Фильм «Блиндаж» - единственный в этом году крупный проект, посвященной Великой Отечественной.
Зрители, как всегда, разошлись во мнениях: одни хвалят киноленту, другие ругают.
Я же попытался понять: стоит ли тратить время, а главное - деньги на эту киноленту? Ответ на вопрос, - в этом субъективном обзоре.
Оммаж, плагиат или новый фильм?
Посмотрев трейлер к «Блиндажу», меня не покидало странное ощущение:
«Где-то это я уже видел?».
Два друга – один из которых немец-охотник за реликвиями времен Великой Отечественной – попадают в прошлое. Они оказываются в 1941 году. Солдаты Красной Армии отражают атаку Третьего рейха. Героям предстоит пройти ряд испытаний, чтобы переосмыслить свою жизнь, понять, какой ценой советскому народу досталась Победа.
Ничего не напоминает? Да-да: концепция заимствована из дилогии «Мы из будущего», которая в свое время понравилась многим молодым зрителям.
К слову, некоторые осуждают «Мы из будущего» за обесценивание Победы. Фронт стал местом перевоспитания молодых циников - что это, если не «девальвацией исторической памяти»?
Диванные генералы и генеральши сегодняшний передний край также воспринимается как место отпущения грехов, как каторгу, на которую нужно ссылать всех неугодных, пока они будут пить чай и смотреть Соловьева.
Думаю, через 70 лет режиссеры также отправят мажоров в 2024 год для перевоспитания. Скорее всего это будут радужные парни с iPhone 30. Оказавшись там, где сегодня куется победа, они проникнутся скрепами и станут настоящими сынами своего Отечества.
Пока от нас это прекрасное далЁко далеко, предлагаю вернуться в 2024 год и приглядеться к героям «Блиндажа».
Мне непонятно отношение офицеров к ним. Они не задали никаких уточняющих вопросов, не проверили документов - немца с характерным акцентом приняли за своего. В реальной жизни такого бы не было: минимум допрос с пристрастиями, максимум - штрафбат со всеми вытекающими.
Однако эта историческая неточность мало кого волнует. Главное – показать на контрасте Великой Отечественной героев: немец – Плохиш, у которого одни деньги на уме, русский – самоотверженный парень, врач от бога, человек с личной драмой.
Герои проходят сложный сюжетный путь, чтобы оказаться в шаге от финальных титров. Далее - спойлер: немец разгадывает тайну портала и отправляет к нему своего друга, таким образом он спасает его. Сам Плохиш остается в прошлом – плата за цинизм и алчность.
Он доживает до седин, воспитывает похожего на себя внука, которого отправляет спасать друга. Оказавшись в прошлом, друзья меняют настоящее - отсылка к фильму «Мы из будущего».
В общем, с точки зрения логики, поступков, мотивации героев «Блиндаж» - достаточно сомнительная картина. Попахивает беззубым госзаказом: цель – наконец-то подсветить в патриотичном кино Донецк и показать героев белорусов, которые рука об руку сражались с русскими на полях Великой Отечественной.
На мой взгляд, эта цель была достигнута. Безусловно, можно было бы подать госзаказ под более изысканной киноспецией. Но, согласитесь, глупо ждать от российских фильмов на военную тематику глубины. Увы, это один из самых слабых жанров в современном отечественном кинематографе.
Истории похожи друг на друга: «Мы из будущего» и «Блиндаж» - яркое тому доказательство.
На мой взгляд, в первой картине более детально проработаны характеры второстепенных героев. За ними интересно наблюдать в кадре. Во второй киноленте они практически отсутствуют. Ставка делается на экшн. Его в фильме достаточно много: взрывы, сражения, атаки. Молодежи такой визуальный ряд зайдет.
Заступники фильма скажут: главное – зрелищность, молодежь за этими эмоциями приходит в кинозал. Историчность – вторична. Согласны ли вы с такой трактовкой кинобытия? Пишите в комментариях, обсудим.
В защиту «Блиндажа» скажу: рад, что он не пошел по пути других российских фильмов о Великой Отечественной войне, в центре которых командир-герой, рядом с ним красавица-санитарка, уголовник и поп, который проклинает большевиков, но любит Родину и народ, а также нехорошие люди политрук и сотрудник особого отдела, а бойцы — безликая масса.
В 90% фильмов командир влюбляется в санитарку, которая любит жулика. Политработник осуждает главных героев, тайно мечтая о санитарке. Особист за всеми следит, а поп говорит прописные истины. Дальше — вариации.
В «Блиндаже» частично избавились от этого клише. Еще плюс – в кадре новые актеры. Лица свежие, есть на кого посмотреть.
Неудивительно, что картина многим понравилась. Вот какие отзывы на фильм оставили некоторые пользователи интернет-портала "Кино-Театр.ру":
Мое мнение немного отличается от восторженных отзывов. Почему? Я воспитывался на советских фильмах о ВОВ. Мой дед был в плену, рассказывал, что да как. Я был на территории Аушвица и Биркенау – видел своими глазами как жилось пленным в то время.
Поэтому патриотичную фантастику я воспринимаю достаточно критично. Почему?
Герои попадают не в прошлое, а в придуманный параллельный мир, где нет коммунистов, красных знамен, портретов Сталина и какой-то идеологической составляющей, благодаря которой мы и одержали ту Великую Победу.
Фильм постарались сделать как можно более политически стерильным. Характерам, кроме двух главных героев, в фильме внимание почти не уделяется, все остальные — как статисты на заднем плане.
Что в итоге? "Блиндаже" не плагиат, не оммаж - это попытка выполнить госзаказ и понравиться молодежи. Попытка усидеть на двух стульях почти удалась.
А каково ваше мнение о фильме? Пишите в комментариях, обсудим!