У нас сегодня не урок истории, поэтому долго копаться в грязном белье европейских демократий мы не будем. Суть проблемы заключается в крайне плохой памяти жителей Старого света, а также в поразительной безграмотности политиков, начинающих нести чушь, когда вопросы становятся слишком горячими. Скорее всего, население просто не хочет помнить «тёмный» период своего недавнего прошлого, ну а власти предпочитают замалчивать проблемы, ведь многие факты никак не согласуются с красивой картинкой.
Подумайте сами, как можно презентовать Европу в качестве благоухающего райского сада, если все узнают о том, что ещё в 1958 году в Бельгии работал так называемый «Человеческий зоопарк»? Люди там только формально не были рабами, но на самом деле сидели в вольерах и развлекали толпу. Как мы могли догадаться, в качестве зверушек были представлены представители различных африканских племён, наблюдение за жизнью которых вызывало бурный интерес считающих себя цивилизованными европейцев.
Известно, что такое развлечение было крайне популярно по всей Европе и в начале 20-го века приносило огромную прибыль, а в крупных городах на шоу приходило до 200 и даже 300 тысяч посетителей в неделю.
Словом, когда вы слышите рассказы о просвещённой Европе, то стоит почитать о том, как было на самом деле, ведь в начале 20-го века островком цивилизации Старый свет нельзя было назвать даже с большой натяжкой.
А поскольку тема нашего материала предполагает происходящее в определённой стране, то обратимся к Португалии. Подробности колониальной истории 20-го века вы выучите и без нашего участия, но несколько фактов знать полезно. Начнём с того, что данное государство держало под контролем большие территории, которые сегодня располагаются на месте следующих стран: Восточный Тимор, Кабо-Верде, Бразилия, Ангола, Сан-Томе и Принсипи, Мозамбик, а также целый ряд территорий современных государств в Азии. Власть была полной, а колонии выступали в качестве поставщиков дешёвой рабочей силы, продовольствия и ресурсов.
Правление длилось больше 500 лет, а точку в колониальном прошлом поставила так называемая «революция гвоздик», которая произошла в 1974 году. Между прочим, до этого в Португалии находилось у власти последняя нацистская диктатура в Европе. Не знали? Вот такая демократия с лёгкой примесью нацизма.
Бельгия, 1958 год. Человеческий зоопарк.
После того как новое правительство разрешило колониями стать самостоятельными, некоторые страны (например, Бразилия) смогли воспользоваться своим правом, тогда как многие предпочли сохранить тесные связи с Португалией, которая продолжила использовать их в собственных целях. На самом деле до Франции, которая превратила бывшие колонии в вечно голодающие республики, Португалии далеко, но недавно внимание к проблеме колониального прошлого вернул президент этой страны. Несколько дней назад Марсело Ребелу де Соуза вдруг заявил, что его государство за сотни лет нанесло Африке огромный урон, ведь только Португалия переправила в Америку не меньше 6 миллионов чернокожих. Далеко не все люди переживали путешествие в тесном трюме корабля. Эпидемии и голод приводили к катастрофическим последствиям, но европейцы не переживали, ведь недостатка в живом товаре не было. Неясно, для чего президент затронул такую болезненную тему, но сам Ребелу де Соуза отметил необходимость выплаты репараций и важность покаяния перед угнетёнными с полным признанием ошибок прошлого. Возможно, президент играл на публику, ведь сегодня его рейтинги далеки от максимальных. Как бы там ни было, но порыв Ребелу де Соуза был воспринят неоднозначно.
Вчера правительство Португалии дало собственный ответ на заявления президента. Оказывается, власти этой страны не собираются выплачивать репарации бывшим колониями. Отмечается, что отношения с указанными выше странами превосходные, а глубокое сотрудничество в целом ряде сфер постоянно развивается. Например, создаются новые образовательные программы. Кроме того, при поддержке правительства Португалии проводится вакцинация, а ведь ещё есть финансовая сфера, где уровень доверия смело можно назвать беспрецедентным. Ещё бы, ведь власти Португалии фактически контролируют денежные потоки нескольких государств. Повторимся, до уровня Франции португальцам далеко. Простой пример, существует объединение стран, использующих собственную валюту. Казалось бы – это настоящая победа, вот только 50% всей эмиссии находится в руках Парижа, тогда как ключевые решения принимаются далеко за пределами Африки. В последние годы призывы к выплате репараций усилились по всей Европе, но не в Португалии.
Согласно резолюции правительства, вопрос с репарациями закрыт, а власти намерены строить отношения с бывшими колониями на основе исторической правды и братства. Указывается, что в будущем будут предприняты шаги для ещё более тесного сотрудничества во многих сферах, а в самой Португалии уважают позицию новых республик. Власти намерены оказывать помощь бывшим колониям в культурной сфере, где важное значение имеет восстановления языка и исторических памятников.
Особенно недовольны словами президента были правые, но в целом правительство Португалии не настроено на диалог и хочет забыть о колониальном прошлом. На самом деле в этом нет ничего удивительного, ведь приблизительные размеры репараций, о которых пишут эксперты, превышают бюджеты всех европейских стран. Сегодня экономическая ситуация далека от стабильной, а либеральные инициативы многим кажутся несвоевременными. Похоже, ни одна из колоний Португалии, Франции и других европейских стран ничего не получит.
А мы отметим, что было бы хорошо, если бы европейцы просто оставили Африку в покое и дали возможность развиваться без искусственных ограничений. Учитывая огромный ресурсный и человеческий потенциал, через 10 лет Африка решила бы все свои проблемы, включая голод, нехватку электричества и других благ цивилизации. Посмотреть больше фотографий и почитать об истории человеческих зоопарков вы можете по ссылке. Кстати, закрытие большей части подобных заведений связано не с пробуждением гуманизма у европейцев (как считают сами европейцы), а с великой депрессией. Денег у людей на развлечения не было, поэтому человеческие зоопарки быстро стали неприбыльными. Судьба людей, которые там выступали в качестве экспонатов, чаще всего была ещё более драматична, ведь желанной свободы они так и не получили.