Старообрядческое кладбище в Московском районе Санкт Петербурга было открыто в 1835 году на земле, пожертвованной купцами Громовыми.
Братья Громовы, Федул и Сергей, владели лесными биржами (торговыми складами), паровым лесозаводом на реке Вондюга в Новоладожском уезде, чугунолитейным заводом и несколькими лесопилками.
Официальным главой Петербургского поповства считался Сергей Громов, но фактическим лидером общины был младший брат, более осторожный Федул Громов, меценат и коллекционер,
Старообрядцы жили в столице еще с момента ее основания, в царствование Екатерины II и Александра I. В конце царствования Николая I подверглись притеснениям. В 1883 г. они были уравнены в гражданских правах с православными, им разрешено было возводить молитвенные здания, однако без куполов и крестов.
На территории кладбища была построена богадельня и моленная в деревянном доме.
- В 1844 г. была освящена деревянная Успенская церковь на 150 человек.
- В 1878 г. церковь с главкой была расширена двумя приделами, а в 1906 г. украшена звонницей.
- 19 февраля 1907 г. при церкви ней была учреждена старообрядческая община, решившая выстроить еще один храм, Покровский.
- В 1912 г. на кладбище началось возведение выдержанного в суздальском стиле каменного двухэтажного Покровского храма на 2.000 человек.
- 1922 г. Успенская церковь была закрыта, а Покровская взята под охрану обществом “Старый Петербург”, что не спасло ее в 1932 г. от закрытия.
- В 1934 г. Покровский храм был взорван.
В центральной части кладбища, в 1909 г. был вырыт пруд, от него вглубь территории отходят два канала. В одном месте берег канала отделан камнем, проложены мостики, удивительный ландшафт для погоста.
Конец 1920г. – начало 1930г. были пиковыми в деятельности всесоюзного антирелигиозного общества. Приводились массовые мероприятия, лекции, демонстрации, диспуты. Активистам государство предоставляло льготы, образования и обучения, бесплатные путевки на отдых. Однако пропаганда не приносила желаемых плодов. Власть за место просветительских методов борьбы предпочла прямые репрессии.
1929 г. года вышло постановление ВЦИК, документ ограничивал деятельность религиозных служителей стенами храмов, монастырей, домов молитвы, мечетей и синагог, а также местом проживания верующих. После массовых выступлений против преследований верующих началась волна посадок и расстрелов священнослужителей и религиозных активистов всех конфессий.
Одно из проявлений антирелигиозной кампании было уничтожение церковных и монастырских некрополей. Ликвидация церковных кладбищ обосновывалась закрытием, перепрофилированием и сносом мест отправления культа. Общегосударственная атеистическая идеология предполагала разрушение христианских святынь, в число которых попадали и погосты. Ведь пока при храмах существовали кладбища, советские люди посещали и стоящие рядом с ними храмы.
Людям, неравнодушным к отечественной истории, в лучшем случае удавалось выторговать у властей право сохранить отдельные надгробия ввиду их художественной ценности либо разрешение перевезти на музеефицированный некрополь останки выдающихся людей.
Наиболее ценные надгробия переносили в Александро – Невскую лавру, а могилы не представляющие якобы никакой ценности уничтожались.
Однако даже перенесение в музей не спасало памятники мемориальной скульптуры от уничтожения. Известны случаи, когда бронзовые скульптуры работы выдающихся мастеров, оказавшиеся в мемориальном некрополе, были сданы музейной администрацией в металлолом.
Старинные надгробные памятники отправляли на продажу как строительный материал, облицовывали стены зданий, делали поребрики для тротуаров, иногда задействовали повторно.
Если памятники можно было перенести в другое место, то склепы можно увидеть и сегодня, в ужасном состоянии, разрушенные и разграбленные, но все же фрагментально напоминающие осколки ушедшей эпохи.
Идея отдельных помещений для захоронений крайне древняя, возникшие для членов богатых аристократических семей. Каменные запираемые склепы служили защитой от кладбищенских воров, так как усопшие нередко хоронились в богатых одеждах, с драгоценностями.
До наших дней на кладбище уцелело несколько десятков памятников над купеческими могилами Рахмановых, Цековых, Головиных, Кашиных и др.
Новый слой немногочисленных захоронений относится к 1920-м – 1930 м гг. Есть также три могилы военного времени.
В советское время территория кладбища сократилась с 5 га до 0,9 га. На части территории кладбища располагались склады и была проложена ж/д ветка. Возглавлявший приход епископ Геронтий (Лакомкин) был репрессирован. Кладбище было закрыто в 1939 г.
Старообрядческое кладбище в Московском районе Санкт-Петербурга.
Расположено по адресу: Старообрядческая улица, 6.