Дисграфия – это специфическое нарушение письменной речи, которое проявляется в стойких ошибках, не обусловленных уровнем грамотности.
Причины дисграфии могут быть:
1. Биологические:
Недоразвитие или поражение головного мозга:в пренатальном периоде (внутриутробные инфекции, интоксикации, гипоксия)
во время родов (родовая травма, асфиксия)
в постнатальном периоде (ЧМТ, инфекции, интоксикации)
Наследственная предрасположенность:наличие дисграфии у близких родственников
Неравномерное развитие психических функций:нарушения фонематического слуха
пространственного восприятия
зрительно-моторной координации
памяти
2. Социально-психологические:
Неблагоприятная языковая среда:бедная речь в семье
недостаток общения
речевые ошибки окружающих
Виды дисграфии:
Оптическая дисграфия: ошибки обусловлены зрительным неразличением букв, сходных по начертанию.
Акустическая дисграфия: ошибки обусловлены фонематическим недоразвитием (трудности различения звуков на слух).
Аграмматическая дисграфия: ошибки обусловлены недоразвитием грамматического строя речи.
Моторная дисграфия: ошибки обусловлены недостаточной координацией движений руки.
Коррекция дисграфии:
Логопедическая работа:развитие фонематического слуха
зрительно-пространственных функций
грамматического строя речи
навыков письма
Нейропсихологическая коррекция:стимуляция функций головного мозга, отвечающих за письмо
Психотерапия:снижение тревожности
повышение самооценки
формирование мотивации к учебе
Важно:
Чем раньше будет выявлена и начата коррекция дисграфии, тем выше ее эффективность.
Для достижения результатов необходима комплексная работа логопеда, нейропсихолога, психотерапевта и учителя.
Родителям необходимо создать для ребенка благоприятную языковую среду, помогать ему в учебе, поддерживать его эмоционально.