Найти в Дзене

Донатас Банионис: Россия никогда не станет богатой. Здесь не соблюдают правила дорожного движения!

Владимир Мукусев "Мой взгляд" ("Экспресс газета", № 11, 2001 г.) Донатас БАНИОНИС сейчас снимается на «Ленфильме» и согласился дать интервью радиостанции «Эхо Петербурга», где нынче работает ваш покорный слуга. Редакционная машина была в отъезде, и я с радостью вызвался съездить за глубоко мною почитаемым артистом. Удивительно, что даже большой стаж моей циничной журналистской профессии не отучил мой организм трепетать при общении с такими, как теперь говорят, «знаковыми» людьми. При виде знакомой коренастой фигуры сильнее застучало сердце, а рука... автоматически нажала кнопку диктофона: – Узнаю... Здравствуйте, поехали! – бодро сказал Банионис (очень трудно передать на бумаге интонацию и акцент моего великого пассажира, поэтому очень рассчитываю на читательскую память и воображение). «Демьяненко сыграл Ладейникова глубже меня» – Как живется в Литве? – Хорошо. – Всем хорошо? – Кому как. – А вам? – Мне – хорошо. У меня большая пенсия – 500 долларов. Потом бесплатная хорошая поликлиника
Оглавление

Владимир Мукусев "Мой взгляд" ("Экспресс газета", № 11, 2001 г.)

Донатас БАНИОНИС сейчас снимается на «Ленфильме» и согласился дать интервью радиостанции «Эхо Петербурга», где нынче работает ваш покорный слуга. Редакционная машина была в отъезде, и я с радостью вызвался съездить за глубоко мною почитаемым артистом. Удивительно, что даже большой стаж моей циничной журналистской профессии не отучил мой организм трепетать при общении с такими, как теперь говорят, «знаковыми» людьми. При виде знакомой коренастой фигуры сильнее застучало сердце, а рука... автоматически нажала кнопку диктофона:

– Узнаю... Здравствуйте, поехали! – бодро сказал Банионис (очень трудно передать на бумаге интонацию и акцент моего великого пассажира, поэтому очень рассчитываю на читательскую память и воображение).

«Демьяненко сыграл Ладейникова глубже меня»

– Как живется в Литве?

– Хорошо.

– Всем хорошо?

– Кому как.

– А вам?

– Мне – хорошо. У меня большая пенсия – 500 долларов. Потом бесплатная хорошая поликлиника. Правда, не говорят, но, наверное, похоронят бесплатно. Ха-ха! Шучу! Хм. Еще почет! Я – Почетный гражданин города Паневежиса (показывает удостоверение). Я этим очень горжусь.

– Думаю, что вы, Донатас, почетный гражданин на всей территории бывшего Союза. Вряд ли есть место, где вас не узнают. Даже при нынешней седине и усах.

– Это не мои усы. То есть усы мои, но они, как и я сейчас, принадлежат образу частного детектива Ниро Вульфа.

– Народный артист Советского Союза Банионис не так давно ушел из Паневежского театра, где был его легендой, да еще с таким шумом...

– Я вполне нормально воспринимаю, когда говорят: народный артист Советского Союза. Мне присудили это звание, и я горжусь. А историю с уходом из театра раздули. В Литве это было и по телевидению, и в газетах: что вот, мол, Банионис ушел из театра из-за денег. В нашем государстве такой порядок: если человек получает постоянную зарплату, то он не получает пенсию. Я перешел на договор. Мне так удобно. Не надо отпрашиваться у дирекции на съемки. Но это формальность. А главное – нет больше нашего руководителя, нашего учителя – Мильтиниса. Театр сейчас переживает кризис. Везде. Стреллер ушел – нету театра, Петер Штайн ушел – нету театра. А сейчас заезжие режиссеры-гастролеры приезжают на месяц. Не знают актера как следует. Мильтинис знал меня как актера с детства. Он знал, что я могу, а я не знал про себя, что могу играть. И так же Товстоногов. Я ведь не раз говорил с ним об этом.

– А как же знаменитый Някрошюс?

– Ну, у него не театр! У него – сборная. Я этого не признаю. Для меня это – не театр. Для одной постановки?! Три года ставит, ну потом выпускает. Моя личность там пропала бы... Если бы я всю жизнь работал в антрепризах – я бы не стал актером никогда. И сейчас иногда хотят использовать мое имя. Говорят:

«Давайте мы сейчас поедем по России». – «А что будем играть?» – «Ну, найдем что-нибудь!» Мильтинис нам всегда говорил: «В театре, вообще в искусстве, не ищите новое – ищите вечное! А вечное будет и новым».

– Были встречи с вечным в последнее время?

– Софокл, которому две тысячи лет, до сих пор смотрится с интересом. «Антигона» – вечная вещь, а ее делают так, что не узнаешь ни одного действующего лица. На одном из фестивалей видел чеховские «Три сестры»: сестры-лагерницы в ГУЛАГе, а Вершинин – начальник НКВД. И говорят, что это по-новому! По-новому, но по-глупому. А кто любит глупость, то это его дело.

– Известно, что в наших любимых фильмах вас дублировали русские артисты. Как вы относитесь к работе ваших коллег?

-2

– Я всем им очень благодарен. Но иногда, когда щелкаю телевизионным пультом и натыкаюсь на «Мертвый сезон», то смотрю его из-за Александра Демьяненко. Это удивительная актерская работа. Он, дублируя меня, сыграл роль разведчика Ладейникова как бы параллельно со мной. В некоторых сценах он сыграл сильнее и глубже меня. Я же это вижу. Прекрасный был актер.

-3

"Путин говорил мне приятные комплименты"

– Наши телевидение и кино теперь постоянно играют в «сыщика и вора», помните такую детскую игру? Теперь сыщик Ниро Вульф, главный герой романов модного Рекса Стаута, получил лицо Донатаса Баниониса?

– Да, вот пришлось отпустить усы. Снимает фильм Евгений Татарский, у которого я уже играл в «Принце Флоризеле» роль Клетчатого – Председателя клуба самоубийц. Обычно я играл каких-то очень положительных. А это была как бы шутка какая-то. В театре я играл и в комедийных ролях, причем с удовольствием. Например, в «Соломенной шляпке». А теперь меня пригласили на роль частного детектива Ниро Вульфа. Его автора – Рекса Стаута, американского писателя, я не знал до того, пока меня не пригласили сниматься. Я недавно посмотрел в Москве – очень много его произведений на русский язык переведено. Я успел прочитать два романа. На литовском языке я нашел три романа, а на русском, я смотрю, – десятки. Ниро Вульф – частный детектив. Его нанимают. Чтобы он раскрыл преступление. Он не очень любит эту работу. Ему нравится больше разводить орхидеи. У него оранжерея. Мы это показываем в фильме. Потом он любит хорошо поесть. И между этим раскрывает преступления.

– Кто ваш партнер по фильму? Ведь у Ниро, как у Шерлока Холмса, есть напарник?

– У него есть помощник Арчи Гуд- вин, которого играет Сергей Жигунов. Так вот, он не успевает понять, почему Ниро раскрыл преступление. А тот все время, как в шахматах, все играет в уме, играет...

– Это будет сериал?

– В начале работы я слышал, что это будет где-то около десяти фильмов. Но пока остановились на двух. На днях говорили с Татарским и с Жигуновым, что будем продолжать... Почему бы и нет?! Мне нравится режиссер. Он – с чувством иронии, юмора. У меня с ним уже третья картина. До этого были, как я уже говорил, «Флоризель» и «Джек Восьмеркин-Американец». С ним приятно работать. Беда только, что мало репетиций. Я вспоминаю лучшие свои фильмы. Там была самая хорошая подготовка. Уже начиная с фильмов «Никто не хотел умирать», «Мертвый сезон», «Солярис» или «Гойя». Сильно я готовился к съемке. А здесь не хватает времени готовиться. Импровизируешь. Потом смотришь – ах, как жаль, не так надо было играть.

– Наверное, для актера профессионально интересно сниматься в сериале, где можно прожить долгую жизнь со своим персонажем?

– Ну, если можно назвать сериалами фильмы, в которых я снимался, то самым длинным был «Операция «Трест». Три фильма, кажется, было... А вот сейчас в Литве меня пригласили, и я уже снялся в фильме «Гедемино, 11». Гедемино – это центральная улица в Вильнюсе, где находится наш Совмин. Основные персонажи в нашем сериале – председатель совета министров, председатель парламента. А я там такой «неизвестно кто», но имеющий большое влияние. Ну, у вас и у нас есть такие. Я не хочу называть фамилии. Они влияют на политику. Так вот я играю такого. Еще в Литве вышел один фильм «Двор». Недавно в Москве закончила съемки фильма «Инте- рьер» режиссер Алла Сурикова. Мне с ней очень понравилось работать. Там вроде шутка новогодняя. Все происходит в последний день года – недоразумения, встречи. Там три пары. Вот моя пара пожилых людей – я и Софико Чиаурели. Мы как будто не виделись 50 лет и вдруг так случайно встретились на базаре перед Новым годом.

– Вы, как прежде, много снимаетесь в России, а как на это смотрят в Литве? Не ревнуют?

– Нет! Не верю. Я бы почувствовал. И потом я снимаюсь дома. Вот в «Гедемино» продолжаю сниматься. Скажу искренне, что я такого зрителя, как в России, нигде в мире не видел. С такой любовью относится к искусству, актерам, театру и кино. Нигде, нигде. Я объехал чуть не весь мир. Российский зритель для меня самый приятный. Сегодня я вижу такую любовь! Ни в Литве, нигде.

– Говорят, что вы знакомы с нашим президентом?

– Я недавно был с нашим президентом у вашего президента Путина. Мне приятно было слышать комплименты. От президента до самого обычного человека говорят: «Ой, какая радость вас видеть». От нашего президента такого не услышишь. Ну, это я шучу, шучу... Господи! Куда вы едете! Там сплошная линия, а вы поворачиваете!!! «Зебра»! Тут могут быть пешеходы!

-4

... На этом наша мирная беседа прервалась. Как вы понимаете, все последние возгласы относились ко мне. Заговорившись с Донатасом, я понял, что мой пассажир опаздывает на эфир, и я, развернувшись где попало, грешен, нарушил правила движения. Банионис пытался «тормозить», дрыгал ногами и рассердился на меня нешуточно, обобщив мой поступок: «Россия никогда не станет богатой, потому что здесь не соблюдают правила дорожного движения».

На меня в этот момент смотрели глаза Ладейникова-Баниониса из «Мертвого сезона», который для выполнения порученного дела презрел все мыслимые и немыслимые правила. И выполнил свой долг. У меня, как у большинства зрителей, произошло смешение образа артиста и его героя. Он как истинный литовец, несмотря на свой актерский темперамент, в жизни четко соблюдает правила... И это принципиально разнит нас, русских, с европейцем Банионисом. Но я тоже выполнил свой долг. Донатас вышел на связь с радиослушателем вовремя.

Спасибо, дорогой Донатас, за беседу, за то, что снимаетесь в кино в России, за то, что вы – замечательный человек, и простите за доставленные минуты тревоги во время езды в автомобиле...