Найти тему

Выпуск первого советского культового автомобиля «Победа»: 200 кг олова на устранение дефекта и 1700 недовольных водителей.

Оглавление

Автомобиль «Победа» - первый автомобиль, который получил серийное производство в Советском Союзе. Производился он на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) и за 12 лет с 1946 по 1958 года было выпущено 241 497 автомобилей.

В настоящее время в России осталось до 14 000 единиц автомобилей в разном состоянии, считают эксперты. В Москве их 1400 единиц, из 400 передвигаются самостоятельно.

Как создавался легендарный автомобиль, который стал культовым

Особенностью этой машины была не только в конструкции и дизайне, но и сама история создания претерпела много неожиданных поворотов, а разрешение на производство дал сам Сталин.

Наша страна долго вступала в эпоху автомобилей, по сравнению с другими странами. Одним из первых шагов была постройка в 1931 году того самого завода ГАЗ, который расположился в Нижнем Новгороде.

Завод строился на основе производственной программы компании Ford Motor Company. В первое время выпускаемые автомобили были лицензионными, затем ГАЗ стал выпускать автомобили собственной модели. Завод планировал выпускать легковые автомобили в массовом порядке, однако случилась война.

Несмотря на сложные условия, и фактическую переориентацию на выпуск танков и «катюш», завод проектировал свою легковушку. В стране не было методик расчета несущих способностей кузова и создать автомобиль с нуля было просто не возможным.
  • Конструкторы изучили возможности европейских и американских образцов, которые были закуплены ещё до войны. Осенью 1941 года на завод был доставлен трофейный образец Opel Kapitan 1938 года выпуска, который и стал прототипом для кузова будущей «Победы».
"Победы" на заводе ГАЗ
"Победы" на заводе ГАЗ

Несмотря на то, что при создании «Победы» использовали прототип немецкой машины, двигатель и четырехцилиндровый мотор был сделан в СССР, а такие же моторы устанавливались в ряде горьковских грузовиков. Мотор был объемом 2,1 литра и 52 лошадиных сил. Расход топлива же радовал водителей – 10 литров бензина на 100 км. Кузов имел форму седан, крыша к задней части имела скос.

Поскольку методик конструирования кузовов машин в СССР ещё не существовало, макеты кузовов делали из древесины, что было не совсем удобным, потом что она от высыхания деформировалась, детали кузова же не делали ещё из литых листов металла, а варили её из фрагментов.

Долгие упорные работы по конструированию нового автомобиля был завершен и 1 июня 1944 года первый экземпляр был продемонстрирован Иосифу Сталину. Образец ему понравился и был отдан приказ запуска машины в производство.

  • 19 июня 1945 года за пять дней до назначенного Парада Победы два образца машины с шестицилиндровым и четырехцилиндровым двигателями снова представили Сталину и высшему руководству. Для серийного производства был утвержден образец с четырьмя цилиндрами и дано название ГАЗ-М-20 «Победа».

Есть мнение, что машину изначально хотели назвать «Родина», а после ироничного вопроса Сталина «И почем у нас Родина?», конструкторы решили назвать её «Победа», кто-то считает этот момент мифом, и что «Родиной» хотели назвать будущую модель машины М-21, которая так и не вышла в производство.

-3

Государственным комитетом обороны бал назначена дата серийного производства автомобиля – 28 июня 1946 года. Уже 21 июня 1946 года из ворот Горьковского автомобильного завода им. Молотова выехал первый серийный автомобиль «Победа».

Для того времени «Победа» была уникальной машиной с необычными техническими характеристиками, но для массового производства она имела ряд недочетов. Но по приказу высшего руководства, ГАЗ просто обязан был выпускать серийные машины.

Тогда были выпущены первые 23 машины под видом серийного производства, чтобы избежать недочеты они были сделаны буквально в обход ранее применяемой технологии, швы и стыки были плохо сварены и это пришлось выравнивать с помощью припоя и на это уходило до 200 кг олова.

  • После выпуска этих 23 машин были обнаружены недостатки: шумы заднего моста, вибрация рулевой колонки, детонация двигателя. Плюс к этому машины сложно преодолевали подъемы в гору, не было отопление салона, при дожде машину буквально заливало водой, а из-за скоса крыши на заднем сиденье неудобно было сидеть даже человеку со средним ростом.
Страдали генералы, которым достались «Победы» с первой производственной серии, поскольку из-за низкой крыши невозможно было сидеть в парадной фуражке!

За первое массовое производство было выпущено 1700 машин, что вызвало позже шквал негодования у потребителей и 1 сентября 1948 года конвейер пришлось закрыть до устранения недостатков. Ивана Лоскутова, директора ГАЗ лишили работы, а главному конструктору Липгарту повезло больше – ему сделали только выговор, потому что он параллельно руководил и другими серьезными проектами.

За полгода были устранены все недоработки, все автомобили, выпущенные с дефектами были возвращены на завод.

А вторая производственная серия автомобилей «Победа» запустилась уже в 1949 году.