Найти в Дзене
Сергей Е.ДИНОВ

ДОНАТАС. 10О ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ.

Донатас Банионис. Кадр из фильма "Солярис" (1972, реж.Андрей Тарковский", фото из открытых источников интернета.
Донатас Банионис. Кадр из фильма "Солярис" (1972, реж.Андрей Тарковский", фото из открытых источников интернета.

Скорее всего, имя Донатас имеет латинские корни и происходит от имени Donatus. В переводе с латыни означает «подаренный» или «благословленный». Одна из версий происхождения имени связана с христианским святым Донатом, который был известен своей благотворительностью и милосердием.

Думаю, мы все-таки правильно воспитаны Интернационалом. Из года в год, несмотря на сумасшедшую, враждебную обстановку в мире, вспоминаем замечательных людей, уникальных личностей, «героев нашего времени» для всего мира. Вспоминаем с огромным уважением.

Особенно, когда посчастливилось лично знать того или иного человека.

Вне зависимости от национальности, 28 апреля чтим память прекрасного актера, удивительной доброты человека Донатаса Юозасовича Баниониса.

Отца Донатаса звали Юозас, думаю, так правильней будет написать отчество – Юозасович.

Для нашей страны, для Литовской ССР, позже для государства Литва Донатас Банионис, как личность, – это культурный столп огромной величины. Зачем надо новому политначальству Литвы вырубать один за другим такие столпы, стирать даже память о них? Чтобы что?! В пустоте, из словоблудия и пустоты построить нечто?! Возвести зыбкий замок из ненависти и отрицания предыдущих достижений даже в области культуры?

Что значительного за это время «разнузданной» свободы и «демократии» было сделано в той же Литве в культурном плане? Ничего. Кроме возведенной баррикады ненависти ко всему российскому.

Такие личности, как Донатас Банионис, стали культовыми при жизни. Ими были созданы канонические, запоминающиеся, «вечные» роли.

В том же фильме «Мертвый сезон» (1968) Донатасу удалось создать необыкновенный образ разведчика, живого человека, этакого анти-Джеймса Бонда. Один только из эпизодов фильма, назову условно, «Обмен на мосту» многого стоит! Великий, без сомнений, актер никогда не «хлопотал» лицом, не строил экранные гримасы из стандартного набора многих современных актеров. Его проникновенный, пронзающий взгляд «замораживал» зрителя в кресле.

Совершенно потрясающий образ был создан Банионисом в фильме «Никто не хотел умирать» (1965). Актеру удалось передать с экрана состояние своего скромного, с виду, персонажа, правдиво показать «беззащитное мужество» своего героя, как прекрасно выразился Ренат З-ров, мой коллега по кино и мультипликации.

«Солярис» 1968 года, телеспектакль, в главной роли Василий Лановой. Смотрел. Не впечатлил. Скучно.

И вдруг Тарковский приглашает на съемки новой киноверсии романа С.Лема на главную роль Криса Кельвина совсем не статного красавца Донатаса Баниониса. И фильм приобретает мощный философский смысл. Запоминающаяся роль актера.

В 1990-ом году мы завершали в Литве производство нашего фильма по мотивам повести В.Набокова «Чёт-нечет». Съемочная группа у нас была интернациональная. Прекрасно сработались и слаженно отработали производство, несмотря на сложную политическую обстановку сначала в Литовской ССР, затем, через короткий промежуток времени, в государстве Литва под завершение производства фильма.

Художник-гример из Армении, художник-стилист из Эстонии, помощницы режиссера из Одессы. Основная административная группа, пиротехник, реквизитор и др. из Вильнюса, второй оператор - выпускник ВГИКа из литовского города Биржай. С нами работали прекрасные профессионалы из Вильнюса - художник-постановщик, звукорежиссер, уникальная художник по костюмам, к которой, с нашей подачи, приезжал из Москвы режиссер Юрий Кара, с предложением разработать эскизы костюмов для фильма «Мастер и Маргарита» (с Анастасией Вертинской в главной роли).

Художник по костюмам, добрейшая, мудрая женщина и профессионал познакомила меня со столь примечательной личностью, как Банионис.

По нынешним временам я уж побаиваюсь, чтоб не навредить нашим литовским коллегам по кино, не называю их по именам и фамилиям. Хотя, в общей сложности, сотрудничали с ними более полутора лет. Нынче в Литве поднимается новая, очередная, ангажированная западными и заокеанскими покровителями, политволна по «ловле ведьм» и поиску «несуществующих скелетов в шкафах».

Снова поднимаются документы, явно сфальсифицированные, о том, что, якобы, актер Банионис был агентом КГБ. Снова начинает работать некая комиссия по расследованию деятельности замечательного человека и актера. Замечательного! Уникального! Не устану это повторять.

Да уже успокойтесь, литовцы! Это же ваше культурное достояние и память о нем! Творческое наследие ваше, как и наше.

И вот это «наше», похоже, и выводит из себя политруководство того или иного прибалтийского государства.

Только великое союзное государство, с огромным культурным наследием, могло породить такую великую личность, скромного, немногословного человека, как Донатас Банионис.

На предложение нашей художницы съездить в Паневежис, посетить Драматический театр, посмотреть спектакль с участием Донатаса Баниониса, я принял с удовольствием. Тем более, что костюмы к этому спектаклю разрабатывала наша замечательная художница.

Еще дважды я затем мотался в Паневежис, посмотрел еще два спектакля. К сожалению, актеры говорили на литовском языке. Условно, но я почти все понял. Хотя сложно было воспринимать драматургию того или иного спектакля. Только на спектакле «Ревизор», сюжет которого мне известен, где Банионис играл, если не ошибаюсь, роль Городничего, я вдруг к финалу спектакля опомнился, что даже не заметил литовской речи и воспринял не совсем понятный мне язык.

После посещения первого спектакля нас с художницей по костюмам пригласили на небольшой фуршет, где меня, как «очень исполнительного продюсера» из Москвы, по шутке той же художницы, представили великому актеру и его супруге, актрисе этого же театра по имени Она. Она Конкулявичюте-Банионене.

Рядом со мной сидел усталый, пожилой человек с печальными, слезящимися глазами. Приветливо и учтиво отвечал на вопросы присутствующих, принимал поздравления с премьерой, но как бы не совсем присутствовал на этом вечере. Банионис был вне времени и пространства. Он был личностью и актером мирового значения и величины.

Но – Родину не выбирают. Родина выбирает нас, с местом рождения и воспитания.

Очень жаль, что политруководство Литвы всяческими изощренными методами пытается вытравить из простого народа своей небольшой страны богатое культурное наследие советского прошлого, которое связано с тем же Донатасом Банионисом, Народным артистом СССР, Лауреатом двух Государственных премий, Художественной премии ГДР, Национальной премии Литвы по культуре и искусству 2013-ого (!), кстати сказать, года.

Будем помнить и любить фильмы с участием этого великого актера. Наше поколение – старой закалки родом из СССР. Мы еще поспособствуем сохранению культурного наследия для воспитания подрастающего поколения обновленной России. Как мы это пафосно ни звучало.

Надеюсь, успеем написать сценарий или даже роман о еще одной необычной встрече с Донатасом Банионисом, когда он с сыном решили съездить в замок Тракай, на своеобразный выбор натуры для подготовки будущего спектакля, возможно, и будущего фильма. Младший сын Донатаса окончил ВГИК, набирался опыта у отца, как профессионал.

Банионис-старший, походкой постаревшего Криса Кельми из «Соляриса» Тарковского, прохаживался по узким, каменистым переходам средневекового замка, молчаливо и отчужденно посматривал на редких туристов в этот день, наконец, не выдержал философского, внутреннего одиночества и признался:

- Такое чувство, что я не из этого времени.

- Вы вне времени и пространства, Донатас Юозасович…

На девяносто первом году ушел из жизни уникальный человек и личность. Похоронен в Вильнюсе на кладбище района Антакальнис, хотя сами литовцы произносили как Антакальне.

Не так далеко от нового, по тем временам, здания киностудии, где мы и завершали производство нашего фильма.