Найти в Дзене
Силумин

Опять перевесили Луиджи Луара

Вербное воскресенье, прежде чем зайти в храм Ильи пророка в Обыденском переулке, заглянем на свидание с одной из моих любимых картин в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (комплекс зданий ГМИИ им А.С. Пушкина), речь о работе кисти Луиджи Луара «Дым окружной парижской железной дороги». Периодически, как правило раз в год, прихожу к ней и другим работам импрессионистов и скульпторов. Многое понятно и знакомо. Но сегодня у меня был квест, многие картины перевесили, в том числе, и мой любимый «Дым...».

Луиджи Луар, «Дым окружной парижской железной дороги(парижское предместье)» (холст, масло), 1885 год, размер - 172x296 см. В ГМИИ с 1925 года. Происходит из собрания С.М. Третьякова. Фото автора.
Луиджи Луар, «Дым окружной парижской железной дороги(парижское предместье)» (холст, масло), 1885 год, размер - 172x296 см. В ГМИИ с 1925 года. Происходит из собрания С.М. Третьякова. Фото автора.

Несколько слов об авторе. Луиджи Луар родился в Австрии. Переехав с родителями в Парму, в 1853 году Луиджи начал изучать живопись в местной Академии художеств. А в 1865 году отправился в Париж, где в том же году с успехом дебютировал в Салоне. Луар начал работать как художник-оформитель и мастер плафонной живописи. Многие картины мастера покупались мэрией Парижа, а также крупными европейскими музеями. Луиджи Луар получил множество наград, в том числе Золотую медаль Всемирной выставки 1889 года. А за год до этого получил орден Почетного легиона. В начале 1870-х годов Луар начал писать виды Парижа, которые принесли ему успех. Луар даже был избран «художником парижских бульваров». В своих парижских пейзажах Луиджи пытался захватить разнообразные виды города в разное время суток. Художник исследовал специфику освещения различного состояния атмосферы: он любил облачность, дождь, туман в смеси с электрическим освещением, сумерки и солнечные отражения в ясные дни. К подобного рода работам относится и обожаемый мною «Дым...» из музейного собрания. Здесь многое заставляет прилипнуть и рассматривать, сесть напротив и «шагнуть в картину»: посмотрите на композицию, понятный городской сюжет, но меня всегда примагничивает свето-теневое решение... Картина словно светится изнутри. Из-за своих размеров и невысоких потолков залов Галерии (картина занимает практически всю высоту стены) эффект присутствия только усиливается. Сегодня я нашел её не на привычном месте с банкеткой напротив, где я сидел и медитировал и где было много места вокруг, а в узком 13 зале второго этажа. Надо сказать, что в этот раз досталось многим картинам и скульптурам, кураторы, в который раз, всё перевесили, на мой взгляд, не со всеми экспонатами удачно вышло. За Луиджи Луара и мой любимый «Дым...» ощущение испанского стыда. Ну как так-то?! Узость 13-го зала не дает насладиться картиной в полной мере. Ладно я, картина у меня в голове подробно и давно сфотографирована — пара лошадей на переднем плане, сторожка в правом углу золотые сумерки, но те, кто придет на встречу с картиной впервые её не поймут, не распробуют, а может быть и не отыщут или пройдут мимо. На мой взгляд, к «Дыму...» обязательно в комплекте должна идти банкетка, потому что картина требует вдумчивого осмотра, как «Явление Христа народу» Александра Иванова в Третьяковке. Хочется верить, что в ходе ближайшей смены экспозиции «Дым окружной парижской железной дороги» вернется на своё привычное место. Будете в Пушкинском — обязательно найдите эту картину! Я вам точно говорю — это вкуснятина, снятый мной ролик тому в подтверждение. До встречи в музее.