Найти в Дзене
Контраст

Контрфигуративизм. Категории контрформ.

Основываясь на обратном визуальном восприятии и представлении о роли окружающих объектов в отношении отсутствия и принципа о противоположном, я изображаю разные типы их контрформ. Для достижения результата отражаю или выворачиваю их формы относительно их же составляющих элементов или иных форм, плоскостей, осей и точек. Также, придерживаясь общей идеи, как бы искажаю геометрию объектов, при этом оставляя возможность зрителю распознать их изначальный вид. Чтобы понять, каким был изначальный вид изображённого объекта, зрителю, соответственно, нужно отразить его форму или его составляющие обратно. Так в контрфигуративном кубизме границами для отражения форм объектов могут выступать простейшие фигуры, определяющие их основную геометрию. Для мяча — шар или круг, для книги — параллелепипед или прямоугольник, для ели — конус или треугольник. Если же говорить о контрреализме, то картина, созданная в данном направлении, будет демонстрировать вид на объект из его условного центра — нульмерной

Основываясь на обратном визуальном восприятии и представлении о роли окружающих объектов в отношении отсутствия и принципа о противоположном, я изображаю разные типы их контрформ. Для достижения результата отражаю или выворачиваю их формы относительно их же составляющих элементов или иных форм, плоскостей, осей и точек. Также, придерживаясь общей идеи, как бы искажаю геометрию объектов, при этом оставляя возможность зрителю распознать их изначальный вид. Чтобы понять, каким был изначальный вид изображённого объекта, зрителю, соответственно, нужно отразить его форму или его составляющие обратно.

Так в контрфигуративном кубизме границами для отражения форм объектов могут выступать простейшие фигуры, определяющие их основную геометрию. Для мяча — шар или круг, для книги — параллелепипед или прямоугольник, для ели — конус или треугольник. Если же говорить о контрреализме, то картина, созданная в данном направлении, будет демонстрировать вид на объект из его условного центра — нульмерной точки, относительно которой он образован вместе с остальной, ранее окружающей точку, многомерной геометрией и теперь содержащейся в ней вместе с наблюдателем. Иными словами, будет демонстрировать интерпретацию строения объекта в момент его рассмотрения в обратной перспективе, но вместе с его содержанием, вывернутым наружу.

В зависимости от метода контрформирования мной создаются разные контрформы, которые можно определить в следующие категории:

Свободная контрформа

-2

Объект или его элемент, а также их множество отражаются относительно границы этого же объекта или любой другой геометрической фигуры.

В первом случае границами объекта можно считать его оригинальную или упрощенную геометрию, вокруг которой он как бы построен. Основу, минимально необходимую для его распознания. В других вариантах границей отражения может выступать также куб, шар, пирамида, форма настольной лампы — всё что угодно. Включая сложные абстракции, механизмы или даже некие динамические процессы, если это позволит опыт и знания художника-контрфигуративиста. Я лично до такого ещё не дошёл, но это возможно.

Рассмотрим на простых примерах: есть яблоко, от которого кто-то откусил часть. В случае свободного контрформирования, где использовалась изначальная форма объекта в качестве границы для отражения, мы получим, что место, где был сделан укус, наоборот, станет выгнутым и будет равен съеденному объему.

В случае контрфигуративного кубизма мы можем, например, вписать в яблоко параллелепипед, после чего выгнуть части яблока относительно сторон этого параллелепипеда, получив при этом искажение исходного образа, что можно рассматривать как простую визуальную головоломку, разгадка которой поспособствует развитию логики, пространственного и ассоциативного мышления как художника, так и зрителя.

Объемная контрформа

-3

Чтобы увидеть контрформы, необходимо просто воспринять формы пребывающими в сфере обратных перспектив. Также, например, можно ознакомиться с ними через визуализацию художником. Чтобы это сделать, художник лишь заменяет содержание рассматриваемого объекта на внешнюю сторону, а внешнюю сторону — на содержание. Результатом этих действий будет объект, собранный в обратном порядке. Его внешняя сторона станет для зрителя внутренней, центр — внешним, демонстрируя идею о том, в каком виде нульмерное измерение может вмещать в себя большие, располагая объект в пространстве послойно, в обратном порядке.

Естественно, в случае живописи или скульптуры общий вид изображаемой контрформы объекта имеет именно символический характер. По-настоящему истинную контрформу можно только увидеть и потрогать во время обратного восприятия. Но стоит отметить, что именно порядок построения слоёв объекта и их обратная геометрия наиболее точно передает общую суть.

Осевая контрформа

-4

На каждое деление объекта, на каждую секцию относительно его центральной оси есть силуэт, контур, образующий часть объекта или его целиком. Например, в случае симметричных объектов их формирование определяет вращение этого силуэта относительно данной оси. Если требуется изобразить противоположную форму, то есть создать контрформу, ось вращения, соответственно, должна быть перенесена на противоположную внешнюю от этого силуэта сторону.

Рассмотрим частность: песочные часы представим в виде символа «Σ» (сигма), описанного вокруг оси, расположенного на правой стороне и перпендикулярного его основанию. В случае осевого контрформирования ось вращения принимает положение уже с левой стороны символа. Таким образом, после смещения оси вращения на противоположную сторону песочные часы принимают вид двойного конуса с общим основанием, а на его вершинах теперь расположено нечто вроде воронок или дисков.

Радиальная контрформа

-5

В случае радиального контрформирования определяется условная точка, вокруг которой как бы развита геометрия объекта и любая другая форма, вписанная в него или описанная вокруг, возможно, совпадающая с его силуэтом. После чего происходит разворот этой точки во внешнюю сторону от силуэта и одновременное сжатие внешней стороны объекта внутрь него самого, к центру. Создается вариация противоположной геометрии, отражающей, в той или иной степени сжатие пространства внутри нульмерной точки.

Негативная контрформа

-6

Идея негативной контрформы исходит из принципа активного взаимодействия с негативным пространством, то есть с тем, что обычно рассматривается как фон или пустое пространство вокруг и внутри объекта. В традиционном понимании, негативное пространство — это пассивный компонент композиции, однако в контексте негативной контрформы оно становится ключевым элементом, определяющим структуру и восприятие объекта. Этот подход переосмысливает идею пустоты, превращая ее из отсутствия в наличие.

В рамках негативной контрформы негативное пространство не просто окружает объект или заполняет его внутренние пустоты, но и принимает на себя роль формообразующего элемента. Это означает, что форма объекта определяется не столько его физическими границами, сколько формой пустого пространства вокруг и внутри него. Таким образом, объект и его негативное пространство обмениваются ролями: если традиционно объект выступает в роли "позитива", определяющего форму, то в негативной контрформе пространство вокруг объекта становится "позитивом", а сам объект — "негативом".

Истинная контрформа

-7

Истинная контрформа предполагает отсутствие каких-либо внешних изменений в самой форме объекта при его воплощении в произведении искусства. Дело в том, что форма и контрформа всегда существуют бистабильно, поэтому увидеть истинную контрформу на картине может только сам зритель, опираясь на предложенную композицию.

При таком подходе любое произведение искусства может предложить зрителю возможность переключаться между разными режимами восприятия, по сути, видеть их разные состояния. Это касается и фигуративного искусства, и абстрактного, превращая акт наблюдения в активный процесс исследований и открытий, где зритель, основываясь на своём понимании и опыте в таком направлении, может приумножать свои аналитические способности и развивать пространственное мышление.

Истинная контрформа, таким образом, становится доступной только тому зрителю, который готов взглянуть за пределы обыденного восприятия, активно исследуя границы между видимым и невидимым, между формой и контрформой. Это превращает произведение искусства в нечто большее, чем просто объект для восприятия. Оно становится полем для бесконечно глубокого ментального взаимодействия и даже больше.

Смещённая контрформа

-8

Художником проводится смещение форм, цвета, текстур, фактур или свойств между элементами одного или множества объектов.

Рассмотрим сразу несколько объектов, которые должны быть изображены на композиции: арбуз и стакан с молоком. У арбуза есть темные семена, красная мякоть и зеленая полосатая кожура. Стакан прозрачен, хрупок, в него налито молоко, в свою очередь, являющееся жидкостью белого цвета.

Контрфигуративист может изобразить композицию следующим образом: у арбуза семена будут жидкими, при этом зелёными и в полоску. Мякоть — белой, прочной, как стекло, а кожура — прозрачной, сочной и мягкой. Тем временем стакан будет красным и глянцевым, переняв на себя плотность и текстуру оболочки семян и цвет мякоти. Молоко же будет немного матовым, темно-бурым, подобно семенам арбуза, с плотностью его кожуры.

Смешанная контрформа

-9

Сохраняя логику и упорядоченность своих действий при контрформировании объектов, можно манипулировать геометрией столько, сколько необходимо для достижения цели — изобразить визуальную головоломку любой необходимой сложности, в процессе создания или разгадки которой можно улучшить свои способности в пространственном и ассоциативном мышлении, также логике.

На схеме ваза изначально была контрформирована по своей оси, вторым шагом стало отражение в противоположные стороны от условно выбранных границ ее верхней и нижней части, что является свободным контрформированием. В завершении было произведено радиальное контрформирование полученной формы, где описанной формой является круг. Для понимания зрителем, что изображение является вазой, ему надо произвести те же действия, но в обратном порядке.

В процессе работы часть своих наблюдений и идей я отразил в контрфигуративном искусстве, дав ответ на вопрос: «Если наш Мир — это проявление отсутствия через множество вариаций противоположных сторон, то что есть противоположность ему самому?»