Найти тему
Around Art

Пять глав из жизни Александра Бродского с авторскими ремарками. Ч.2

Взгляд из мастерской художника

Текст: Галина Мумрикова

Глава 3. Осень-весна… малиновая леди и кое-что еще

Конечно, ходила я по мастерской и вглядывалась в то, что смотрело на меня с кирпичных стен. Обратила внимание на триптих, который, оказывается, стал продолжением (через десять с лишним лет!) написанного маслом полотна «Осень-Весна. Весна-Лето», на котором изображено горное озеро.

Осень- Весна. Весна-Осень х/м 120х100 2004
Осень- Весна. Весна-Осень х/м 120х100 2004
Утренний свет из Триптиха х/м 2017
Утренний свет из Триптиха х/м 2017

И захотелось художнику вновь медленно пройтись на лодке по озеру и сделать такие мимолетные этюды, как моментальные кадры света – утреннего, дневного, вечернего. И получилось, что озеро за желтыми деревьями меняет окраску, деревья остаются почти неизменными, ракурс тоже, и мы проживаем весь длинный день на озере.

Малиновая леди х/м темпера 2004
Малиновая леди х/м темпера 2004

А вот «Малиновая леди» вынуждает включать воображение и отвечать сразу на много вопросов: во-первых, где она сама, куда спряталась, куда идет, одна ли она, чьи следы на снегу, какой зверь тут прошел. Вопросов много – ответов нет. То есть он есть, но у каждого – свой.

Деревня Святово х/м 100х120 2004
Деревня Святово х/м 100х120 2004
Деревня Святово фрагмент
Деревня Святово фрагмент
Деревня Святово фрагмент
Деревня Святово фрагмент

В отличие от «Деревни Святово». Там Саша одну зиму жил в деревенском доме, и немногие жители к нему привыкли. В конце своего творческого заезда он с друзьями устроил что-то вроде выставки. В принципе это абстрактное полотно с элементами скрытого реализма. Да, есть река, домики деревянные, где-то на заднем плане вроде как храм. И неожиданно местные зрители вдруг начали узнавать свои дома, дома своих соседей, нашли они и церковь, нашли еще какие-то строения, которые не видел сам художник. Получается, что он ухватил суть жизни этой деревни, почувствовал ее душу, распознал природу ее существования, и, наверное, поэтому в картине, наполненной абстрактными символами, где нет настоящей реалистично прорисованной речки, где нет четко выписанного храма – жители деревни разглядели всё-всё – и приняли картину за свой собственный «портрет», узнав в нем часть своего бытия.

Момент выбора х/смеш. техника 120х100 2002
Момент выбора х/смеш. техника 120х100 2002

Еще одну серию с ложками и вилками из коллекции своей питерской бабушки Саша начал еще в Ташкенте. Эти серебряные столовые приборы так хорошо легли, можно сказать, «вписались» в холст, хотя они так же хорошо вписываются и в бумагу – им как-то все равно. В этой серии проглядывает некая графичность, но смотрится она все же как масляная живопись.

Глава 4. С точки зрения графики и… бумаги

Сколько я получила информации про бумагу за время общения с Сашей – ну почти специалистом стала. А все потому что для него она словно живая, в ней он находит вдохновение, она подсказывает образы и в результате рождаются новые серии на бумаге.

И мое путешествие по картинам уже почти без всякой хронологии со смешением техник и жанров, поверхностей и ракурсов начну с полотна «След прозрения», написанного в 2000 году сухой пастелью на черном французском торшоне. Само слово «торшон» переводится как грубая льняная структура. Чего мне только здесь не привиделось – от римских галер и египетских фараонов до женской головки в парандже и даже кино, которое показывают где-нибудь в Венеции. Вот уж неисповедимы пути воображения.

След Прозрения черный французский торшон сух.пастель 137х97 2000
След Прозрения черный французский торшон сух.пастель 137х97 2000

Из серии Брызги шампанского
Из серии Брызги шампанского
Из серии Брызги шампанского
Из серии Брызги шампанского
Из серии Брызги шампанского
Из серии Брызги шампанского

Еще один триптих более чем двадцатилетней давности. Всего лишь «Брызги шампанского». На простой черной бумаге. Акрил, белила, немного охры. Где-то еще и темпера присутствует. На одной из трех не лишенных этой залихватской абстрактной декоративности композиций мы видим чашу и три каких-то фрукта – не то перевернутые груши, не то еще что-то. Может, и не груши вовсе. И вообще, может, и не было никакого шампанского. Может, это три дамочки в образе бокалов. Всё может быть.

Розыгрыш бумага пастель сухая 119х65 2000
Розыгрыш бумага пастель сухая 119х65 2000
Многомерность бумага черная и бумага рисовая смеш.техника 112х116 2007
Многомерность бумага черная и бумага рисовая смеш.техника 112х116 2007

Многомерность сделана на черной бумаге и рисовой бумаге.

Использует Саша бумагу тайвек, о которой можно написать целую оду. Тайвек сочетает в себе лучшие свойства бумаги, ткани и пленки. Однако обойдемся маленьким рассказом художника: «Есть такая крупная компания DuPont из Люксембурга, у них было представительство в Москве. Мы в свое время с другом проводили в этой компании выставку, и мой приятель попросил компанию подарить мне их техническую бумагу. Это сложная бумага, я ее довольно долго изучал. У нее мелкая структура, она не рвется и бывает белая и серебристая. Так вот сначала я делаю монотипию, а потом начинаю графически дорабатывать, чтобы получилась хорошая прорисовка, используя акрил, темперу, черную тушь, угольный карандаш».

Впрочем, в ходу у Саши был и самый обычный крафт хорошего качества, который, по сути, вообще ничего не стоит.

Серия Чаша Город-гранат смеш.техника 2017-2019 диаметр 69 см
Серия Чаша Город-гранат смеш.техника 2017-2019 диаметр 69 см

Ну вот наконец-то приблизилась я к гранатам. А все потому что – король. «Город-Гранат» из серии «Чаша» композиционно наклонился влево. Но вероятно, так и было нужно. Вероятно, нужно было этим сочным гранатам такое смещение центра тяжести.

Пейзаж с гранатами Лист 1 черная бумага рисовая бумага тушь акварель акрил 31х56 2019
Пейзаж с гранатами Лист 1 черная бумага рисовая бумага тушь акварель акрил 31х56 2019
Пейзаж с гранатами Лист 2 2019 бумага черная бумага рисовая тушь акварель 31,5х56
Пейзаж с гранатами Лист 2 2019 бумага черная бумага рисовая тушь акварель 31,5х56
Пейзаж с гранатами Лист 3 черная бумага рисовая бумага тушь акварель 2019
Пейзаж с гранатами Лист 3 черная бумага рисовая бумага тушь акварель 2019
Гранаты и желтые горы Лист 4 28,5х55,5
Гранаты и желтые горы Лист 4 28,5х55,5

А здесь совсем другие гранаты, то скромно прислонившиеся к ломтику арбуза, то как бы отправившиеся в поход, в бездну, в черную пустоту. Они могут выставить себя напоказ в «семейном» портрете и даже отодвинуть желтые горы в сторону.

Серия Путь граната Лист I бумага смеш.техника 30,5х61 2023
Серия Путь граната Лист I бумага смеш.техника 30,5х61 2023
Серия Путь граната Лист II 30,5х61 бумага смеш.техника 2023
Серия Путь граната Лист II 30,5х61 бумага смеш.техника 2023

Серия «Путь граната» – это особый путь шероховатого фрукта. Его путь – с корабля на бал весьма прост. Да, его можно приукрасить, можно оставить почти бесцветным и бледноватым, но корона-верхушка с острыми зубчиками всегда выдаст его происхождение, его королевскую сущность.

Глава 5. …а также флейца и туши и вообще отношения к миру

Что может выдать флейц, который попал в руки художника? Он может выдать массу эмоций, он может выразить сиюминутную мысль, внезапно нахлынувшее воспоминание, он может дать надежду и рассеять грусть. Он может всё, и в его многочисленных, не поддающихся подсчету тончайших закругляющихся черных дорожках вы увидите, если захотите, ростки чистой природы, спрятанные в вихревом потоке линий. Их можно даже мысленно раскрасить по своему усмотрению.

Предчувствие 2020
Предчувствие 2020
Из серии Предчувствие
Из серии Предчувствие
Из серии Предчувствие
Из серии Предчувствие
Из серии Предчувствие
Из серии Предчувствие
Из серии Предчувствие
Из серии Предчувствие
Из серии Предчувствие
Из серии Предчувствие
Из серии Предчувствие
Из серии Предчувствие

Эти листы «Предчувствия» один за другим Саша Бродский выдавал во время пандемии. Время потерь. Время нелегкой повседневности и предчувствия почти что конца…

Оазис миров картон бумага коллаж смеш.техника 86х53 1999-2003
Оазис миров картон бумага коллаж смеш.техника 86х53 1999-2003
Свет и тень одного дня картон бумага коллаж смеш.техника 86х53 2001-2003
Свет и тень одного дня картон бумага коллаж смеш.техника 86х53 2001-2003

Не скрою, не люблю слишком зашифрованную абстракцию. Люблю такую, которая побуждает к действию, заставляет волноваться, искать пути-дороги, людей, которых хочется найти и что-то им сказать. Вот я и нашла некий отзвук, некое отражение гранатов, песков, жажды, солнца и еще много другого в «Оазисе миров», выстроив, пока разглядывала, свой диалог и с картиной, а заодно и с художником. И еще с кем-то, кого пока не нашла.

Серия Чаша Абрикосовая косточка 2017-2019 диаметр 69 см
Серия Чаша Абрикосовая косточка 2017-2019 диаметр 69 см
Серия Чаша Пространство и время 2017-2019 смеш.техника диаметр 69 см
Серия Чаша Пространство и время 2017-2019 смеш.техника диаметр 69 см
Серия Чаша Светлая чаша 2017-2019 смеш.техника диаметр 69 см
Серия Чаша Светлая чаша 2017-2019 смеш.техника диаметр 69 см

Не вижу никакой декоративности и в серии «Чаша». Для кого-то просто сосуд. Для кого-то символ мирозданья – смотря с какой стороны посмотреть. Я, например, в «Абрикосовой косточке» обнаружила рыбу, вернее, наткнулась на ее насмешливый глаз, да и косточку тоже нашла. И в «Светлой чаше» пыталась что-то найти, но каждый раз ее «тройная арифметика» сбивала с толку и вынуждала смотреть и смотреть. Почему? Не знаю.

Чаша Вселенной 2003
Чаша Вселенной 2003
Лабиринт Вселенной Крафт-бумага 162х172 2002
Лабиринт Вселенной Крафт-бумага 162х172 2002

Одна из «многолетних» работ – это «Чаша Вселенной». Она, как своеобразный лейтмотив, уже давно висит на стене и как будто заполняет собой всё пространство, устроив такой «замес» из космоса, и всего, что в нем есть видимого и невидимого, красивого, непостижимого, явного, сложного и радостного, зашифрованного в старых письменах. Недавно Саша решил ее закончить, и появился где-то посередине цветок. Для чего? Стало быть – для чего-то. Может, для красоты, а, может, для того чтобы примирить еще не познанное бытие с тем, что есть в реальности. Почему бы и нет? Кстати, «Чаща Вселенной, и «Лабиринт «Вселенной выполнен на крафт-бумаге, а "Чаша Вселенной - на черном французском торшоне. Оба полотна однажды побывали на персональной выставке в Лондоне…

… Очень многое осталось «за кадром». Очень. Потому что невозможно объять необъятное. Невозможно. Чаю мы с Сашей выпили за это время много, но до «пуда соли» пока не дотянули. Многие картины разлетелись по миру и находятся в разных коллекциях и в разных странах. Многие серии еще не начаты. Наверное. Но непременно будут... Потому что мне показалось, что в его мастерской живет большой драйв – этакая напористая энергия, этакое цветное и черно-белое движение, в сети которого попадают аурические люди и малиновые леди, большие и малые рыбы, сочные гранаты и арбузы, и многое-многое другое…

Что будет в следующей серии? Ждем-с!

#искусство#изобразительное искусство#графика#Александр Бродский#