Вот уж поистине, в прошлом 2023 году, во Французской электронике было немало юбиляров: Жан-Мишель Жарр, Дидье Маруани, Клод Перроден,Эктор Зазу, Франсуа Эли-Рулен, Фредерик Руссо и многие другие. Причём, если юбилеи первых трёх (ну и ещё Фредерика Руссо) были изначально запланированы, то такие юбилеи, как например юбилей Франсуа Эли-Рулена или вот, например Тьерри Забойцеффа получились довольно стихийно. Некоторые юбилеи мы вообще пропустили: например, Жоржа Роди а также музыканта, о котором пойдёт в нашей сегодняшней статье. Это произошло потому, что до поры до времени мы просто не знали о их существовании, и соответственно не имели никакого представления об их творчестве, ну и об их юбилее. Самое время нам исправляться и начать вот с чего:
Весь этот «Оксиген» ….
Весь, да не весь. Да, неплохо так отметили мы в прошлом году 75-летие легендарного Жан-Мишеля Жарра. Не без казусов, конечно, но тем не менее…
Как вы помните, тогда мы разбирали этапы творческого пути маэстро. От рождения и до современного периода. Тогда, как нам казалось, мы, наверное, разобрали всё, что и всех, кто как-то соприкасался как с самим маэстро, так и с его творчеством.
Но как оказалось впоследствии, мы многих в оном юбилейном месяце (который к слову сказать прошёл как на дзен, так и во ВКонтакте) не упомянули. Причём не потому, что не хотели, а потому что узнали мы о них буквально недавно. Ситуация «усугубляется» ещё и тем, что, как и маэстро Жарр, он также отметил 75-летний юбилей. Только оное было в мае-месяце. Итак, не будем вас томить ожиданием. Его зовут Игорь Вахевич. Ну а наше путешествие начинаем с…цитат маэстро Жарра:
«Я фанат всего русского», «после Франции альбомом Oxygene заинтересовались в России», «Русские хорошо выглядят… я люблю Россию». Да и у самого него русские корни есть.
Возможно, этим и была аргументирована его совместная с ним работа в постановке AOR. Ну и небольшое досье на музыканта:
Полное его имя – Игорь Георгиевич Вахевич. Родился 12 мая 1948 года в Гассене, что на Ривьере, в весьма творческой семье. Его отец Георгий(Жорж) Вахевич – арт-директор, выходец из Российской империи, родился в Одессе, мать Марика(Мария Карло) Вахевич была актрисой. Если опять же верить карте Французской республики, недалеко от Монако (привет Маруани и проекту Edhels) и весьма далековато от Лиона. Тем не менее, с 6 лет он начал брать уроки игры на фортепиано.
- В возрасте шести лет. Фортепиано. После эпизода “пианино в очереди” (big hat) в швейцарских горах моими первыми учительницами были сестры Дюжонкуа, две очень старые дамы, живущие на 2-м этаже дома 22 по улице Просни в Париже. Катя и Мариэль Лабек, известные как “сестры Лабек” (завидуют мне, вот почему они играют вместе на двух grandpiano (Yamaha), а не только на одном, потому что они совсем не способны играть на одном grandpiano, как я, который играет ОДИН, а не с моим братом (это было бы смешно), следуя моему примеру, они начали разучивать ”сольфеджио" с двумя сестрами Дюжонкуа. Итого: четыре сестры. Вот почему я ненавижу сольфеджио. Четыре сестры в одной комнате вокруг меня, это было действительно слишком, слишком тяжело для невинного мальчика моего возраста, гораздо больше, чем я был в состоянии выдержать! Я тоже ненавижу гармонию. Я принимаю только фуги, они очень сексуальные, очень возбуждающие. Я великий фугист. Я был. Теперь я всего лишь электронный. Электронный фугист.(из интервью 2018 года).
Его педагогами был легендарный Оливье Мессиан, а также Терри Райли Маргарита Лонг . Затем он вступил в “GRM” Пьера Шеффера, где и познакомился с тогда ещё молодым Жан-Мишелем Жарром. И это знакомство приносит свои плоды. Совместная с Жарром и Норбертом Шмукой работа AOR.
Ещё один фрагмент интервью от 18 мая 2018 года:
Как возникло сотрудничество с Жан-Мишелем Жарром?
- Я был в Каире перед сфинксом для частной встречи. Вдалеке, из пустыни, доносилась какая-то арабская музыка и красивая египтянка с большой грудью исполняла танец живота. Это было очень эротично. Она была похожа на леди Макбет. Ужасная леди, очень жестокая и непослушная. Рядом со мной был очень милый молодой египтянин в наряде евнуха: “джеллабах". Он пытался продать мне несколько маленьких пластиковых пирамидок и эротические открытки с изображением самых сексуальных египетских актрис, суперзвезд, очень известных в Египте, полуобнаженных. Очень опасные фотографии, из-за мусульманских братьев Блюз. Я заметил, что под его джелаббой, несмотря на то, что он был официальным евнухом короля Людовика XV, у него была эрекция, своего рода сильный арабский стояк, что в моих устах является комплиментом, а не оскорблением. Мне пришлось сказать ему: “Нет, нет, нет, никогда. Мне не нужны твои открытки” ... и я ушел. Сразу после возвращения в мой роскошный пятизвездочный отель the palace “Le Chien qui Fume" ("Курящий пес” по-английски), когда я входил в свой роскошный номер, мне позвонили из Исси-ле-Мулино: это был мой большой друг Жан-Мишель Жарр! Какой сюрприз! На самом деле, он беспокоился за меня, мое здоровье, мою еду и т.д.; он был в очень ревнивом настроении, боялся, что у меня может быть любовная история в Каире. Это было очень странное совпадение, потому что во время моего разговора со Сфинксом Леонардо ди Каприо в Каире, прямо перед Большой Пирамидой, в трансе он сказал мне: “Игорь И-гор, Принц Гонга, Король Резонанса, Повелитель Космического Эха, сегодня вечером вам позвонят по очень важному телефону из Исси-ле-Мулино. Скажите этому андрогинному типу, который вам позвонит: “Ты хочешь работать со мной, прекрасный андрогинный тип?” … Так получилось, что андрогинным типом был Жан-Мишель Жарр собственной персоной! … и из Исси-ле-Мулино! Невероятно, не правда ли?
Все произошло именно так. Жан-Мишель не мог отказать ни в чем, что я хотел от него получить. Он ответил мне три раза подряд, очень взволнованный: “да, да, да” ... с большой любовью ко мне в его больших карих глазах; его любовь ко мне была такой сильной, что телефон начал гореть, раскаляясь добела в моих руках. Жан-Мишель (я не называю его так, просто по прозвищу) очень умен, очень интеллигентный. Он отличный соблазнитель и также отличный музыкант. Он наш “папа” (электронщик, киберроб, очень продвинутый в технологиях, которых я изобрел, никто об этом не знает, все думают, что Жарр - человек; на самом деле, это мой робот, влюбленный в меня андрогинный тип, очень ревнивый, самый ревнивый из всех моих личных роботов), а также мой большой друг как человек, а не как робот. Вернувшись из Каира, я поселился в его доме, и мы работали вместе каждый день в течение нескольких месяцев. Его мать заботилась о нас с большим вниманием и добротой. Жан-Мишель познакомил меня (в качестве ритуала посвящения) с “гиньоле” ... особым напитком (вишневым бренди) из города Лион, который также является городом Гиньоль! Вы видите красоту жизни! “Гиньоле”, что у нас была привычка очень часто выпивать вместе, когда мы слишком уставали. Он пытался напоить меня, чтобы заставить сочинять очень плохую музыку. Он так ревновал меня, как Отелло. Жарр - Отелло. Это правда. И я, его “Deus Daemona”, тайно вдохновляющий его сзади. Он отправил меня во Франс Галл (французская певица-блондинка, будущая жена моего друга Мишеля Бержера, еще одной популярной французской певицы с вьющимися волосами) попытаться продать ей шампунь “а-ля ромашка". Сделано в кухне Жарра, превращенной в лабораторию. “Oxygen” был хорошим шампунем. Хорошая марка. Но Майкл Джексон для чистки ушей использовал только "oxygen" Стравинского. Пшшшш ... в каждое ухо, ежедневно, утром и вечером. Мой друг из школы танцев Розеллы Хайтауэр в Каннах также дышит кислородом моей марки для чистки ушей каждое утро и вечер. Пшшшш... в каждое ухо, ежедневно, утром и вечером: это не его вина, но он любит мою музыку. Большой фанат, пурист. Вот почему он так тщательно чистит свои божественные уши. Вдыхая мой кислород: очень, очень космический, как мой следующий альбом.
От автора.
Да уж, Вахевич - тот ещё весельчак. Так что, дорогие читатели, не воспринимайте всерьез некоторые фразы, сказанные месье Вахевичем в этом интервью.
Возможно, они с Жарром сделали бы ещё чего-нибудь совместное, но… как и в случае с Филиппом Бесомбом их пути расходятся. Вот его слова на этот счёт:
- Жан-Мишель Жарр мог бы рассказать вам, насколько я был высокомерен и недисциплинирован. Мы с ним, оба близкие друзья, вместе подшучивали над этими людьми, говоря о них: большинство из них были полны чувства превосходства. Люди просто умеют записывать шумы, поскрипывания, всевозможные бетонные звуки, автомобильные гудки, звук утюга, стиральных машин и т.д. Их лучшим достижением было прокрутить кассеты не так, чтобы изменить звучание. Очень по-детски. Но это факт, что из их невинной странности возникла новая эра в истории музыки и композиции: если такая музыка существует в наши дни, странные вещи вроде электро-хауса или любого вида техно или электро (называйте это как хотите) созданы людьми GRM и немного моими собственными работами; в основном Жан-Мишелем Жарром, папой синтезаторов. Большинство сотрудников G.R.M. были импотентами, неспособными заниматься любовью с магнитофоном или микрофоном. После нескольких месяцев пребывания в этой странной атмосфере мы с Жан-Мишелем решили вместе покинуть G.R.M. в один и тот же момент, чтобы оставить свой след в умах. Устроив последний скандал, мы хлопнули дверью, использовав для этого наш лучший генератор-оболочку генератора без каких-либо фильтров и задержек. Но большая, большая, большая реверберация на 100%. Монументальный электронный пердеж, который вы можете найти в архивах INA и GRM. “Жарр-Вахевич” являются соавторами “плагина”, известного как “Скандальное поведение Вахевича-Жарра”. Мы заработали много денег на нашем плагине; мы по-прежнему делим гонорары за наш уход tonitruant из G.R.M.
От автора.
А так хотелось бы услышать их совместные работы на дилогии «Электроника» или на Oxymore. Увы и ах.
А далее, карьеру маэстро Жарра вы все прекрасно знаете, а Вахевич тем временем идёт своим путём. Так, за год до AOR, записывается пластинка Logos, в 1971 году - Dr. Faust. В общем, карьера шла себе шла вплоть до 1982 года, а затем был перерыв, длиною в четверть века. Где же он пропадал всё это время?
- В 80-х Игорь Вахевич решил жить на юге Индии, он написал музыкальные партитуры для Гете-института и Национального центра исполнительских искусств в Бомбее (в 1991 году) (из материалов сайта Prog Archive).
Нетрудно было догадаться, что свою звукозаписывающую карьеру он поставил на паузу. Причём, на длительную. Свою следующую работу он записал лишь в 2007 году. Ahata Anahata явно демонстрирует тягу к Индии и её культуре. Примерно тоже самое можно сказать и о пластинке 2019 года - Kshatrya (The Eye Of The Bird).
Сегодня Вахевич по-прежнему живёт в Индии, как всегда занимается любимым делом. 12 мая ему исполнится 76. Что можно пожелать…а впрочем, заранее не поздравляют, и под занавес нашего знакомства позвольте нам привести некоторые цитаты, как самого Вахевича, так и о нём:
- Самая удивительная музыка, которую я слышал за последние несколько лет – это комплект из шести компакт дисков Игоря Вахевича с работами периода 1970-79 годов. Потрясающий подход к звуку, от классики до экспериментальной музыки, от психоделии до музыки к фильмам. Зловещая и прекрасная, зазывающая и вагнерианская. В каких-то моментах она звучит как современная электронная музыка, а затем незаметно смещается в сторону классической оркестровой музыки. Вы должны приобрести это.
Audion № 40 (стр. 7-8), август 1998 года (UK)
Вахевич - один из музыкантов, названных в списке медсестер с ранениями музыки аутсайдеров и авангарда, который стал важным пробным камнем для тех, кто интересуется этим жанром. Его композиция "Materia-Prima" включена в сборник Strain Crack & Break: Music from the Nurse With Wound List.
National Public Radio.
- Игорь Вахевич был неприметным французским композитором, которому, должно быть нравилось морочить людям головы. (Доминик Леоне).
- “Без шеи - это нить, единство. Скажем так, линия, траектория. Единство. Я без шеи, и мои альбомы - жемчужины! Боже мой. Но каждая жемчужина индивидуальна, у них разный аспект. Это не одна и та же жемчужина, повторяющаяся каждый раз. Красоту платья без шеи создают все эти элементы, собранные вместе. ” Мое платье без шеи " еще не завершено «. (интервью 2018 года).
Такой вот неоднозначный этот человек и композитор Игорь Вахевич.