Родительская наглость не расстроила педагога, а даже позабавила

6,3K прочитали

Ну и немного о том, как, воспитывая особенного ребенка, можно сесть на шею педагогам, и за это ничего не будет.

Когда я только еще первые годы работала социальным педагогом в специализированном учреждении для особенных детей, будучи еще совсем зеленой девчонкой, я, не могу сказать, что прямо идеализировала эту профессию, но все же считала ее благородной, а не "какой-то там".

Но, спустя годы, наконец, поняла, что эти два противоположных качества в одной работе вполне уживаются вместе и идут рука об руку. Благородным этот труд быть не перестал, а "каким-то там" - он уже стал давно. Стараниями всяких администраций и управлений различных ступеней, ну и непосредственно родственников (сопровождающих родителей) наших особенных воспитанников.

Хотя, по второму пункту - удивляться не приходится. Думаю, что очень многие воспитатели обычных садов, учителя обычных школ, педагоги дополнительного образования - все так или иначе в своей жизни хоть раз, а "понюхали кулак" зарвавшегося родителя кого-нибудь из своих подопечных.

Еще немного о благородстве…

Нет, наверное, все-таки о милосердии, терпимости и "всепрощении"…

В общем, когда я только начинала работать с особенными детьми, я была на сто процентов уверена, что их мир - особый, к которому нужно относиться с трепетом и уважением. Считала, что здесь нужно ослабить свои принципы, научиться уступать, постоянно входить в положение, закрывать глаза на чьи-то явные "косяки", оправдывая их тяжелой жизнью с тяжелым ребенком.

И ведь сколько раз предупреждала меня моя первая наставница:

- Настя, Нааастя, нельзя постоянно идти у мамочек на поводу! Вот увидишь - сразу на шею сядут и ножки свесят! Ты - не девочка, ты - педагог, который дает четкий алгоритм действий и рекомендации. А с теми, кто им не следует, не выкручивайся, как уж на сковородке, только здоровье потратишь впустую! Гнут они свою линию, а ты и отступи. Не переубеждай. В конце концов - не тебе с их ребенком жить.

Да, учусь. Уже много лет.

И нарочно "перещелкиваю" себя, если сзади "подгорает"… Но уже не лезу. И правда так легче.

Но когда ожидаемое стремление "сесть на шею" перерастает в открытую наглость - тут уже терпеть довольно тяжело становится. Всем сотрудникам! А ведь если взглянуть на нижеописанные ситуации глазами любого родителя - всё выглядит вполне безобидно, мило и даже чуть-чуть забавно… наверное.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Девочка Юля

Не так давно приезжала к нам в стационар на трехнедельный курс девочка Юля (11 лет, ментальные нарушения).

Относительно других детей в смене - Юля не такой уж тяжелый ребенок: навыки самообслуживания - на месте, руки-ноги - работают. Разговаривает. А то, что словарик бедненький - так это ничего! Очень много обычных "нормотипичных" ребят, имея ровно тот же словарный запас, живут себе и в ус не дуют.

Учебные навыки - где-то на уровне второго класса школы… но они есть! Да и у нас, на кружковых творческих занятиях, Юля проявляет себя вполне неплохо. Конечно, иногда ее "переклинивает" (может "уйти в себя" и некоторое время вообще не замечать ничего-никого вокруг, или может ни с того ни с сего, сидя за рисунком или аппликацией, вдруг расхохотаться сама с собой или закукарекать, размахивая руками как крыльями), но, в принципе, это не такое уж потрясение для педагогов.

Зато не дерется, не бросается и не кусается. Это уже огромный плюс!

Мама Юли

Внешне - обычная женщина. Без каких-либо "опознавательных знаков", указывающих на то, что с ней "что-то не так". Ну да, может быть, изрядно напориста и резковата: и в движениях-жестах, и в речи. Но… все мы такими иногда бываем, всё же от настроения зависит.

Но, с каждым днем, поведение Юлиной мамы, раскрывалось с новой и новой стороны, что очень сильно настораживало всех сотрудников, словно фальшивая нота в музыке.

Сначала - по мелочи

Ну, допустим, попросить в столовой добавочную котлетку или еще один стакан компота - это же не такая уж беда?

Или попросить кого-нибудь из педагогов купить ей трусы, а она типа потом деньги вернет. Ну ладно, тоже простительно. Понимаю, им нельзя территорию учреждения покидать до конца смены, а бельевых магазинов нет в ближайшей округе. Хотя, почему бы не сделать заказ в специальные службы… не знаю.

А, вот еще было! Однажды принесла она на пищеблок нашим поварам банку сайры и попросила сварить персонально для её дочери маленькую кастрюльку супчика:

- Моя Юлька очень уж любит рыбный супчик, на консервочке. Ну там, пару картошинок еще закиньте, морковку покрошите, у вас же найдется!

Воу-воу! Мне как повар рассказала об этом по пути на работу - я ажно споткнулась на ровном месте. Это ж вам не хухры-мухры, а кастрюля супа! Персонально! Как в ресторане отеля, а не в государственном социальном учреждении!

Опять в столовой

Это уже воспитательница из дневного отделения рассказала, которая сопровождала СВОИХ ребяток в столовую на полдник.

Так получается, что многих детей из дневного отделения родители неожиданно забирают до полдника или во время тихого часа, а меню и количество - утверждены с утра на весь день. Т.е., могут быть "невостребованные порции" (там обычно какая-нибудь булка или сладкая запеканка, обязательно какой-то фрукт, плюс сок или что-то кисломолочное).

И в тот день тоже осталась еда. Так Юлина мама вошла в кухню как к себе домой и говорит:

- Ну, я заберу тут с подноса булочки. Мне там сказали, что эти дети все равно домой ушли. А яблоки - нам не надо, моя их не ест!

Пщщщ, что работники кухни, что воспитательница - еще только через несколько минут челюсти с пола подобрали. Но сказать что-то - было уже некому, т.к. мамочка уже давно закинула булки в пакетик и покинула сцену столовую.

Но и потом - мамочке ничегошеньки никто не сказал! Даже главная медсестра, которая регулярно приходит на пищеблок и контролирует, чтобы никто из работников кухни не утащил к себе домой кусочек хлеба или куриное крылышко.

Сундук храбрости

Ну, знаете, есть такие коробки в детских больницах, спец.центрах и разных учреждениях, подобных нашему.

Там лежат небольшие игрушки, книжки, раскраски, игры-развивашки, наборы какие-нибудь - в поддержку деткам от каких-нибудь "дружественных" учреждений (у нас, например, в тот раз был медколледж и ближайшая гимназия).

Так вот! Родителей проинструктировали, что их детки могут раз в неделю брать себе что-нибудь из этого "сундука храбрости". Раз в неделю! За трехнедельный курс! Я так понимаю, целых ТРИ небольших подарочка за курс - это неплохо, правда?

Но секретарь Наташа, которой поручили выглядывать время от времени из проема в вестибюль и контролировать сундук, говорила, что "такая-то (Юлина!) мамочка в свекольном костюме" каждый день нависала над сундуком, долго-долго копалась, перебирала… и никогда не отходила от него с пустыми руками. А бывало, что и не раз в день, о как!

Надо сказать, Юлина мама - единственная женщина в стационаре, которая ходила в костюме свекольного цвета.

А когда Наташа доложила ЗамЗаме о маминой ежедневной "рыбалке", ЗамЗама только руками развела:

- Ну и ладно тебе. Она ж не из ТВОЕГО дома прёт! Да и скандалов нам не нужно. Так, только следи, чтобы другие мамаши не смекнули. А то ВСЕ начнут так ходить и лазить.

Ну да, видимо, секретарю больше заняться нечем. А хотя… она-то занятия не ведет. Пусть посмотрит. Может, еще что интересное расскажет.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Ну и напоследок - "контрольный"…

Итак, день выезда стационарной смены! Время - 13 часов 15 минут.

Больше половины детей уже давно уехали (кто - сразу после обеда, а кто и уже рано утром). Понятное дело, люди живут в области, ехать - далеко, даже на персональном авто.

А тут - на тебе! Юля с мамой (вернее, МАМА с Юлей) в наш кабинет заходят. И к моему столу прямиком:

- Вы знаете, эээ… Я у Головиных (их соседи по палате) видела в бегунке, что у них ваш кружок по пятницам в это время. Головины - уже уехали! А МЫ - еще здесь. Пусть сейчас моя Юлька вместо них у вас позанимается! Ну, все равно же у вас это место теперь свободно! А мы тогда попозже выедем…

Честно, я не рассердилась. Совсем. Наоборот: захотелось неприлично и громко заржать, загоготать, с визгом, соплями и хрюканьем.

Да и ладно! Чего уж там! Юлька - ребенок мирный, милый и действительно хочет заниматься и делает это с удовольствием. В общем, уступила.

Но больше не буду! Честно!

А Вам, дорогие читатели, желаю легкости и приятности!

Буду рада Вашим верным визитам, добрым лайкам и новым подпискам.