Найти в Дзене
Сергей Соколов

Перевал.Находки Сергея Соколова.Сотрудники лагерей-7.

Здравствуйте, уважаемые читатели! С вами вместе я, Сергей Соколов, и сегодня я расскажу вам новую информацию о сотрудниках лагерей, как и обещал в прошлой статье. Сегодняшнюю историю начну с того, чем закончил прошлую. Сама профессия сотрудников лагерей предполагает готовность стрелять в любого человека. Среди возможных фигурантов ликвидаторов группы Дятлова сотрудники лагерей являются более верояными в силу их профессиональной, жизненной и моральной подготовленности к совершению.подобных действий. Этот вывод я подробно обосновал в предыдущих статьях. А сегодня мы с вами пойдём дальше и приблизимся к конкретным сотрудникам лагерей в конкретных колониях Ивдельлага. Информации о колониях и лагерях очень мало. Это не государственная тайна, но тайна корпоративная, и конечно же никто её раскрывать не собирался и не собирается. Поэтому информацию пришлось собирать по крупицам. И вот что в результате получилось. Вы знаете, по версии сотрудников лагерей ликвидаторами группы Дятлова были

Здравствуйте, уважаемые читатели!

С вами вместе я, Сергей Соколов, и сегодня я расскажу вам новую информацию о сотрудниках лагерей, как и обещал в прошлой статье.

Ивдельлаг.
Ивдельлаг.

Сегодняшнюю историю начну с того, чем закончил прошлую.

Сама профессия сотрудников лагерей предполагает готовность стрелять в любого человека. Среди возможных фигурантов ликвидаторов группы Дятлова сотрудники лагерей являются более верояными в силу их профессиональной, жизненной и моральной подготовленности к совершению.подобных действий.

Этот вывод я подробно обосновал в предыдущих статьях. А сегодня мы с вами пойдём дальше и приблизимся к конкретным сотрудникам лагерей в конкретных колониях Ивдельлага.

Информации о колониях и лагерях очень мало. Это не государственная тайна, но тайна корпоративная, и конечно же никто её раскрывать не собирался и не собирается. Поэтому информацию пришлось собирать по крупицам. И вот что в результате получилось.

Вы знаете, по версии сотрудников лагерей ликвидаторами группы Дятлова были сотрудники лагерей. Конкретно - сотрудники Ушминской колонии. Почему именно Ушминской колонии? Потому что несмотря на то, что на картах и в официальных источниках этой колонии не было, на самом деле она была, и был лагерный пункт, и был лагерный посёлок. Да, севернее Ушмы тоже были объекты Ивдельлага, например, в Посёлке Северного рудника, в Верхней бирже. Но это были мелкие лагерные объекты, так называемые подкомандировки. А лагпункт и лагерный посёлок, к которому они относились, были в Ушме. Поэтому и оперативная группа сотрудников лагерей, перекрывавших зону в районе перевала и встречавших приземлявшиеся головные части ракет, тоже была в подчинении руководства колонии Ушма.

Ну что ж, с Ушмы и начнём.

Существуют разные мнения о том, была ли в 1959 году колония в Ушме.

Убеждённые в том, что её не было, товарищи основываются на том, что некоторые группы туристов были на реке Ушме и на реке Лозьве вблизи места впадения в неё Ушмы, при этом колонии там не видели. Не буду с ними спорить. Они не видели, что колония там есть. Но они не обследовали окрестности и не видели, что колонии там нет. То, что они колонии не видели, не говорит о том, что её там не было. Ведь если бы даже колония к 1959 году закрылась, то остались бы развалины бараков, казарм, домов, колючая проволока. Но всего этого туристы тоже не видели. Значит, они не осматривали то место, где была колония, а просто прошли в стороне от него. Туристы группы Дятлова тоже шли по Лозьве и тоже с Лозьвы ничего не видели. Однако та попутная машина, которая развозила участников комсомольского собрания из Вижая и о которой говорил комендант, что она пойдёт ночью, куда-то же она шла? А куда могла идти в том направлении, кроме Ушмы? В 55-м, 41-м квартале, 2 Северном посёлке колоний не было и ивдельлаговских комсомольцев тоже не было.

Но были люди, местные жители, которые эту колонию видели и о которой рассказывали участникам экспедиции. И я этим людям верю и считаю, что колония в Ушме в 1959 году была.

Хотя для версии сотрудников лагерей этот вопрос непринципиален. Группа ликвидаторов могла быть и с 100-го километра, и с Тотмы, и с Хортии, и с Вижая, и с Ивделя, и даже со Свердловска.

А мы продолжаем рассказ о колонии в Ушме по свидетельствам тех, кто о ней рассказывал.

В 2009 году через Ушму прошла 10-я мансийская экспедиция проекта "Мвнси - лесные люди". Экспедиция изучала жизнь манси в районе реки Лозьва, в том числе в Ушме, Тресколье и Хорпии. И конечно же, мир манси и мир Ивдельлага были тесно переплетены друг с другом, участники экспедиции видели остатки Ушминской колонии, записали воспоминания старожилов.

16 марта 2009 года участник экспедиции Александр Стесин (США) опубликовал отчёт об этой экспедиции. И вот что он пишет про Ушму:

"Бесконечная таёжная глушь, изредка перемежающаяся с полузаброшенными селениями и покосившимися знаками "Режимная Территория". Угрюмые тёмно - серые скалы. Ушма уже где-то рядом".

Ну вот, как закрывали зону. На дороге ставили такие знаки. И пикет.

Читаем дальше.

"На протяжении всего маршрута от Ивделя до Ушмы с пассажирами происходит примерно то же, что с бельём в барабане стиральной машины. Трудно представить себе, как пробирались через эти чащобы "коренные" жители, колонизаторы двух мастей: угорские кочевники, две тысячи лет назад пришедшие с юга, и отряды заключённых, прибывавшие сюда всего несколько десятилетий назад."

Смотрите, это написано в 2009 году, какие дебри и какие дороги. А что же говорить про 1959-й?

Оказывается, у Александра Стесина в одной из таких колоний отбывал срок дед, поэтому что-то он пишет и по рассказу деда. Может быть, поэтому он и приехал из США, чтобы поучаствовать в этой экспедиции, посетить места, где отбывал наказание дед? Читаем дальше, это интересно:

" Для последних (имеется в виду заключённых) здесь были предусмотрены четыре режима и поселения".

То есть четыре режима содержания заключённых, кто не знает - это общий, усиленный, строгий и особый. И были ещё поселения. Вот так всё непросто. В зависимости от режима колонии их охрана тоже была разной. Но об этом потом. Читаем отчёт дальше.

"Это Ивдельлаг, система из семи лагерей, учреждённая по приказу Сталина в 30-е годы. Посёлок Ушма - первое в Советском Союзе поселение - колония, где заключённые и расконвоированные работали на лесоповале".

Обратите внимание, заключённые и расконвоированные работали вместе. То есть в Ушме были и те, и другие. Это очень важно, и к этому мы ещё вернёмся. А сейчас дальше, про Ушму.

"Как известно, эти "лесные лагеря" строили сами "зэки", живя в балаганах из жердей и лапника, отапливаемых кострами. Кажется, в одну из таких колоний был отправлен мой дед, выходец из Румынии ("перемещённое лицо с западных территорий"). Те, кто возвращался из этих мест, давали подписку о неразглашении условий содержания, за всю жизнь дед не обмолвился ни словом".

Вот так, даже и подписку брали. Было что скрывать. Поэтому и нет сегодня ни одного воспоминания заключённого Ушминской колонии. Не потому, что её не было, как говорят некоторые, а потому что о ней нельзя было говорить ни жителям, ни заключённым. Конечно, для освободившихся из лагеря такая подписка была очень серьёзным документом. Никому не хотелось попасть в лагерь снова. Кто и почему ввёл такой режим закрытости? Видимо, влиятельные люди. Почему? Видимо, было что-то там, кроме лесоповала. Рудники.

А мы читаем дальше. Экспедиция описывает остатки колонии.

"Мы шли друг за другом по узкой тропинке, протоптанной между заросшим лугом и неглубоким оврагом, за которым начинался лес. Лозьва, одна из священных рек манси, разделяла посёлок на две части. Единственным способом попасть на другой берег (туда, где находится жилище Степана Анямова) был подвесной бревенчатый мост. Половина брёвен была выбита, и всё сооружение было настолько шатким, что казалось, любой переход через этот рубикон легко может стать последним. Впереди виднелись полуразрушенные постройки, кое-где ещё огороженные колючей проволокой."

Вот видите, иногда спрашивают, как могли туристы, идя по Лозьве, не увидеть Ушминскую колонию. Да очень просто. Она была не на берегу, а в отдалении. Александр Стесин так и пишет: "Впереди виднелись..."

Что же увидела экспедиция дальше? Читаем отчёт.

"КПП, бараки, лагерный ларёк. Все постройки в лагере деревянные, кроме одной. Это - БУР".

Кто не знает, БУР - барак усиленного режима. Значит, были в Ушме не только бесконвойные или заключённые общего режима. Были и заключённые, которые содержались в усиленном режиме. И это тоже говорит о том, что колония в Ушме была не лесоповальным пикетом, как некоторые пытаются представить, а солидным лагерным учреждением. Александр Стесин описывает БУР:

"Одноэтажное здание из шлакоблоков, выбеленное извёсткой. Внутри БУРа всё, как после бомбёжки: обвалившиеся стены, входы - выходы завалены балками и кирпичами. В общей камере до сих пор стоят вагонки и оцинкованная параша, но нет пола - просто голая земля, поросшая щетинистыми сорняками, какой то хищной инопланетной флорой. В карцерах же есть и пол, и бетонные стены, есть маленькие зарешёченные окошки, через которые почти не проникает свет. Особенно впечатлила одна из этих "одиночек". Стены в ней сплошь утыканы гвоздями, чтобы узник не мог прислониться, а пол в ней в шипах, долго на нём не просидишь. Таким образом, если нары пристегнуть к стене, заключённому остаётся либо стоять, либо сидеть на корточках".

Вот такое свидетельство для тех, кто говорит о человеколюбии системы лагерей Ивдельлага. Ведь в этой камере пыток сидели люди. Пусть не постоянно, пусть короткое время, пусть за провинность. Но сидели. И понятно, что рука сотрудника лагерей, сажающего живого человека в это страшное место, не дрогнет, когда придётся ликвидировать туристов.

Итак, мы видим в Ушме настоящий лагерный посёлок. КПП. На него привезли бы туристов, если бы они поехали с комсомольцами, дальше стоп. Бараки, это понятно - для заключённых. Но - казармы? Казармы для кого? Для солдат внутренних войск или для сотрудников ВОХР, в разное время по-разному. Но в колонии - поселении периметр не охраняется, значит, и казармы не нужны. А раз казармы были, да не одна, а несколько, значит, была зона и была служба по охране её периметра. Вот так свидетельства людей подтверждают, что Ушминская колония не только была, но и была настоящей солидной структурой.

Читаем дальше. Дальше ещё интересней.

"Местные жители постепенно разбирали бараки по доскам, растаскивая всё, что можно было утащить. Лишь несколько "предметов быта" не успели ещё найти своих хозяев.

На полу одного из офицерских домиков валялась книга, вернее то, что когда-то было книгой - ворох пожелтевших заляпанных страниц пожелтевшего текста. На странице, которую можно было прочесть, не поднимая книжку с пола, рассказывалось о том, как волк перехитрил лису".

Вы видите, в Ушме офицеры жили не в бараках и не в казармах, а в офицерских домиках, причём домик такой был не один. И дети там жили, раз книжки про волка и лису читали.

Один из руководителей экспедиции Владислав Петров уже был ранее в Ушме, поэтому автор отчёта приводит его рассказ.

"В прошлый раз мы ещё находили детские игрушки, но видимо, манси их уже оприходовали. Вообще-то в Ушме было сразу всё - и лагерь особого режима с рабочей зоной, и поселения. Тут сначала репрессированные сидели, политзаключённые, а потом и урок стали пригонять. Мне один манси рассказывал - он тогда здесь работал на лесобирже, по Лозьве леса сплавлял, так вот он говорил, что на вышках, в основном, женщины стояли. Считалось, что они более бдительные, что ли, ну и пьют меньше".

Интересный рассказ. Вышки были. Политзаключённые были. То есть сидели так называемые враги народа. А с врагами народа сотрудники лагерей не церемонились. Могли посадить в карцер. Могли издеваться. Могли и убить. И на несчастный случай свалить. И ведь не случайно именно Ушма была выбрана для этих заключённых. Ушма, которая была крупным посёлком, но которой не было на картах. И который был на самой окраине Ивдельлага, куда не доедет ни один проверяющий, ни одна комиссия. Сотрудники лагерей могли творить там беспредел, тем более под крышей влиятельных людей, которые за счёт Ушминской колонии, по версии сотрудников лагерей, занимались личным обогащением с рудников с золотодобычей.

Вы видите, Ушминская колония была не обычной колонией. И сотрудники лагерей в этой колонии тоже были не обычными. И уж если докатилась до Ивделя волна хрущёвской реформы, то до Ушмы ей было катиться ещё долго.

Вот такая история получается. А мы читаем рассказ Влада дальше.

"Вот тут, если я не путаю, разводили кроликов, а вон там, - он показал на сколоченную из четырёх неотёсанных брёвен "песочницу", - была детская площадка. От самой тюрьмы, как видишь, мало что осталось. А вот в Хорпии - там всё в целости и сохранности. Там бывшие зэки ещё живут, так никуда и не уехали. В общем, сам всё увидишь."

Про Хорпию мы ещё вспомним, тема статьи не о ней. А в Ушме, смотрите, и детская площадка была, и подсобное хозяйство - кроликов разводили. А ещё была баня, лесопилка, хлебопекарня. Настоящий довольно крупный посёлок Ушма. В составе Вижайского отделения Ивдельлага. Ну и уж раз с заключенных брали подписку, то с сотрудников лагерей брали тем более. И с жителей прилагерных посёлков тоже. Смотрите, когда Юрий Юдин сказал, что его отец был охранником лагеря? Только в 2012 году. А до этого говорил, что он служащий государственных учреждений. Почему так говорил? Потому что подписку давал.

Когда в одной из статей я рассказывал про Юдина, в комментариях откликнулся житель села Таборы. Я обрадовался и попросил написать про колонию, где работал отец Юдина. И что вы думаете? А в ответ тишина. Подписка действует до сих.пор.

10-я мансийская экспедиция не ставила целью изучение лагерей, поэтому в её фотоальбом Ушма не попала. Однако в 2005 году эти места посещала другая экспедиция, и мы с вами посмотрим фотографии колонии Ушма.

-2

-3

-4

-5

Вот тот знаменитый подвесной мост, соединяющий два берега Лозьвы. Чисто пешеходный, качающийся, с виду не очень надёжный. Несколько снимков моста. Обратите внимание на крутые берега Лозьвы и высоту моста над водой. Ну вброд там точно реку на машине не преодолеешь.

-6

А это дорога в Ушму. Смотрите, обычная полевая, плохо проходимая в распутье. Она была единственной транспортной артерией, соединяющей колонию с Вижаем. По свидетельствам очевидцев, овощи в Ушму завозили раз в году и хранили в подземном погребе. Но не вся дорога была такая.

-7

Большие участки этой дороги проходили через болота, и тогда она выглядела вот так, как гать из продольных и поперечных брёвен.

Часто спрашивают, почему дедушка Слава поехал во 2-й Северный посёлок по Лозьве, хотя там путь длиннее. Ну посмотрите сами, по такой дороге, да ещё зимой скользкой, только лошади ноги ломать.

А вот так ограждалась в Ушме зона.

-8

Эти участки с колючей проволокой остались до сих пор. Смотрите, какой длинный козырёк, думается, метр. Такой забор не перепрыгнешь.

А вот снимок всей колонии. Смотрите, она занимала очень большую площадь. Это значит, там жило много людей и содержалось много заключённых.

-9

-10

-11

-12

-13

Ну вот ещё сохранившиеся строения. Их сохранилось немного, но сделаны они добротно, на долгие годы.

-14

Ну а вот это сооружение не совсем понятно для чего. Напоминает детскую горку, но слишком жирно такую горку делать. Наверное, это аппарель для погрузки брёвен в лесовоз или для разгрузки бочек с топливом и маслом. Больше похоже.

Серия фотографий того самого БУРа - образца отношения сотрудников лагерей к заключённым.

-15

-16

-17

Конечно, удивляться не стоит, колония есть колония.

И на закуску вот такое красивое здание

-18

Я думаю, в нём размещалось управление колонией.

Ну вот, фотографии посмотрели, теперь будем приводить полученную информацию в систему.

Можно ли верить участникам экспедиции? Действительно ли в Ушме была такая основательная и крупная колония? Ведь рассказы старожилов в чём-то могут быть преувеличены. Как узнать, всему ли надо верить? Надо посмотреть на картину в целом, что мы с вами и сделаем в следующей статье. И хотя Ушминская колония покрыта туманом ивдельлаговской тайны, всё равно факты о ней есть, а факты - вещь упрямая.

Продолжение следует...

До свидания,уважаемые читатели!

До встречи на канале!