Найти тему
ольга афанасьева

Громовское староверческое кладбище. Спб.

Старообрядческое кладбище в Московском районе Санкт Петербурга  было открыто в 1835 году на земле, пожертвованной купцами Громовыми.

Братья Громовы, Федул и Сергей,  владели лесными биржами (торговыми складами), паровым лесозаводом на реке Вондюга в Новоладожском уезде, чугунолитейным заводом и несколькими лесопилками.

Официальным главой Петербургского поповства считался  Сергей Громов,  но фактическим лидером общины был младший брат, более осторожный Федул Громов, меценат и коллекционер,

-2

Старообрядцы жили в столице еще с момента ее основания, в царствование Екатерины II и Александра I. В конце царствования Николая I подверглись притеснениям. В 1883 г. они были уравнены в гражданских правах с православными, им разрешено было возводить молитвенные здания, однако без куполов и крестов.

-3

На территории кладбища была построена   богадельня и моленная в деревянном доме.

  • В 1844 г. была освящена деревянная Успенская церковь на 150 человек.
  • В 1878 г. церковь с главкой была расширена двумя приделами, а в 1906 г. украшена звонницей.
  • 19 февраля 1907 г. при церкви ней была учреждена старообрядческая община, решившая выстроить еще один храм, Покровский.
  • В 1912 г.  на кладбище началось возведение выдержанного в суздальском стиле каменного двухэтажного Покровского храма на 2.000 человек.
  • 1922 г. Успенская церковь была закрыта, а Покровская взята под охрану обществом “Старый Петербург”, что не спасло ее в 1932 г. от закрытия.
  • В 1934 г. Покровский храм был взорван.

-4

В центральной части кладбища, в 1909 г. был  вырыт пруд, от него вглубь территории отходят два канала. В одном месте берег канала отделан камнем, проложены мостики,  удивительный ландшафт для погоста.

-5

Конец 1920г. – начало 1930г.  были пиковыми в деятельности всесоюзного антирелигиозного общества. Приводились  массовые мероприятия,  лекции, демонстрации, диспуты. Активистам  государство предоставляло  льготы,  образования и обучения, бесплатные путевки на отдых. Однако пропаганда не приносила желаемых плодов.  Власть за место просветительских  методов борьбы предпочла прямые репрессии.

-6

1929 г. года вышло постановление ВЦИК,  документ ограничивал деятельность религиозных служителей стенами храмов, монастырей, домов молитвы, мечетей и синагог, а также местом проживания верующих. После массовых выступлений против преследований верующих началась волна посадок и расстрелов священнослужителей и религиозных активистов всех конфессий.

-7

Одно из проявлений антирелигиозной кампании было уничтожение церковных и монастырских некрополей. Ликвидация церковных кладбищ обосновывалась закрытием, перепрофилированием и сносом мест отправления культа. Общегосударственная атеистическая идеология предполагала разрушение христианских святынь, в число которых попадали и погосты.  Ведь пока при храмах существовали кладбища, советские люди посещали и стоящие рядом с ними храмы.

-8

Людям, неравнодушным к отечественной истории, в лучшем случае удавалось выторговать у властей право сохранить отдельные надгробия ввиду их художественной ценности либо разрешение перевезти на музеефицированный некрополь останки выдающихся людей.

Наиболее ценные надгробия переносили в Александро – Невскую лавру, а  могилы не представляющие якобы никакой ценности уничтожались.

-9

Однако даже перенесение в музей не спасало памятники мемориальной скульптуры от уничтожения. Известны случаи, когда бронзовые скульптуры работы выдающихся мастеров, оказавшиеся в мемориальном некрополе, были сданы музейной администрацией в металлолом.

Старинные надгробные памятники отправляли на продажу как строительный материал, облицовывали стены зданий, делали поребрики для тротуаров, иногда задействовали повторно.

-10

Если памятники можно было перенести в другое место, то  склепы можно увидеть и сегодня, в ужасном состоянии, разрушенные и разграбленные, но все же фрагментально напоминающие осколки ушедшей эпохи.

-11

Идея отдельных помещений для захоронений крайне древняя,  возникшие для членов богатых аристократических семей. Каменные запираемые склепы служили защитой от кладбищенских воров, так как усопшие нередко хоронились в богатых одеждах, с драгоценностями.

-12

До наших дней на кладбище уцелело несколько десятков памятников над купеческими могилами Рахмановых, Цековых, Головиных, Кашиных и др.
Новый слой немногочисленных захоронений относится к 1920-м – 1930 м гг. Есть также три могилы военного времени.

В советское время территория кладбища сократилась с 5 га до 0,9 га. На части территории кладбища располагались склады и была проложена ж/д ветка. Возглавлявший приход епископ Геронтий (Лакомкин) был репрессирован. Кладбище было закрыто в 1939 г.

-13

Старообрядческое кладбище в Московском районе Санкт-Петербурга.

Расположено по адресу: Старообрядческая улица, 6.

-14