ОГЭ. Ловушки задания 4. Часть 1. Различение причастного и деепричастного оборотов

208 прочитали
Одно из самых сложных заданий ОГЭ по русскому языку - это задание 4. Чтобы с ним успешно справиться, ученику мало знать все основные пунктуационные правила.

Одно из самых сложных заданий ОГЭ по русскому языку - это задание 4. Чтобы с ним успешно справиться, ученику мало знать все основные пунктуационные правила. Нужно ещё уметь распознавать случаи постановки знаков препинания.

Проблема заключается в том, что девятиклассники зачастую путают обособленные определения и обстоятельства, БСП и обобщающие слова при ОЧП, тире между подлежащим и сказуемым и при обособленном приложении и др.

Чтобы решить эту проблему, мы разработали специальные задания на умение различать пунктуационные правила, в которых ребята путаются больше всего. Материал (предложения) берём из Открытого банка заданий ФИПИ и на его основе составляем упражнения. Всего мы выделили 7 сложных пунктуационных блоков (ловушек), в которых девятиклассники могут путаться.

Предлагаю первый блок заданий на умение различать обособленные определения (причастные обороты) и обособленные обстоятельства (деепричастные обороты).

Теория

Причастный оборот– это причастие с зависимыми словами. В предложении причастный оборот является определением (обособленным или необособленным).

  • Причастный оборот, находящийся после определяемого существительного, обособляется.
  • Причастный оборот, относящийся к личному местоимению, обособляется независимо от его позиции по отношению к определяемому слову.

Как найти причастный оборот:

  1. Задайте вопрос КАКОЙ? от определяемого слова.
  2. Слово, отвечающее на этот вопрос и образованное от глагола, – причастие.
  3. Найдите слова, зависимые от причастия. К ним от причастия можно задать вопросы. Если зависимые слова есть, то это причастный оборот. Если зависимых слов нет, то это одиночное причастие.
  4. Проверьте, правильно ли вы нашли границы причастного оборота: уберите его из предложения. Если грамматические связи между словами в предложении не нарушаются, значит, вы верно определили границы ПО.

Например:

(какой) Говорящий попугай сидел в клетке. – Одиночное причастие.

У меня есть друг (какой?), /(как?) свободно говорящий (как?) по-французски/. – Причастный оборот.

Деепричастный оборот– это деепричастие с зависимыми словами. Деепричастный оборот относится к глаголу, в предложении является обособленным обстоятельством.

  • На письме деепричастия и деепричастные обороты всегда выделяются запятыми.

Как найти деепричастный оборот:

  1. Задайте вопрос ЧТО ДЕЛАЯ? или ЧТО СДЕЛАВ? от сказуемого.
  2. Слово, отвечающее на один из этих вопросов – деепричастие.
  3. Найдите слова, зависимые от деепричастия. К ним от деепричастия можно задать вопросы. Если зависимые слова есть, то это деепричастный оборот. Если зависимых слов нет, то это одиночное деепричастие.
  4. Проверьте, правильно ли вы нашли границы деепричастного оборота: уберите его из предложения. Если грамматические связи между словами в предложении не нарушаются, значит, вы верно определили границы ДО.

дееприч. х

Старый Бульба, /приосанившись/, топнул ногой.

дееприч. об. х

/Красиво чернея в нежной зелени хлебов/, гуляли грачи.

х дееприч. об

Лес неожиданно побледнел, /растворяясь в косых потоках ливня/.

Задания

Задание 1

Определите, в каких предложениях есть причастный оборот, в каких – деепричастный. Обозначьте их графически. В пустых клетках напишите буквы «ПО», если есть причастный оборот, и буквы «ДО», если есть деепричастный оборот.

Подсказка

1) Найдите в предложении причастие (какой?) или деепричастие (что делая? что сделав?).

2) Определите, есть ли у них зависимые слова.

3) Выделите оборот графически.

4) Сделайте вывод.

Ночь подобралась незаметно (что сделав?), /окутав землю тёмной вуалью/. – ДО

Сумрак (какой?), /окутавший землю/, скрыл разрушения. – ПО

И берёзовая рощица, протягивающая к небу ветки, и могучий дуб, закрывающий своим шатром поляну, ‒ словом, всё было по-своему прекрасно. ___________

Каштанка, вскочив, присела на все четыре лапы и, протягивая к коту морду, залилась громким лаем. ___________

Высокое, почти безоблачное летнее небо, наполненное солнечным блеском, было восхитительно. ___________

«Держитесь, ребята, крепче!» – весело крикнул капитан, вцепившись в поручни. ___________

Оставшись один, Алексей ходил по комнате, браня себя вполголоса за невнимательное отношение к сестре. ___________

Прерванный на минуту разговор возобновился, и Николай мог свободно разглядеть общество, сидящее за столом. ___________

Пожилой человек плёлся, прихрамывая от боли, и, дойдя до скамейки, устало присел. ___________

Из открытых окон запылённых вагонов глядят люди, едущие на Кавказ: знаменитый артист в серой шёлковой шапочке, красивая дама с лорнетом, худой англичанин с трубочкой в зубах. ___________

Печорин был погружён в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа, и, кажется, вовсе не торопился в дорогу. ___________

Листья, пригретые солнцем, падали на мокрые, серые от дождя дорожки. ___________

Птицы, родившиеся на Севере, отлично знали и дорогу на юг, и место зимовки. ___________

Автор известных романов И.А. Гончаров, по мнению критика Н.А. Добролюбова, является прежде всего художником, умеющим выразить полноту явлений жизни. ___________

Листья деревьев, падая на холодную землю, шепчутся, прощаясь навек. ___________

Гуси часто становились персонажами народных сказок и легенд: они являлись то заботливыми мамашами, то слугами Бабы Яги, то заколдованными людьми, то волшебными существами, помогающими своим хозяевам. ___________

Тонкая верба, посаженная на деревенских огородах, зацветает обычно, когда ещё лежит в лесах снег, и служит верным признаком прихода весны. ___________

Я смотрел на небо: Млечный Путь опоясывал его, ярко сияла Большая Медведица, распахнув крылья, плыло созвездие Лебедь, кучились Плеяды. ___________

Задание 2

Проанализируйте предложения. Графически обозначьте причастные и деепричастные обороты. Запишите номера предложений в соответствующие колонки.

1) Пёс сидел напротив дверей булочной, изредка поворачивая лохматую морду направо и налево, и равнодушно провожал глазами нечастых прохожих.

2) Останкинская башня, снабжающая каждый уголок нашей страны видео- и радиовещанием, имеет высоту 540,1 метра, являясь самым высоким сооружением России.

3) Брат улыбнулся, лукаво прищурив синие, как незабудки, глаза.

4) Языковая норма – это совокупность правил выбора и употребления элементов языка, действующих на различных его уровнях.

5) Море, принимая солнце в свои недра, встречало его приветливой музыкой плеска волн, разукрашенных прощальными лучами в дивные оттенки.

6) Лето стояло долго-долго: казалось, наступил необычный двухмесячный август, посылавший тёплые дни один за другим.

7) Луна, поднимающаяся над верхушками огромных деревьев, была, кажется, раза в два больше, чем всегда.

8) Это было поразительное зрелище: ровное ледяное поле медленно и беззвучно выгибалось, силясь в точности повторить очертания пришедшей с моря волны.

9) Известный пролог к поэме «Руслан и Людмила», созданной А.С. Пушкиным, напомнил мне лучшие бабушкины сказки, чудесно сжав их в одну.

10) Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени.

11) После обеда Каштанка разлеглась посреди комнаты, протянула ноги и, чувствуя приятную истому, завиляла хвостом.

12) Контуры деревьев, обрызганных дождём, начали выступать из мрака, чернея растопыренными ветвями.

13) В степи печально посвистывали суслики, в листве винограда дрожал стеклянный стрёкот кузнечиков, полный диск луны бледнел, удаляясь от земли.

14) Даже в дождливую погоду зеркальные окна дома сияли, сквозь стёкла отчётливо виднелись тропические растения, обладавшие тайной вечнозелёной жизни.

15) Один раз – это было в середине зимы – мы с друзьями, не договариваясь заранее, встретились в центре города.

Предложения с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами: _________________________________________________

Предложения с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами: _________________________________________________

Предложения с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами: _________________________________________________

Файл для распечатки с ответами можно найти здесь.

Спасибо за разработку заданий моего соавтора Ольгу Иванченкову.

(Продолжение в следующих публикациях)

Другие материалы и идеи для ваших уроков на сайте "Учительская мастерская" и в группе ВК.