожи на «проезжую дорогу», и евангельское слово не проникает в них, но остается на поверхности и уничтожается любой случайностью. Свт. Василий Кинешемский в своей книге «Беседы на Евангелие от Марка» к этой категории относит натуры «грубые», «легкомысленные» и «рассеянные».
«Грубыми» святитель называет людей, чей смысл жизни составляют лишь вкусная еда, сладкое питье, комфортная одежда, личное авто, здоровое тело и т. п. Вопросы духа для них не существуют.
Сущность психики «легкомысленных» — праздное любопытство. Им совершенно безразлично: слушать проповедника или модного тенора, присутствовать при торжественном богослужении или смотреть боксерский матч. Даже евангельское слово они воспринимают так, как будто оно сказано в чей-то другой адрес.
Что же касается натур «рассеянных», то по определению святителя Василия в таких людях «нет ничего основного, постоянного, что служило бы центром жизни: одно увлечение вытесняется другим, план следует за планом, совсем как на проезжей дороге». Эта постоянная смена впечатлений и мыслей делает сердце маловосприимчивым, что, в конце концов, оборачивается черствостью и равнодушием.
Камнеломки
Немногим лучше следующий род почвы, указанный Иисусом Христом. Сам Господь так характеризует людей, которых символизирует «каменистая земля»: «Кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его, но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется» (Мф 13, 20-21). Как и семя на тонком слое почвы, Божий глагол в душах подобных людей дает быстрые, но слабые всходы. К суровой же и длительной работе над собой они оказываются не способны.
Для них, по замечанию святителя Василия Кинешемского, непреодолимую преграду представляет закон вступления в Царство Божие, данный Господом: „От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его"(Мф. XI, 12). Увы, очень многие среди христиан принадлежат к рассматриваемому типу. Часто в храмах можно встретить человека, слушающего Евангелие со слезами на глазах, но когда наступает минута, требующая усилия и жертвенного дела, его слезное умиление сменяется холодностью. Себялюбие — вот основная причина, которая толкает быстро загоревшихся евангельским словом на измену и отступничество.
Через тернии — в погибель
Еще один тип людей, о котором упоминает Господь, раскрывается в следующем определении: «А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно" (Мф 13, 22). Иначе говоря, речь здесь о тех, кто желает одновременно работать Богу и удовлетворять свои страсти, то есть пытается усидеть на двух стульях сразу.
Водоворот мирских забот и увлечений неизбежно поглощает человека без остатка, поэтому если не бороться с земными пристрастиями во имя евангельской правды, то рано или поздно покоряешься искусам. В итоге, вера в Бога оказывается в положении ненужной вещи в углу комнаты: и жалко выбросить, и применить ее негде, да и некогда. Господь прямо предупреждает: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6, 24). Святитель Василий Кинешемский так поясняет это высказывание: «Попытки установить в жизни равновесие между данью Богу и данью миру сему никогда не удавались, ибо душа — существо простое и двоиться не может». Значит, каждому необходимо сделать выбор, иначе мы оказываемся непригодными для Царства Божия.
Плодородные
В притче из четырех видов почв только одна приносит плод. «Доброй землей» Иисус Христос называет людей цельных, не раздвоенных. У таких слово не расходится с делом: слушая и воспринимая глагол Божий, они пытаются исполнить волю Господа и жить по Его указаниям.
Но и там, где сердце отзывчиво и искренне, повиновение евангельскому слову не бывает одинаково полным. Один человек оказывается в силах выполнить третью часть того, что от него требует высший идеал христианского совершенства, другой — почти две трети, и лишь немногим удается исполнить все полностью и в совершенстве. Но обо всех этих людях святитель Василий говорит как о натурах избранных, просто сияющих на «тусклом фоне тепло-холодного отношения к Евангелию большинства современников». Замечательным примером цельной натуры может служить агиографический портрет преподобного Антония Великого. Из жития святого мы знаем, что достаточно ему было случайно услышать два евангельских изречения, чтобы решительно поменять языческий образ жизни на христианский.
Работа над своей почвой
Если мы действительно хотим, чтобы евангельское семя давало в нас обильный плод, то должны изучить почву своего сердца. Важно понять, к какому из рассмотренных типов нравственного состояния ты относишься, и, если не к плодородному, то выяснить, каким образом можно себя исправить.
К сожалению, по мнению многих святых отцов Церкви, в частности и святителя Василия Кинешемского, «грубым» людям из категории «проезжей дороги» может помочь только прямое вмешательство Господа. Напрасно надеяться переменить их мышление и жизнь советом или примером. Можно только молиться Господу за таких плотских человеков. Самое печальное, что в современном постиндустриальном обществе штампуется именно этот потребительский тип.
Другое дело, «легкомысленные» и «рассеянные». В состояние «проезжей дороги» они обращены массой разнообразных пестрых впечатлений, поэтому ясно, что основное средство здесь — ограничение явлений, проникающих в сознание. Более уединенная жизнь, часы углубленной вдумчивости и тишины, ежедневное творение молитвы — все это способствует улучшению восприятия Божьего слова.
Людям, которых Господь сравнил с «каменистой землей», следует трудиться над истреблением себялюбия. Труд будет тяжелым и долгим, но другого выхода нет. Святитель Василий рекомендует людям данного типа оказывать окружающим постоянные услуги, подавляя в себе «голос самосожаления и недовольства». Такая практика смягчает себялюбие и на его место, в итоге, приходит чувство готовности к самопожертвованию.
Наконец, тем, кто относит себя к «тернистому» виду бесплодной земли, нужно тщательно и постоянно выпалывать свои страстные увлечения: анализировать и пресекать греховные желания, удалять все суетное и наносное. При этом следует осознать, что чем раньше начнется работа над собой, тем легче будет ее выполнить: прополке лучше поддаются ростки, а не взрослые растения.
В статье использована книга епископа Василия Кинешемского «Беседы на Евангелие от Марка».
статья на сайте Изба-Читальня https://www.chitalnya.ru/work/1161984/
Подписывайтесь на канал "Шанс человека", ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы.