О тайнах нашей старины
Исчезнувший жемчуг России
Барышня из Архангельской губернии в кокошнике.
Картина художника Андрея Алексеевича Шишкина.
Сегодня великолепный русский жемчуг можно увидеть разве что в музеях. И представить, что на протяжении нескольких столетий Россия была главным поставщиком жемчуга в европейские страны, наряду с пушниной, золотом и серебром, затруднительно. Иностранцы теряли дар речи, видя обилие жемчуга на русских женщинах. Чего только не украшали на Руси жемчугом - кокошники и сарафаны, подвенечные уборы, седла и оружие. Жемчуга добывали так много, что даже женщины из бедных семей могли позволить себе купить жемчужные бусы.
Подвенечный убор русской красавицы
Старинное украшение Руси - скатный жемчуг
Лучший русский жемчуг назывался скатным, то есть круглым, в отличие от морского, скатывающимся. Чем дольше катился, тем выше была его стоимость. Особенно ценились крупные белые жемчужины, хотя были и чёрные, и золотистые, а самым дешевым считался мелкозернистый синеватый жемчуг неправильной формы.
Красовался жемчуг и на парадных одеждах царских особ и священнослужителей, а также на окладах икон.
Императрица Мария Александровна (супруга императора Александра II и мать императора Александра III)
Икона Казанской Божией Матери в жемчужной ризе
Что же случилось с нашим жемчугом? Почему он пропал?
Историей жемчужного промысла на Руси неожиданно для самого себя заинтересовался доктор исторических наук Александр Владимирович Пыжиков, когда искал в архиве один из указов Петра I. Поскольку царь Пётр правил много лет, то и указов скопилось много, аж на целых пять томов. И вот в одном из указов (от 8 июня 1721 года) учёный наткнулся на странный текст указа о запрете на добычу речного скатного жемчуга. Указ гласил:
«Понеже Его Величеству, нашему Всемилостивейшему Царю и Государю есть известно, что в Российских странах Самодержавия Его в некоторых реках и малых речках родится в раковинах жемчуг, токмо Российский народ к тому суща необыкновенен, каким способом и в какое время и в каких местах его доставать».
С 8 июня 1721 года всем обывателям, кто бы какого звания ни был, запрещалась ловля жемчужных раковин без особого на то разрешения. Воеводам было приказано подробно описать уже известные и вновь открываемые жемчугоносные реки, указав их координаты и «откуда оные реки вышли и куда впали».
К участкам с жемчугом было решено «приставить доброй совести людей из офицеров или из дворян», приведя их всех к присяге. Текст присяги был включен в указ.
О скатном жемчуге часто упоминалось в текстах русских былин о богатырях, которые изучал историк Пыжиков. Об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче и других.
Например, в былине о Соловье - разбойнике скатный жемчуг упоминается несколько раз наряду с золотом и серебром, которыми пленённого уже папашу - разбойника хотели выкупить его сыновья:
Насыпали подношенья — три лукошка Илье.
Илья Муромец на выкуп не глядит, не берет:
"А не надо мне ни золота, ни серебра,
Мне не надобно ни скатного-то жемчугу,
Повезу Соловья в стольный Киев я,
На вино пропью, на калач проем!"
Если о скатном жемчуге пестрят былины, которые возникли на много столетий раньше Петра I, то это говорит о том, что жемчужный промысел на Руси был укоренён, начиная с былинных времён и кончая Петром I, который озаботился тем, чтобы этот доходный промысел поставить под контроль.
А почему этот промысел был так развит на Руси? Первое, что сразу приходит на ум – это украшения. Но мало кто из дворян и вельмож знал о другом, более важном значении жемчужного промысла, который на Руси с былинных времён использовался ещё и в лекарственных целях. Жемчуг дробили, крошили, пережигали. Получалась зола, которая для русского человека была так же необходима, как соль. Соль в те далёкие времена не считалась полезной, а потому пищу не солили, а соль использовали только для засолки и хранения продуктов. А вот жемчужная зола повседневно использовалась, как обязательная добавка к пище, потому что обладала мощным антибактериальным свойством. Укрепляла иммунитет и все, кто употреблял эту добавку, практически не болели.
Интересная деталь «старины», не правда-ли?
А дальше возникают вопросы: кто и как добывал этот речной жемчуг? Дело-то не простое.
Ловцы морского жемчуга, например, должны были много раз на дню нырять, надолго задерживая дыхание.
Реки, конечно, не такие глубокие, но тоже долго под водой не задержишься – захлебнёшься.
И вот с этого момента повествования нас ожидают настоящие чудеса и волшебство, которые и современной науке пока недоступны…
С былинных времён, как рассказывает Александр Владимирович, на службу речному жемчужному промыслу была поставлена… сама природа. В частности, известные всем речные животные - бобры. Использовалось их врождённое умение строить заводи и запруды поперёк течения небольших рек, что и способствовало укреплению и распространению жемчужных плантаций вдоль берегов рек.
Кроме того, бобры ещё и охраняли жемчужную плантацию от чужаков и могли своими мощными клыками легко прокусить руку или ногу. И тут уж не до ловли жемчуга, а скорей бы убежать, чтобы не истечь кровью. Своих «дрессировщиков» приручённые бобры не трогали.
Основная роль в этом опасном промысле принадлежала женщинам. Можно с уверенностью говорить, что жемчужный промысел на Руси считался женским промыслом.
Но как же они могли подолгу быть в воде? И тут нужно упомянуть ещё об одном культовом животном водной среды, которому не так повезло, как бобру – это жаба.
Ни одна фармацевтическая компания не сможет конкурировать по части антибиотиков с жабой, ядовитая желчь которой использовалась нашими предками, как природный антибиотик при бронхитах и других опасных заболеваниях.
Это сейчас жаба – нечто противное и ужасное. А вот в давние времена знали об уникальных свойствах жабьей кожи, убивающей все болезнетворные микробы. Знали также, что в воде жаба дышит кожей. Не только знали, но и успешно применяли эти знания на практике. В жемчужном промысле, например.
Девушку, ныряльщицу за жемчугом, натирали специальной мазью из животных жиров, которая не только согревала, но и защищала кожу от долгого воздействия воды. Мазь состояла из жабьего яда – желчи для обеззараживания, а для кожного дыхания использовалась трава чилибуха, в состав которой входил атропин, расширяющий поры. И ещё один обязательный компонент состава поистине волшебной мази использовали водоросль - псевдогриб, в состав которой входили феромоны.
Существовал и проводился повсеместно специальный обряд водоположения. Обряд чисто женский и основан на безукоризненном знании природы. Никакого волшебства и фантастики. Для тренировки навыка кожного дыхания обряд проводили несколько раз, пока кислород не начинал поступать в кровь через кожу благодаря свойству атропина расширять поры. Когда у женщины открывалось кожное дыхание, то она могла находиться под водой до 40 минут и больше. Раковины с жемчугом, когда к ним подплывала женщина, открывались сами, реагируя на феромоны.
Этот обряд проводился всеми селянами Руси, живущими вдоль больших и малых рек, с их притоками, где добывался жемчуг.
Можно сказать, что эта аквакультура высочайшего уровня столетиями бытовала на реках Волжского бассейна и русского Севера.
Как не старались государственные люди «запрещать и контролировать», но так и не смогли самостоятельно организовать ловлю жемчуга. Никто из «неграмотных и забитых» не торопился делиться секретами мастерства жемчужного промысла. И тогда, по принципу «не доставайся же ты никому», он был грубо раздавлен правящим классом и его помощниками – христианскими наставниками, которые объявили женщин, не дышащими ртом, ведьмами и утопленницами-русалками, водившими дружбу со всякой нечистью, безжалостно задушив реальность и память народа.
Наши былинные предки обладали уникальными знаниями жить в гармонии с природой, разумно используя её дары и не нанося ей вреда.
В этой статье, совместно с Александром Владимировичем Пыжиковым, я только приоткрыла дверь в прошлое нашей великой русской старины. Уверена, что многим будет интересно узнавать загадочную, малоизученную и невероятно удивительную историю жизни наших далёких предков. Поэтому обязательно продолжу рассказ о тайнах нашей старины...