Тема занятия: Звуки [с] — [ш]
Программное содержание:
- формировать умение дифференцировать [с] — [ш] на слух и в произношении;
- формировать умение характеризовать [с] — [ш] по артикуляционным и акустическим признакам;
- развивать умение называть слова с заданными звуками, находить место звука в слове (начало, середина, конец);
- развивать умение называть предметы на заданный звук; развивать умение звукового анализа слов;
- закрепить понятия звук, буква, гласный, твёрдый согласный, мягкий согласный, звонкий, глухой;
- развивать словесно-логическое мышление, произвольную зрительную и слуховую память, фонематическое восприятие; воспитывать речевую активность.
Оборудование:
- символы гласных и согласных звуков, графические символы согласных звуков для характеристики по артикуляционным и акустическим признакам;
- дидактическая игра «Солнышко»;
- пеналы с гласными и согласными звуками;
- полоски для обозначения слов.
Ход занятия
Уч.-д. Ребята! Сегодня мы продолжим путешествовать по «Волшебной стране звуков».
Уч.-д. Что такое «речевой» звук? (Это то, что мы произносим и слышим).
Уч.-д. Чем обозначаются звуки на письме и при чтении? (Звуки обозначаются буквами).
Уч.-д. Что мы делаем с буквами? (Буквы мы читаем, видим, пишем).
Уч.-д. Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные).
Используя звуковые символы (модели) дети называют гласные звуки.
Уч.-д. На какие две группы делятся согласные звуки? (Твёрдые согласные, мягкие согласные звуки).
Уч.-д. Назовите пары звуков по твёрдости-мягкости.
(Дети называют пройденные звуки, учитель-логопед выставляет модели звуков парами на фланелеграф).
Игровое упражнение «Подбери к звуку слова».
Педагог показывает модель звука, дети придумывают слова с заданным звуком.
Игровое упражнение «Солнышко».
В центре круга модель звука, по всему кругу — картинки.
Уч.-д. Назовите те предметы, в названии которых есть данный звук.
Игровое упражнение «Отгадай-ка».
Уч.-д. Отгадав загадки, вы узнаете, о каких звуках мы будем сегодня говорить.
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт.
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт? (солнце).
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи (собака).
Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас
Вы садились много раз (стулья).
Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал (шарик).
Я крылатый, я мохнатый,
Золотистый, полосатый.
Над лужайкою кружу,
Звонко, весело жужжу (шмель).
Что там белка на сучке
Шелушит без спешки.
В чём, как будто в сундучке
Спрятаны орешки (шишка).
Уч.-д. Какой первый звук в словах солнце, собака, стулья? ([с]).
Уч.-д. Какой первый звук в словах шишка, шмель, шарик? ([ш]).
Уч.-д. Расскажем о звуках [с] и [ш].
Дети с помощью графических символов дают характеристику [с] и [ш] по артикуляционным и акустическим признакам.
Звук [с] — твёрдый согласный, глухой, свистящий. Когда мы его произносим, наши губы улыбаются, кончик языка упирается в нижние зубы, воздух изо рта выходит холодный.
Звук [ш] — всегда твёрдый согласный, глухой, шипящий. Когда мы его произносим, наши губы округляются, язычок поднимается вверх на бугорочки (альвеолы), делает чашечку, воздух изо рта выходит тёплый.
Игровое упражнение «Подумай и назови».
Уч.-д. Домашнее животное на звук [с]? (Собака).
Уч.-д. Головной убор на звук [ш]? (Шапка).
Уч.-д. Предмет мебели на звук [с]? (Стол, стул).
Уч.-д. Предмет летней женской одежды без рукавов на звук [с]? (Сарафан).
Уч.-д. Предмет мебели на звук [ш] (Шкаф).
Динамическая пауза «Гномы».
Звуковой анализ слова сушка.
Уч.-д. Мучной продукт питания, похожий на кольцо, на букву о, на обруч? (Сушка).
Уч.-д. Составим с помощью фишек слово сушка. (Дети выкладывают слово).
Уч.-д. Сколько звуков в слове сушка? (5).
– Сколько гласных звуков в данном слове? (2).
– Назови их ([у], [а]).
– Сколько согласных звуков в слове сушка? (3).
– Назови их ([с], [ш], [к]).
– Сколько твёрдых согласных звуков в слове? (3).
– Сколько слогов? (2).
– На какой слог падает ударение? (На первый слог, на звук [у]).
Фонематический синтез слова сушка. Игровое упражнение «Живые звуки».
Уч.-д. Станьте друг за другом так, чтобы получилось слово сушка. (В роли звуков — пять детей. У каждого ребенка символ звука).
Прописывание замкнутой кривой линии.
Итог занятия.
Уч.-д. Какие звуки мы сегодня сравнивали?