Найти тему
Алексей Лебедев

Письма из Школьной мастерской

7 дверей, 7 пород дерева

Werkstattbrief 11. Херберт Зеуферт

Свободная Вальдорфская школа в Бонне смогла в 1984 году переехать в новое здание. Строительному совету (не только архитекторам) школьного сообщества выпала задача формирования образа в том числе портала и других входов. Так получилось, что их было как раз семь. Учителям труда пришла идея создания дверных ручек. Приняли во внимание, что каждая дверь вела как бы в другой мир (область школьного воспитания) и захотелось, чтобы мотивы дверных ручек соответствовали и отражали внутреннее смысловое содержания помещений, в которые ведут двери.

Мы решили найти здесь применение семи породам деревьев, соответствующих семи планетам. С одной стороны, порода дерева должна была быть так выбрана, чтобы по возможности подходила к входной двери, а также к смысловому содержанию помещений скрывающихся за нею. С другой стороны, роль должно было играть соответствие формы.

Общий вид входа в школу в Бонне, (в том числе к мастерским)

Ручки дверей

-2

Через эту двойную дверь входят в фойе, к маленькому залу и мастерским рукоделия.

-3

Следующая дверь прохода к младшим классам

На северном входе фойе модифицированная форма ручки из вяза, на этот раз выполненная из бука, который соответствует первому (древнему) Сатурну. Из дуба решили сделать двойную ручку (чтобы было удобно открывать и взрослым, и маленьким) двери, ведущей к младшим классам, секретариату и учительской комнате.

-4

К музыкальному залу и переплётной мастерской ведут двери с ручками из вишни, в форме которых проглядывается мотив лиры.

Двери, ведущие к средним по возрасту классам выглядят проще. Светло мерцающая берёза хорошо смотрится в плоском исполнении.

Дерево Юпитера, клён, мы применили к дверям старших классов, эвритмии и кабинетов точных наук.

Дверь, ведущая сначала в кузницу, где работают с железом, а через неё в мастерские холодной ковки (по меди) и лепки конечно украшена узловатой и суковатой дубовой ручкой.

-5

Между тем нас вдруг осенило, что мы южному и среднему входу выделили породы, относящиеся к солнцеотражающей ближайшей к Земле планете, Луне, Венере, Меркурию и Солнцу, в то время как северным и западным - породы соответствующие Марсу, Юпитеру и Сатурну (дуб, клён и бук).

-6

Мы думаем, что связи планет с породами деревьев и их древесиной, а также с металлами воспринимается нашими учениками в самых различных смыслах, так как приведена им в самом буквальном смысле "перед глазами". Хорошо бывает, если есть возможность посадить вокруг школьного здания деревья этих семи пород.

Формы всех этих ручек и картинки в этот текст были разработаны Христианом Бреме и Хербертом Зеуфертом.

Об опыте преподавания ремёсел в 4 классе

Томас Шиллер. "Werkstattbrief" 11. На Пасху 1995.

В нашей вновь построенной в Виттене-2 школе (в то время 9 классов) я уже пятый год имею задачу начинать преподавание ремесла с четвёртого класса.

Вначале это было для меня проблемой, так как в создании учебного плана мне не было возможности опереться ни на свой опыт, ни на опыт коллег. Желание коллегии школы ввести такое преподавание базировалось частично на концептуальных соображениях, частично на соображениях, почерпнутых из "Учения о человеке". Первые побуждения были разорвать рамки ограничений (привычного – все начинают с шестого класса), второе опиралось на замечания Р. Штейнера в Оксфордском курсе, которые потом упоминались в Штокмайеровском плане, которые знакомы каждому учителю труда (ремёсел). Там вполне серьёзно говорится, что введение преподавания совершенствующего руки вынужденно даётся сейчас, начиная с шестого класса. Это рассматривается, как компромисс. Был бы идеальным вариант, когда уже девятилетние приступали бы к созданию форм в практической работе.

Если воодушевлённые этими наставлениями Р. Штейнера учителя вставляют в учебный план третьего класса "строительную эпоху", в которой изучаются (практически) все возможные ручные ремёсла, то "переправа через Рубикон" (страшная река!) проходит гораздо легче. Что лежит ближе всего к этому, как не привычный опытный путь ознакомления с развитием технической культуры от примитивной формы всё углубляя и усложняя с четвёртого, пятого класса и так далее дальше?

Во время изучения этого вопроса я встретил со стороны опытных коллег с одной стороны скепсис, но чаще глубокий интерес, сочувствие и подбадривание, а также содержательные доброжелательные советы.

В процессе разработки содержания учебного плана сталкиваешься с кучей вопросов:

Какие инструменты и материалы употреблять?

Какие временные рамки должна иметь работа?

Какие формообразующие процессы по силам детям?

Как провести вводную часть, и какая доля участия в создании формообразов падает на долю учителя?

Как избежать завышенности требований и их недостаточности? … И ещё многое другое.

Из инструментов в первую очередь напрашивается нож (резец для ручной резьбы по дереву), который открывает массу возможностей как раз в основных сторонах познания материала (древесины) и легко поддаётся освоению способов его применения. К тому же, какой из 10-летних детей не умеет пользоваться ножом?

При знакомстве с материалом я пытаюсь подводить детей к собственно резьбе постепенно (размеренными шагами). Первые работы я предлагаю сделать из 7-8мм коры лиственницы, из которой можно сделать маленькие кораблики и зверей. Здесь начинается "ощущение" инструмента. Следующей работой является прорезка орнаментов на орешниковых палочках (кольцевые канавки, спирали, шахматный орнамент т.д.). Тут отрабатывается процесс, когда с применением большого пальца левой руки делается аккуратный надрез, а затем тщательно срезается (зачищается) всё поле на одинаковую глубину до древесины, но не повреждая древесину. Тут бывают изготовлены "волшебные палочки", посохи для путешествий и т.д.

Только после этого начинается собственно "резьба по дереву". Можно начать делать простейшие маленькие общеупотребительные предметы (деревянные ножи для разрезания писем и для намазывания масла, лопаточки для блинов и т.д.) и простейшие игрушки вроде гномиков и лазающего человечка, для которых используются мягкие породы дерева, вроде липы или берёзы.

Я установил, что такого рода постепенное введение детей существенно облегчает дальнейшее изучение более сложных техник наружной обработки и выемки углублений и снижает до минимума ранения.

Второе "семейство инструментов", которое я ввожу в 4 классе, это рашпиль и напильники. Насчёт этого имеются самые противоположные мнения. С точки зрения любителей дерева рашпиль несёт разрушающее воздействие. Тем не менее я пришел к выводу, что в работе с ним дети могут в дерево "погружаться", и к тому же движение и ритм при обработке рашпилем создают хорошую предпосылку для работы пилой и строгания рубанком. У нас есть целый ряд игровых форм, которые можно делать таким способом (деревянные трещотки, волчки и т.д.). Если во время вырезания ножом детей лучше всего сажать вокруг большого стола, лучше полукругом, напильником (рашпилем) работают стоя у своих верстаков.

Все работы кроме того шлифуются шкурками и покрываются в конце маслом или воском.

Работы нужно выбирать так, чтобы они могли быть закончены за 2-3 спаренных урока. Я считаю это необходимым, чтобы дети были в состоянии охватить в своём сознании весь процесс изготовления. К тому же ещё вопрос, могут ли все 9-10-летние дети сохранять терпение и не заскучать при продолжительной работе. Боюсь, что на это способны не многие из них.

Частая смена работ требует, конечно, дополнительных подготовительных объяснений и выбора заготовок, а также увеличивает время отделочных работ.

Заготовки для детских работ я делаю на уроке при детях, чтобы они видели приёмы пиления, раскалывания и обтёсывания топором, которые они будут осваивать сами уже в пятом классе.

Преподавание я осуществляю с половиной класс, никак не больше 19 учеников.

После первых экспериментов я пришел к выводу, что необходимо задавать чёткие границы размеров. Это, конечно, касается не абсолютно всех учеников и не всех изделий. Я думаю, что как правило, чрезмерные требования возникают только благодаря многочисленным ориентирам. Это бывает, к примеру, наглядным при изготовлении ножа для открывания писем:

Дети получают в качестве заготовки продолговатый, грубо отколотый кусок берёзового или ольхового полена с примерно квадратным поперечным сечением. Первым шагом является этот кусок дерева сделать круглым ("отцилиндровать"). Потом где-то посередине делается круговая канавка-засечка, которая означает границу между ручкой и клинком. Конец ручки закругляется. Клинок равномерно утоньшается так, чтобы с одного края возникло острое лезвие, а с другого закруглённая тыльная сторона. Когда форма в принципе готова, начинается чистовая обработка шлифовальными шкурками всё более мелкого зерна, в конце протирается льняной олифой. Несмотря на заранее заданные размеры заготовок, готовые изделия у всех детей заметно различны, и каждый ребёнок достигает достойного результата.

Конечно метод малых шагов соблазнителен, так что возможно ещё в четвёртом классе перейти к работе над более сложными формами. Рекомендуется постоянно задаваться вопросом, в каких разумных соразмерных границах должна идти работа.

То, что в мотивации на уроках труда в четвёртом классе могут возникнуть проблемы, никто серьёзно не ожидал. Дети приходят в мастерскую возбужденные, "готовые участвовать в любой затее"! Так что их в некотором роде приходится осаживать. Так же, как при приходе первоклассников в школу, в первые дни их нужно "загнать в рамки" правил поведения, послушания и многого другого. Это испытание терпения вместо ожидаемых приключений должно быть принято детьми и в дальнейшем нужно постоянно поддерживать состояние терпеливого спокойствия необходимого для работы в мастерской. Такие маленькие дети как правило ещё не обладают никакими рабочими навыками и не знакомы с порядками и обстановкой в мастерской. Из этого с моей точки зрения возникает в преподавании ещё одна задача, которую возможно не всем заметна.

Легко перевести в навыки то, что раньше в обычной жизни понималось, как само собой разумеющееся. Это особенно касается больших городов. В этом смысле я надеюсь, что мой намёк на возможность преподавания труда в четвёртом классе будет замечен.