- 1 Урбанистический плэженинг 2024. Генплан. Всё ещё план, но уже далеко не генеральный (Rutube, Youtube)
- 2 Урбанистический плэженинг 2024. Комплексное развитие территорий (КРТ) — критический разбор (Rutube Youtube)
- 3 Урбанистический плэженинг 2024. Экономика зелёного каркаса города — реальность и возможности. Водно-зелёный каркас (Rutube, Youtube)
Как оказалось, просмотр видео занимает достаточно много времени. Поэтому очень полезно бывает иметь под рукой текст – список основных высказываний, прозвучавших на встрече (конечно же, с временными метками для удобства поиска). Не все высказывания дословны, поэтому смотрите видео для правильного понимания. Всего 4 видео.
Если вас интересует какая–либо тема и вам интересно то, как на нее смотрят некоторые специалисты из разных регионов, то «пробежитесь» по списку высказываний и посмотрите видео, перейдя по ссылкам на временную метку в видео. Если недоступен Ютуб и прямая ссылка не работает, то воспользуйтесь VPN-ом либо откройте виде
Все высказывания очень важны. С некоторыми можно согласиться, с некоторыми можно поспорить, но важно то, что такой формат встречи позволяет всем нам найти оптимальные решения для проблем любой сложности.
1 Урбанистический плэженинг 2024. Генплан. Всё ещё план, но уже далеко не генеральный (Rutube, Youtube)
00.32 Приветствие. Объяснение о мероприятии и его целях 00.32
18.25 Генеральный план перестал быть стратегическим. Нужен ли он в таком виде? 18.25
18.45 ФЗ 44 работает на снижение качества подготовки Генеральных планов, в котором заложен приоритет, сроки и стоимость. Приказ Минстроя №10. 18.45
24.15 Разработка Мастер-плана Омска проводилась по инициативе городских сообществ. Мастер–план показал разногласие текущего направление развития города и мнение его жителей. 24.15
27.00 Транспортный каркас. Было принято решение разграничить грузовые транспортные потоки от остального транспорта. 27.00
28.34 Чтобы Генеральный план имел шансы на реализацию, нужно, чтобы был человек, который понимает в генеральном плане и продвигает его. 28.34
28.55 Сегодня функциональное зонирование не может повлиять на владельцев участков, желающих вести жилищное строительство (По мнению представителей Омска) 28.55
29.55 Все крупные объекты, формирующие зеленый каркас, заложили, как объекты местного значения по 10 приказу Минстроя, что позволяет контролировать сохранение зеленого каркаса города. 29.55
31.37 проблемы с непроработанными внутри функциональными зонами и дорогами местного значения в Генплане. 31.37
33.40 Утвержденный велосипедный каркас. Заложенные в Генплан велодорожки очень хорошо реализуются в случае, если в администрации есть человек, который это контролирует. 33.40
34.45 Развитие транспортного каркаса города, выходящего за границы муниципального образования (объединенное кольцо города), сталкивается со сложностями, т.к. дробится на кусочки и требуется согласование с соседними муниципалитетами. 34.45
35.27 Решение федерального уровня по строительству нового аэропорта перечеркивает все планы развития территории в районе существующего аэропорта. 35.27
36.37 С 2022г по решению федерального уровня, все народные предприятия сохраняются, даже те, что стоят пустырями, что перечеркивает все планы застройки территорий девелоперами. 36.37
45.12 Почему здесь общественно–деловая зона, а вы строите дома жилые? Потому что для этой зоны допустимо «иное», а под него подходят жилые дома. Если есть магазин, значит — это общественное деловая зона, в которой допустимо «иное = Многоэтажки». 45.12
47.00 В генплане есть описание функциональной зоны, в котором регламентируется плотность и обеспеченность нормативными объектами. 47.00
49.48 Строятся супермаркеты на бульваре, а затем начинается строительство многоэтажек под предлогом, что теперь это общественно–деловая зона с захватом бульвара под придомовую территорию. 49.48
51.50 При попытке вносить на общественных слушаниях предложения, какие бы они ни были профессиональными, не учитываются. Все это носит рекомендательный характер. 51.50
53.15 Одна из самых важных тем, которую необходимо прорабатывать, — это взаимодействие общественности, профессионалов и власти. 53.15
53.37 Есть решение, которое было заложено в проекте методических рекомендаций генеральных планов 2019г, который не дошел до утверждения. В Генеральном плане есть строчка, которой никто не пользуется. Которая называется «Параметры функциональной зоны» (Решение можно принять на региональном уровне). 53.37
54.30 Можно ли в Жилой зоне разместить маленький атомный реактор? Можно ли разместить маленький заводик? Можно, но с учетом действующих ограничений санитарно–эпидемиологического законодательства. Нигде не написано, что в жилой зоне нельзя размещать промышленные, сельскохозяйственные, общественные и другие объекты. 54.30
55.09 На самом деле решение есть— для каждой многофункциональной зоны установить параметры. Жилая зона — это преимущественно жилая зона. Жилой застройки в ней должно быть не менее 50%, а все остальное определяется параметрами функциональной зоны. Например, не менее 50% жилья не менее 20% общественной территории и не более ХХ% производственной территории. И это будет жилая зона. 55.09
56.18 Потому, что неправильно на уровне Генерального плана проектировать для городов–миллионников улично–дорожную сеть в жилых районах... И опять же это делается через параметры. Плотность улично–дорожной сети для функциональной зоны. 56.18
58.22 Новые изменения в градостроительный кодекс 2021г, которые позволяют указывать не объекты, а указывать потребности в этих объектах для зоны без указания конкретного местоположения этих объектов. (Обсуждение о возможностях и способах такого решения) 58.22
1.00.49 Установить на все 5000 функциональных зон индивидуальные показатели параметров. Возможно ли? Сейчас параметры есть, но они усредненные и не утверждены. 1.00.49
1.04.30 Двоякое толкование . Зона нарисована, но строить можно все, что хочу. И все склоняют просто к жилью. Если отдельная зона выделяется, то хочешь не хочешь есть ограничения. 1.04.30
1.04.52 Объекты местного значения, выходящие за границы муниципального образования — эти объекты должны отображаться, как объекты регионального (или федерального) значения ( к вопросу 34.45 про кольцевые дороги 34.45.) 1.04.52
1.05.39 (Диалог про вариант детального зонирования и сложности, возникающие при этом) 1.05.39
1.07.27 ПЗЗ позволяет делать подзоны в территориальном планировании с разными параметрами. 1.07.27
1.08.21 (Про общественно деловую зону, в которой хочется построить жилье, и как к этому подвести в рамках действующих законов) 1.08.21
1.13.57 Екатеринбург. Пройденный путь по разработке концепции пространственного развития и до утверждения Генерального плана 1.13.57
1.28.00 Основные каркасы должны сохраняться. Не надо сразу закладывать зоны смешанной и общественно деловой застройки вместо промышленных, где в любой момент можно снова развернуть промышленный комплекс. Если бы мы тогда перевели сразу в жилую зону, то новые цеха негде было бы строить после начала СВО. Пытайтесь думать на перспективу. 1.28.00
1.29.25 Генеральный план это не ПЗЗ. Он не должен быть разрисован до земельного участка. 1.29.25
1.30.03 Но не должно быть абсурда, что в жилой зоне можно было размещать сельхоз предприятия. Какая–то грань есть(должна быть) — если общественно деловая зона, но и с этим тоже не переборщить. Что мешает весь город сделать общественно–деловой зоной? 1.30.03
1.30.40 Про федеральную инициативу внесения изменений. Про перенос аэропорта по федеральной инициативе. 1.30.40
1.32.13 Не было ли у вас внесения изменений по заявлениям каких–то конкретных граждан, когда есть большие территории, которые кардинальным образом меняют свое назначение? 1.32.13
1.32.43 Нужно учитывать федеральную инициативу (предвидеть возможности) так же, как учитываете региональные нормативы, местные нормативы, федеральные нормативы. 1.32.43
1.33.45 Многофункциональная зона используется для того, чтобы перейти от одного назначения к другом— для безболезненного перехода. 1.33.45
1.37.35 Вопрос про проект развития «наземного метро» в городе Екатеринбург. Откуда деньги и кто провел проект строительства новых линий? 1.37.35
1.38.40 Идея РЖД создать ЖД кольцо, которое объединит удаленные районы города, а также с которым будут связаны города–спутники электричками. 1.38.40
1.39.40 От метро и трамваев мы не отказываемся. Мы закладываем в генеральный план максимум возможностей. А потом принимаем решение, исходя из реальных бюджетов. 1.38.40
1.40.20 ... ходили сотнями люди — «... давайте мы застроим, зачем вы держите какой–то мнимый коридор, да кому он нужен, никогда в жизни его не будет». В итоге: — за счет федеральной инициативы удалось построить транспортную связку, а это в результате дало импульс к развитию целого района. 1.40.20
1.41.35 Схема экологического каркаса Екатеринбурга. Как решается вопрос, когда «зеленкой» накрывают территории, находящиеся в частной собственности и тд. 1.41.35
2 Урбанистический плэженинг 2024. Комплексное развитие территорий (КРТ) — критический разбор (Rutube Youtube)
00.43 Вступление. Про КРТ и обмен опытом по реализации КРТ в разных регионах. 00.43
03.03 Екатеринбург — растущий миллионник про КРТ 03.03
06.05 безвозмездная передача городу объектов (школ садиков и тд), построенных застройщиком за деньги покупателей жилья в рамках программы КРТ. «Оплатил за детский сад не застройщик, а покупатель. Покупатель оплатил себе детский сад и отдал городу, но не понимает этого». 06.05
07.46 «Девелопер ничего за свои деньги не строит». 07.46
11.58 «Сколько я, как покупатель квартиры, плачу за построенный рядом детский сад? .... 5-6тыс с метра за строительство детского сада» 11.58
14.36 рассуждения о рыночном механизме при строительстве детского садика 14.36
15.58 Условия КРТ - передача безвозмездная объектов социальной инфраструктуры городу. 15.58
18.35 КРТ в цифрах для Екатеринбурга. 18.35
22.15 Как обстоит ситуация с инженерной и другой инфраструктурой, которая тоже должна развиваться под новые районы, построенные в рамках программы КРТ. 22.15
23.50 Омск — убывающий миллионник про КРТ 23.50
26.24 Ветхое жилье рассредоточено по городу и находится в окружении ИЖС. Нет развитой инженерной инфраструктуры. Нет территорий под социальную инфраструктуру. Необходимо захватывать ИЖС? Старую школу искусств ликвидировать и разместить ее на 1 этаже жилого здания? 26.24
32.43 Есть условие включений ИЖС в КРТ — должно быть не менее 2х многоквартирных жилых домов. 32.43
34.22 На региональном уровне могут быть определены условия, на основе которых могут быть включены ИЖС в КРТ. Например, у них нет централизованной канализации. 34.22
35.00 А выйти из КРТ они (ИЖС) могут? Что делать, если он находится на территории, которая кому–то показалось, что подходит под КРТ? Выйти он никак не может, что ему делать? 35.00
38.46 Можно выделить 2 группы вопросов связанных с КРТ. Это Организационно–строительные: «как запустить?» И градостроительно–планировочные: «а что получится в результате?» 38.46
40.27 КРТ. Группа территорий, которые через аукцион реализует дом.рф (без существующего жилья). 40.27
46.37 КРТ. Группа территорий с ветхим жильем. 46.37
47.48 Площадка свободная от застройки, на которую есть проект планировки, но договора КРТ нет. 47.48
48.38 Волгоград — убывающий миллионник. Может потерять статус миллионника. Опыт решения есть, за счет присоединения близлежащих населенных пунктов. 48.38
51.05 Новороссийск про КРТ. 51.05
51.19 КРТ по правообладателю. (про объединение разнесенных по территории города участков и проведение их, как общего участка для КРТ) ....Школы после строительства выкупаются или передаются муниципалитету. 51.19
54.28 КРТ по инициативе органов местного самоуправления. (Ветхое жилье,ограничения по рельефу, ограничение по этажности, дефицит по инженерным сетям, сложные объекты). 54.28
57.10 Отношение жителей к любой застройке (любой и КРТ в том числе). Жители принципиально против! 57.10
1.00.50 На сколько учитывается мнение жителей? Как договариваются с жителями, чтоб они не сжигали технику и не ломали заборы? 1.00.50
1.02.30 Вопрос Екатеринбургу. Как застраиваются малые разрозненные территории, необеспеченные инфраструктурой? Нельзя построить один дом без необходимой инфраструктуры. Это запрещено. А как в Екатеринбурге? 1.02.30
1.05.10 Калининград про КРТ. 1.05.10
1.05.30 2-3 дома аварийных. Застройщиков не привлекает, даже если повышать этажность. Им неинтересно (невыгодно). Новый инструмент КРТ непонятный. Объединить несколько разрозненных участков в одну зону КРТ, чтоб застройщик решил проблему ветхих домов и компенсировал себе убытки за счет другого участка, как это сделали в Новороссийске, не получилось. 1.05.30
1.10.35 Вопрос: — как заставить застройщика сначала построить парк и социальную инфраструктуру, а затем строить жилые дома? 1.10.35
1.12.37 Как непрерывный зеленый каркас реализовать на территории, которая принадлежит застройщикам? 1.12.37
1.14.00 Как застройщик закопал речку проходящую по его участку... 1.14.00
1.15.14 Мне показалось, что КРТ получается только в Екатеринбурге, где город растет бешеными темпами. КРТ не работает, потому что людей нет, некого переселять? 1.15.14
1.15.59 Когда есть вторичный рынок земли в городе, то застройщику неинтересно КРТ. КРТ гораздо интереснее внешнему застройщику. 1.15.59
1.17.03 Чем выгоден КРТ застройщику? (Отвечает застройщик) 1.17.03
1.18.30 Ответ на вопрос про парк 1.10.35 (1.10.35). Почему нет парка? Потому что не было раньше КРТ... 1.18.30
1.20.08 Про расселение ветхого жилья до КРТ . КРТ это просто механизм решения некоторых прав собственности. 1.20.08
1.21.19 Про ИЖС. Я категорический противник втягивания ИЖС в рамки КРТ. Это волнообразное изменение рельефа города. ИЖС это бесплатное озеленение города. 1.21.19
1.26.05 С появлением в Ростове нового аэропорта «Платов», стал формироваться новый центр Ростовской агломерации. 1.26.05
1.33.16 Вопрос по реализации крупных средовых объектов с широким спектром возможностей (более широким, чем у КРТ) 1.33.16
1.36.24 КРТ дает нам и эту возможность(диалог). Рассмотрение варианта КРТ от дом.рф. 1.36.24
1.36.48 Они дали застройщику генплан, мастер план, архитектурный облик зданий, объекты социальной инфраструктуры. Они все это дали и сказали, что мы хотим, чтоб было так. Пришел застройщик выиграл торги и строит точно по тому, что дали. Отступить он не может. 1.36.48
1.37.32 Что такое КРТ? Это, когда город в лице депутатов, мэров и тд (но они должны отображать мнение города), говорят застройщику — «брат, вот у тебя есть земельный участок, ты его собственник, я не возражаю, но город считает, что здесь должен быть не твой «бирюшный» ресторан, а здесь должна быть красивая застройка вот с этим этим и этим, а мы еще приложили фин.модель, и из этого проекта ты выходишь через полтора года и за это время ты зарабатываешь столько денег. Бери и делай, как мы тебе сказали». Если он говорит «не хочу»... Замечательно. Это все КРТ позволяет сделать по действующему законодательству. Мы все это у тебя выкупаем и выставляем на аукцион. Кто хочет сделать так, как хочет город? Человек выкупает аукцион и строит то, что хочет город. 1.37.32
1.39.10 Градостроительный кодекс был написан в 2004г и он предусматривал приоритет частной инициативы. Город имеет свои обязанности по созданию инфраструктуры, а частник может на своей земле(строить)..., а кодекс должен ему это упрощать..... ...Сейчас мы подошли к позиции когда, город начинает диктовать свои интересы частнику жестко... ...Без очень серьезных дотаций государства модель будет буксовать.... 1.39.10
1.43.44 КРТ хороший инструмент, который применяется везде по разному. Это не только «морковка» спереди, но и «морковка» сзади (кнут). Сегодня уже нет возможности строить не по КРТ. 1.43.44
3 Урбанистический плэженинг 2024. Экономика зелёного каркаса города — реальность и возможности. Водно-зелёный каркас (Rutube, Youtube)
01.37 Приветственное слово. 01.37
11.00 Краснодар. В 2023г была создана при министерстве Российской Федерации по строительству ЖКХ рабочая группа из разных городов. (Разработка гостов, определений и тд все, что относится к водно–зеленому городскому каркасу. Приглашение участия на платформе пространство-города.рф для создания базы знаний). 11.00
16.55 Про состав водно–зеленого каркаса. Индекс качества городской среды. 16.55
20.53 Предложения в Минстрой для того, чтобы оценка качества проектов по программе «Комфортная городская среда» учитывались критерии водно–зеленого каркаса. 20.53
26.50 Цифровой двойник города и 3д модель города Краснодар. 26.50
33.48 Институт агломерации Нижнего Новгорода . Проработан слой водно–зеленого каркаса агломерации. Разработчик КРТ получает этот слой и обязан учесть его в проекте КРТ. 33.48
35.26 Институт развития города Казани, Институт генплана Екатеринбург, Черняховск, Пермь, Новосибирск, Самара, Сочи, Калининград, Санкт Петербург, Волгоград. Даже если нет ресурсов — делайте проект водно–зеленого каркаса! 35.26
40.20 Белгород. Про природно–подобные технологии. Как это применить к Генплану. Тотальная инвентаризация зеленых насаждений и интерактивная карта зеленых насаждений города. Для проектировщиков предоставляется эта карта. Экономическое обоснование развития водно–зеленого каркаса. 40.20
51.05 Вопросы. На сколько эта модель реальная? и как финансировалась? Как обратная связь от населения? (ответ: — через программу на смартфоне). Как заинтересовали власть? 51.05
1.02.50 Ростов на Дону. про важность почв 1.02.50
1.10.40 про важность водного каркаса 1.10.40
1.20.10 Про Культурный код города и формирование идентичности места (про зеленый каркас) 1.20.10
4 Урбанистический плэженинг 2024. Ростов-на-Дону. Мастер-планы. Трамвай. ОКН. Градозащита. Сохранение (Rutube, Youtube)
01.40 Предложение гостям поучаствовать в обсуждении Ростовских проблем и решений. 01.40
03.40 Мастер–план Таганрог(Дом.рф), Новошахтинск(местная команда). 03.40
06.35 Какое положение мастер–плана в планировании? 06.35
15.40 Высотное строительство высокими темпами. Но больше половины ввода жилья — это малоэтажное строительство. 15.40
22.15 ...как этих застройщиков выковырять из центра города?... и отправить на периферию строить в Таганрог? 22.15
27.00 ... что бы ни строили, почему–то все равно получаются высотные дома. 27.00
29.00 Развитие транспортного комплекса. 29.00
30.20 Проект реализации Ростовского трамвая. 30.20
42.15 Почему вы решили, что на трамвае будет кто–то ездить? 42.15
1.02.45 Культурно–историческое наследие города и его защита. 1.02.45
1.06.24 Реестр объектов культурного наследия. Это единственный способ не допустить сноса исторических зданий застройщиками. Ценные объекты историко–градостроительной среды. Реставрация исторической застройки. Изменение регламентов для исторической застройки. Исторические кварталы выбросили из статуса исторической застройки. Регламенты не соответствуют реальной исторической застройке. Комиссия при администрации по сохранению исторического центра 1.06.24
1.19.36 Причины утраты ОКН и ценной исторической застройки. 1.19.36
1.21.55 Формулировки ПЗЗ, которые приводят к хаотической застройке речного фасада. 1.21.55
1.23.03 Ориентирование зданий узкой частью к реке (Прозор) 1.23.03
1.34.05 Когда мы точечно пытаемся восстановить объект культурного наследия, то ни чего не получается. Мы должны превратить ОКН в объект недвижимости ( в рыночную единицу оборота). Если придаем ему смысл экономический, то туда начинают приходить деньги и законодательство этому не мешает. 1.34.05
1.35.05 обсуждение по вариантам решения проблем сохранения ОКН. 1.35.05
1.43.40 Фонд «Внимание». Сохраняем наследие России 1.43.40
2.02.03 А что делать с частными собственниками, который купил 2х этажный особняк и тихо снес? Объединенная охранная зона. 2.02.03
Это чисто техническая статья, для удобства поиска. По необходимости она может быть дополнена или изменена.
Если обнаружатся ошибки в таймингах или иные замечания — пишите в комментариях.
Предыдущая Глава 61.1 Немного про урбанистический плэженинг 2024
Следующая Глава 62 Что делать с «человейниками» в историческом центре Пензы, которые сейчас собираются строить.
Если интересно и желаете продолжения, то распространяйте ссылку на материал. Поднимайте вопросы развития региона в СМИ и в диалогах с администрацией. Фактически единственный способ распространения — это по вашим группам в соцсетях (ВКонтакте, Вайбер, Вацап, Телеграмм). Ставьте лайки, подписывайтесь на канал в Телеграмме, ВКонтакте и Дзене, дочитывайте статью до конца, комментируйте и вносите свои предложения — они важны.
#плэженинг #встречаградостроителей