Дигория - между Осетией и Балкарией. Что это за край и как выглядит его "столица"?

2,7K прочитали

Дигория! В армянских хрониках как Тикор это название известно с 6 века, а такой гуру, как Васо Абаев, возводил его к адыгам, окраинные племена которых были ассимилированы степняками-аланами, когда тех прижало к горам нашествие гуннов. Но гунны ушли дальше на запад, а аланы - остались, и в 10-13 веках даже построили не без помощи Хазарии и Византии собственное государство, подарившее Кавказу уникальные в его истории два века мирной жизни.

Пройдя ровно те же стадии становления, расцвета и краха, что и Русь, Алания погибла в 13-14 столетиях после серии ударов, первый из которых нанёсли ей монголы, а "контрольный выстрел" сделал Тамерлан. В предгорья вернулись адыги, основав Кабарду, а вот аланские беженцы хоронились за неприступными теснинами высокогорных ущелий. Тремя основными народами (при всей условности данного термина в те времена) Алании были осетины, вайнахи и половцы, кочевавшие вдоль её границ.

Бегство в горы перемешало их, и в западных ущельях от Черека до Кубани к 18 веку взяло верх именно половецкое начало. Так появилась Балкария, или Бештауэль - "конфедерация" 5 горных обществ с несколькими сословиями и властью князей-таубиев, один из которых порой избирался как олий - общий глава. К ним и тяготела Дигория, просто в силу географии открытая скорее Балкарии и Кабарде, чем Иристону ("материковой" Осетии).

Ну а часть народа в отрыве от целого если не растворяется без следа - то консервируется во временах раскола. Дигорский диалект, по которому здешние выходцы в 1922-37 годах даже числились отдельным народом, в итоге оказался не параллельным, а предшествующим литературному осетинскому. Примерно так же говорили до 17-18 столетий яссы, бежавшие от монголов на запад и по сей день живущие в Венгрии, и соответственно - сами аланы на излёте своей истории.

В 1827 году дигорские князья примкнули к балкарской делегации, ходившей в Ставрополь принимать русское подданство, а в 1852 году начался спуск дигорцев на плоскость, в показанные в теперешние Дигору и Чиколу, тогда Вольно-Христиановское и Вольно-Магометанское. Примерно тогда же дигорцы и иронцы снова стали ближе друг к другу: с образованием Терской области Балкарию определили в Нальчикский, а Дигорию - во Владикавказский округ. Никуда не делись дигорцы и ныне, а известнейший их представитель - конечно, Валерий Гергиев.

Ну а покинутые горы, где теперь вряд ли наберётся хотя бы тысяча жителей, превратились в огромный музей, который постройка современной дороги наполнила туристами. "Столица" Дигории, не самое крупное (35 жителей), но самое важное её село в 40 километрах от Чиколы - Мацута, о скалу над которой дорога разбивается в форме Y. Налево - Тапан-Дигора, направо - Стур-Дигора, а у дороги к плоскости стоит бюст Блашки Гуржибекова (2022), дигорского поэта, павшего на русско-японской войне. В любом другом осетинском ущелье стоял бы Коста Хетагуров...

Дигория!

Взгляд назад, на Скалистый хребет, вполне оправдывающий своё название. С левой стороны там висит Донифарс, а справа виден Задалеск на фасаде Тапан-Дигоры - про них я рассказывал отдельно.

Странное в таких пейзажах название Равнинная Дигория восходит, видимо, к беженцам с плоскости, наводнившим ущелье в 13-15 веках. Во главе их, по фамильным преданиями, стояли братья Куло, Аргача и Гагу, сыновья Дигора. Гагу ушёл за реку, на стратегические высоты, и первые века самыми влиятельными обитателями Дигории был его клан Гагуата.

Позже, проиграв борьбу правобережным кланам, Донифарс остался независимым "демократическим обществом", где все вопросы решал не князь, а "горское вече" ныхас, и к тому же - там почти безраздельно утвердился ислам: хотя накануне присоединения к России позиции этой религии были сильны по всем горам Осетии, каменные мечети строил лишь в Донифарс.

Но обращённая к Донифарсу сторона Тапан-Дигоры с главным в ущелье святилищем Дигори-Изад, равно как у длинная теснина, оставались скорее местом встречи четырёх обществ и гостей с плоскости. Ну а Мацута, где проходили тапанские ныхасы, замыкала этот странный предбанник: даже название её можно образно перевести как "Дальше хода нет!".

Дигория!-2

Теперь - скорее "сделай остановку!". Вдоль единственной улицы стоят 2-3 магазина (цены в них не сильно выше, чем на плоскости, а вот ассортимент бедноват), кафе (неплохое!) и визит-центр учреждённого в 1998 году Национального парка "Алания", который занимает весь дигорский склон Бокового хребта. Тут минут за 20 добрый егерь в камуфляже делает пропуска, а за соседней дверью улыбчивые девочки принимают 200 рублей оплаты и выдают буклетики.

На инфостенде у входа можно ознакомиться с основными формами дигорского зодчества, а в селе - и с кое-каким его образцами. На кадре выше, например, слева пара менгиров кобанской культуры, носители которой жили на Кавказе 2500-3500 лет назад, вели уже типичное для этих гор хозяйство, плавили местные руды на бронзу и творили из неё чудеса.

Выше из склона, на фоне скалистой горы с совершенно пан-индоевропейским названием Васкеса (2419м), им вторят гигантские стрелы Сослана - самого известного из нартов с весьма причудливой судьбой: достаточно сказать, что родился он от камня, который оплодотворил чабан, возжелавший полубогиню Шатану, а погиб под живым и разумным огненным Колесом Балсага. Эти стрелы - 6-й по счёту в моём рассказе из 10 символов Осетии, расставленных в 2020 года по горам активистами из Владикавказа.

Дигория!-3

Более того, и одинокий плосковерхий дзоппадз (склеп) у дороги слывёт в легендах могилой Сослана, на которую его племянник бросил обломки Колеса Балсага. Поверье гласило, что прежде этот склеп был порталом в мир иной, и по первому зову Сослан приходил помогать людям... пока какая-то курица не позвала его из любопытства, чем и отвадила навсегда.

Дигория!-4

Судя по архитектуре, возраст дзоппадза и правда изрядный - так их строили в 10-15 веках, "при жизни" Алании. На поляне над склепом, как я понимаю, и собирались тапан-дигорские ныхасы, а теперь стоит мемориал Защитникам Отечества, судя по облику - современный.

Дигория!-5