Одна из главных фигур в истории объединения Японии в XVI веке - Ода Нобунага, известный также под прозвищем «царь демонов». Было оно заслуженным - японский завоеватель безжалостно расправлялся с теми, кто стоял на пути к идее единения. Нобунага был великолепным полководцем, а, кроме того, окружал себя доверенными людьми, которые беспрекословно выполняли его поручения. Для достижения своих целей он не гнушался также прибегать к обманам и хитростям. Казалось, что остановить «царя демонов» невозможно. Но именно его самонадеянность сыграла с ним злую шутку, и Нобунага пал от руки человека, которого считал самым надежным своим соратником. Как это произошло? Давайте взглянем на историю самого коварного предательства в истории Японии.
Смутное время
В XVI веке Япония находилась в состоянии феодальной раздробленности. Страна была поделена на территории влияния, за которые неустанно проливали кровь даймё - феодальные правители земель. Но даже позиция даймё на собственной земле была шаткой, и его земли могли растащить более напористые вассалы.
В направлении порядка и целостности Японию стал направлять Ода Нобунага, происходивший из славного самурайского рода. Он родился в 1534 году в четвертом по величине городе страны, Нагоя. С детства он отличался красотой и ловкостью, а также пестрой одеждой и экстравагантным поведением. Его сумасбродные выходки заслужили ему кличку «дурачина из Овари». Впрочем, легкомысленным Нобунагу назвать было трудно: в борьбе за власть и непрестанных феодальных стычках он преуспел как никто другой, показав себя грамотным полководцем и хитрым тактиком.
В 1567 году после взятия цитадели Инабаяма, он стал использовать печать с девизом «Страной правит военная мощь». Он поставил своей целью ни много ни мало объединение под своим началом всей Страны Восходящего Солнца. Для этого, впрочем, нужна была большая армия. Нобунага решил эту проблему, дав возможность крестьянам становиться воинами. При этом он не различал «именитых» самураев от безродных воинов и всем воздавал по заслугам: если человек проявлял себя на поле боя, то его ждало повышение. Именно так продвинулся по службе Тоётоми Хидэёси, которому суждено будет в будущем стать сёгуном (военным правителем) всей Японии.
Что касается сегунов в то время, то страна тоже пребывала в хаосе. В 1521 году «официальный» сегун Асикага бежал из столицы Киото и был пленен самурайским кланом Хосокава, которые назначали сегунов по своему усмотрению. Остальные кланы считали таких «сегунов» самозванцами и постоянно пытались их свергнуть. Удача улыбнулась Ёсиаки Асикаге, которого Хосокава списали со счетов в качестве кандидата на сегуны. Ёсиаки обратился к Нобунаге за помощью в борьбе за престол. А продвинул его никто иной, как Акэти Мицухидэ - человек, от руки которого и суждено будет погибнуть Оде Нобунаге.
Возвышение «царя демонов»
Скажем пару слов о нем самом. Мицухидэ, до того как примкнуть к Нобунаге, воевал на стороне самурайского рода Сайто. После поражения последнего от Нобунаги, Акэти примкнул к победителю. Он был талантливым военачальником и дипломатом, и Нобунага высоко ценил его. Когда Акэти представил Ёсиаки Нобунаге он наверняка добивался увеличения влияния своего сюзерена, и так действительно случилось.
Нобунага помог Асикаге стать сёгуном, однако номинальным правителем Японии стал именно Ода. У Асикаги не было никакого влияния среди кланов и самураев, зато Нобунага проявил себя как грамотный военачальник. Получив от сёгуна право давать приказы от своего имени как от высшего начальства, он в 34 года стал самым влиятельным человеком Японии.
После этого он приступил к объединению страны. И объединение это было кровавым. Например, он приказал поджечь монастырь на горе Хиэй, чтобы устрашить монахов, мешавших его правлению. Монастырь Энряку-дзи сгорел, а число погибших составило около 3000 человек. За такие хладнокровные и внушающие страх действия Оду и прозвали в народе «царем демонов». Впрочем, именно такие действия и были наиболее эффективны в условиях японской смуты. По крайней мере, монахи Нобунагу после этого не беспокоили. Самое интересное, что пребывавшие тогда в Японии христиане, напротив, воодушевились такому избиению грешников (какими они считали буддистов) и всяческими силами помогали Нобунаге в деле объединения страны. В его войске служило немало христиан - конных самураев и пеших стрелков.
«И ты, Акэти»
Так, шаг за кровавым шагом, Нобунага разделывался со всеми, кто не разделял его видение объединенной страны. Формальный сёгун Ёсиаки Асикаге также пытался убрать Нобунагу, настраивая против него различные кланы, но успехом это не увенчалось. Люди все-таки шли за ним, и во многом это определялось его принципами.
Вот что писал Нобунага своему генералу Сибате Кацуиэ:
«Ты должен старательно и точно исполнять все, что я приказал. Тем не менее, не старайся льстить мне, если видишь, что я поступаю неразумно… и никогда не скрывай своих истинных мыслей»
Ода Нобунага был беспощаден к своим врагам, но в то же время очень сильно полагался на своих подданных. Это и стало его Ахилессовой пятой. Он допустил ошибку в отношении к своему подопечному, которая в итоге стоила ему жизни.
Во время штурма замка Якати военачальник Акэти Мицухидэ пообещал командующему врагов помилование, если войска сдадутся без боя. Тот согласился, но прибывший на место Нобунага велел казнить противника. Тем самым, он обесценил слово Акэти, как и статус своего подчиненного. Но унижением дело не окончилось. Наследники казненного врага сочли Мицухидэ вероломным человеком, который не держит слова, и вскоре убили через наемников его мать.
Вскоре после этого случая, в 1581 году, Нобунага устроил триумфальное шествие своих войск мимо императорского дворца. Этот парад был доказательством его успеха в деле объединения Японии и жестокого усмирения несогласных кланов. Впрочем, на пути к окончательной победе оставалось еще несколько преград. Среди них - самураи рода Мори, которые обладали внушительным числом воинов и аркебуз. Подданному Нобунаги - Тоётоми Хидэёси - приходилось тяжело в сражении с ними, и он попросил начальника о помощи. Нобунага решил идти лично, и попросил верного Акэти собрать армию из 10000 самураев. Также он велел ему ехать на помощь Хидэёси, а сам на время заехал в Киото. Там он собирался два дня составлять план нападения.
Битва не состоялась. Акэти собрал самураев, которые были верны ему лично, но повел их не на территории Мори, а к храму в Киото. 21 июня 1582 года Нобунага был окружен войсками своего самого надежного (как ему казалось) военачальника. У «царя демонов» против десятитысячного войска была лишь сотня человек охраны. Шансов спастись не было.
Как именно погиб Нобунага, доподлинно неизвестно. Известно лишь, что храм сгорел дотла, но тела легендарного японца среди пепла не обнаружили. Возможно, он совершил сэппуку (ритуальное самоубийство) перед тем, как кто-то успел убить его. Воины Акэти также убили наследника Оды и разграбили и сожгли его замок Адзути.
Калиф на час, или сёгун на тринадцать дней
Предательство Мицухидэ можно объяснить совокупностью причин. Выше мы писали об инциденте, когда Нобунага косвенно оказался повинен в смерти матери Акэти. Также Мицухидэ чтил старые традиции Японии, в том числе буддизм, к которому Нобунага относился скептически. Акэти мог также выполнять заказ врага своего сюзерена, в частности, свергнутого сёгуна Асикага Ёсиаки, либо даже самого императора, которому надоел Нобунага. Последняя версия очень близка к правде, поскольку Акэти после расправы над своим начальником тут же отправился в императорский дворец просить титул сёгуна. Император, который три года отказывал подобным запросам со стороны других кланов, дал Акэти желаемый титул в тот же день.
Сам Акэти свои причины никому не объяснял, во многом потому, что не успел. В историю Японии он вошел как «тринадцатидневный сёгун», и вот почему. Два других полководца, верных Нобунаге - Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу - после получения шокирующих известий тут же двинулись на столицу, где воцарился предатель. Хидэёси оказался первым и сверг Акэти, которому не удалось переманить на свою сторону достаточно кланов и войск. В дальнейшем, несмотря на гибель Нобунаги, именно Хидэёси и Иэясу закончили начатое им дело объединения Японии. Предательства им больше не помешали.
***
Если вам понравилась статья, вы можете поставить отметку «нравится». Если есть с чем поспорить, пишите в комментарии - мне интересно альтернативное мнение. Также вы можете подписаться на канал. Я пишу материалы о науке, истории и психологии.