Найти тему
Журнал МУЗилка

«Нажми на кнопку - получишь результат» от «Технологии». Песни «русских Depeche Mode» из 90-х.

Оглавление

Хит-фраза песни 1991 года вошла в нашу жизнь, став крылатым выражением.

«Нажми на кнопку - получишь результат»,

- запела в переломную эпоху группа «Технология». В разных трактовках и в разных концептах эти слова не теряют своей актуальности, пусть даже не все уже помнят, откуда они.

Песня «Нажми на кнопку» стала «визитной карточкой» её исполнителей, именно по ней широкая аудитория помнит группу «Технология». Критики называют коллектив знаковым в истории отечественной электронной музыки, такого жанра как синти-поп или техно-поп. Образованный в 1990 году квартет снискал популярность в те годы, во всеуслышание зазвучала не только песня «Нажми на кнопку», но и другие их композиции. Сквозь череду распадов, смен составов, воссоединений группа под брендом «Технология» остается действующей до сих пор, но в памяти меломанов живы образы из 1990-1991-го и последующих нескольких лет. О явлении «Технологии», хите «Нажми на кнопку» и других популярных песнях группы – в сегодняшнем материале «Журнала МУЗилка».

Русская версия «Depeche Mode»?

Стоило квартету Романа Рябцева, Леонида Величковского, Андрея Кохаева и Владимира Нечитайло громко заявить о себе на всю страну, как их окрестили «русскими Depeche mode». В своих материалах я не устаю обращать внимание на условность и субъективность подобных формулировок, которые частенько используются для красного словца.

В случае с «Технологией» даже российские поклонники «Depeche Mode», судя по комментариям, которые мне довелось прочесть, воспринимали группу как «подражателей» и «наш ответ» знаменитым британцам, мировым звездам жанра синти-поп. И в музыкальной стилистике, и в вокале, и во внешнем облике обнаруживалось явное сходство, коллектив представлялся «образом и подобием» прославленных музыкантов, а участники коллектива будто «играли роли» своих зарубежных коллег. Сами же музыканты, с одной стороны, ссылались на «Depeche Mode», а, с другой, старались от них абстрагироваться.

Так в одном из интервью Леонид Величковский говорил:

«Мы не были русскими «Depeche Mode». Единственное, что нас связывало – техно-поп. Но в России этот стиль не был так популярен, как рок. Вот и получалось, что из таковых групп знали только «Depeche Mode» да нас, поэтому и отождествляли».

По поводу внешнего облика, так напоминающего британцев, участники группы в программе «Включи настроение» объясняли, что облачение в кожаные куртки было продиктовано модой в музыкальном дискурсе тех лет. Вектор к выбору имиджа им подсказал Богдан Титомир, друживший с музыкантами «Технологии». Он посоветовал использовать побольше кожи и аксессуаров. Эти элементы присутствовали и в сценическом облике самого артиста, популярного в этот же период.

Параллель с «Depeche Mode» и популярность «Технологии» обусловил и культурно исторический контекст. В 1990 году, когда на российской сцене появилась «Технология» настоящие «Depeche Mode» выпускают пластинку «Violator» с огромным хитом «Enjoy the Silence». В этот период всплеск интереса к жанру синти-поп наблюдается в общеевропейском масштабе. Докатилась волна и до нашей страны, где царила эпоха музыкальных экспериментов. На начало 90-х пришелся своего рода бум этой группы в нашей стране. На таком фоне отечественный «аналог» в лице «Технологии» появился в нужное время и в нужном месте.

Первый состав группы "Технология" (1990-1993)
Первый состав группы "Технология" (1990-1993)

«Технология биоконструктора». Становление коллектива.

Предыстория «Технологии» восходит к группе «Биоконструктор». Коллектив, основанный в 1986 году и причастный к московской рок-лаборатории, называют в рядах «пионеров русского синти-попа». Просуществовав около 4 лет, группа дал заметный импульс к дальнейшему развитию жанра, породив его видных представителей. Основателем и центральной фигурой был Александр Яковлев, с самого начала в группе играл Кохаев, вскоре к ним присоединяется Величковский, уже на закате существования группы приходит Роман Рябцев, так в рамках «Биоконструктора» оформляется большая часть состава будущей «Технологии».

Единственный полноценный альбом «Биоконструктора» - «Танцы по видео» 1987 года. Ведущий обзоров от компании «Machina Records» Максим Кондрашов характеризовал его как «первый классический синти-поп альбом». Тогда же Яковлев и Величковский в рамках сайд-проекта «Поп-комбинат», делают танцевальную музыку, не вписывающуюся в концепт «Биоконструктора».

Разность взглядов участников коллектива на концепцию, стилистику звучания и дальнейший вектор развития порождает творческие разногласия, которые приводят к распаду в 1990-м году.

Из «Биоконструктора» образуются две группы. Александр Яковлев, стоявший на продолжении первоначальной концепции, создает проект «Био». Остальные, желающие двигаться в сторону более массовой музыки, становятся «Технологией». На первых порах группа использует в своих треках созданные ими же «Биоконструкторские» наработки.

Четвертый участник – Владимир Нечитайло - был в «Биоконструкторе» техническиим работником. Новоиспеченная группа искала вокалиста и решила попробовать его на эту роль, выяснилось, что у Владимира неплохой голос, как раз подходящий эстетике коллектива. Так вчерашний техник, заняв одну из ведущих позиций в группе, через годы окажется её основным бессменным участником.

Нечитайло, Владимир Владимирович - российский певец, солист группы "Технология" (1990 - 1997 и 2003-н.в.). Единственный бессменнй участник коллектива на протяжении всей его истории.
Нечитайло, Владимир Владимирович - российский певец, солист группы "Технология" (1990 - 1997 и 2003-н.в.). Единственный бессменнй участник коллектива на протяжении всей его истории.

Наряду с Нечитайло роль второго основного вокалиста взял на себя Роман Рябцев, который по его же признанию «запел случайно».

«Петь я стал случайно. Из «Биоконструктора», нашей предыдущей группы, ушел вокалист — и мы стали пробовать всех, кого попало. А у меня была уже пара своих песен — ну и было решено записать сначала их с моим вокалом».

Роман внес весомый вклад в облик ранней «Технологии» и как солист, и как автор. Именно благодаря Рябцеву над страной зазвучал призыв «Нажать на кнопку». Эту знаменитую песню написал он.

«Нажми на кнопку» получишь «Всё, что ты хочешь». История хита и дебютный альбом.

Хит-фразу песни Рябцев придумал возле колбасной лавки. Эту забавную деталь музыкант сообщил в интервью, опубликованном «Афишей.ру». Он направлялся на репетиционную базу от метро «Добрынинская», когда проходил мимо магазина, в голову пришла строка: «Нажми на кнопку - получишь результат».

Она идеально ложилась на мелодию, накануне записанную им на «жуткой маленькой самоиграке Yamaha» - так музыкант характеризовал агрегат, участвовавший в рождении песни.

Эта строчка вписалась в бытовой контекст, совпав с реалиями времени. В 90-х в жизнь россиян одно за другим входили новые технические устройства с кнопками, нажимая на которые человек получал тот или иной результат. Спустя десятилетия кнопки мы уже нажимаем на экранах гаджетов, вспоминая технологический хит, не теряющий своей актуальности.

В разные эпохи, а особенно сейчас, многие люди находятся в поисках некой «волшебной кнопки», решающей все проблемы. За бытовым образом и простым действием стоит глубокий, философский экзистенциальный посыл.

«Нажми на кнопку, получишь результат,
И твоя мечта осуществится,
Нажми на кнопку, ну что же ты не рад
Тебе больше не к чему стремиться»

Трактовать эти строки можно на разных уровнях понимания, по большому счету, они о том, что получая всё желаемое простым путем, не прилагая особых усилий, человек теряет смысл существования.

«Мне казалось, что это песня о некотором злом гении, который с помощью компьютеров мечтает поработить весь мир. Основной посыл какой — когда все есть и все можешь, жизнь становится бессмысленной», - так рассказывает о своём творении автор, Роман Рябцев.

Каждый воспринимает смыслы по-своему, но ясно, что попадание в тренды и не проходящая содержательная актуальность определили её долгожительство в памяти слушателей.

Мотивы хита переплетаются с названием первого альбома, на котором она была издана – «Всё, что ты хочешь». Композиция «Нажми на кнопку» идет стартовым номером в трек-листе.

Альбом 1991 года – самый яркий и памятный в наследии группы – записывался на студии «Гала». Работа над ним велась на протяжении трех месяцев. В качестве звукорежиссеров наряду со специалистами «Галы» были привлечены Игорь Замарев и Юрий Богданов. Альбом «Всё, что ты хочешь» первоначально распространялся на кассетах, также был издан виниловой пластинкой. Именно с этим альбомом к группе приходит широкая популярность, она становится одной из самых слушаемых в стране. Песни с пластинки ротируются, звучат на дискотеках. С пеней «Нажми на кнопку» группа появляется с ней в финале шоу «50X50».

К «Технологии» приложил руку именитый продюсер. Синти-поп квартет берет под крыло Юрий Айзеншпис. Музыканты хотели работать с ним с самого начала своего существования, но на первых парах Юрий Шмильевич отвечал отказом. Однако позже, поняв перспективность проекта, после успешного концерта группы сам позвонил музыкантам.

Айзеншпис, Юрий Шмильевич (1945-2005) - российский музыкальный  менеджер, продюсер,   работал с такими звездами как В. Цой и группа "Кино", Влад Сташевский, Дима Билан. В 1991 - 1992 годах продюсировал группу "Технология".
Айзеншпис, Юрий Шмильевич (1945-2005) - российский музыкальный менеджер, продюсер, работал с такими звездами как В. Цой и группа "Кино", Влад Сташевский, Дима Билан. В 1991 - 1992 годах продюсировал группу "Технология".

«Странные танцы» и другие популярные песни.

В альбом «Всё, что ты хочешь» вошло 10 композиций, звучавших «нон-стопом», без пауз. Такое решение имело под собой и чисто технические, и концептуальные основания. Сразу за песней «Нажми на кнопку» начинала звучать заглавная композиция «Всё, что ты хочешь» музыку к ней сочинил Леонид Величковский, слова – Роман Рябцев.

В реалиях 1991 года большинство песен были на слуху. Среди хитов альбома неизбежно вспоминаются «Странные танцы». Лиричная композиция с красивым стартовым проигрышем была визуализирована атмосферным видеоклипом в синих тонах.

Это тоже авторская работа Романа Рябцева, создавалась она ещё во времена «Биоконструктора». Музыкант рассказывал, что писал её долго и тяжело, на написание ушло около полугода. Также Роман обмолвился, что за «Странными танцами» стоит личная история, автора вдохновило чувство влюбленности.

Завершила альбом композиция «Полчаса». Хронологически это была первая песня, представленная публике, ещё до выхода пластинки. Первоначальная запись, сделана в 1990-м году, трек издавался в сборниках.

В ряду памятных песен из дебютного альбома «Технологии» свидетели эпохи назовут также «Холодный след», «Шутник» и другие.

«Рано или поздно». Конец «классического состава».

Сотрудничество с Айзеншписом оказалось не долгим. Группа расстается с продюсером уже осенью 1992 года. Этот год был ознаменован целой вереницей противоречивых событий, группа выпускает первый альбом ремиксов «Мне не нужна информация», выступает на крупных фестивалях, дает аншлаговые концерты и приступает к записи второй пластинки «Рано или поздно».

Леонид Величковский, признанный звуковой дорожкой «композитором года», занялся продюсерской деятельностью, открыв российским слушателям певицу Ладу Дэнс, которая как раз в 1992 году заявила о себе альбомом «Девочка-ночь». С «Технологией» он продолжает студийную работу, но в концертах участие не принимает.

В 1992-1993 годах происходят кардинальные перемены в составе. Группу покидает автор её главных хитов Роман Рябцев. Музыкант получает контракт во Франции и отправляется в эмиграцию. К «Технологии» он вернется спустя 10 лет в 2003-м. Вслед за Рябцевым, спустя несколько месяцев уходит Кохаев. От первоначального состава «Технологии» остается один Нечитайло.

Второй альбом «Рано или поздно» увидел свет в 1993 году. В его основу был положен накопившийся материал, подготовленный участниками классического состава. Это была последняя совместная работа первоначального квартета. Альбом был умеренно популярен. Чаще всего из него выделяют заглавную композицию.

А что дальше? Эпилог

Последней «классической» записью «Технологии» считается альбом «Это война» 1996 года. Издание сопровождалось подписью: «Песни о любви, жизни и войне». По отзывам слушателей, пластинка сильно уступает предыдущим. Леонид Величковский и Владимир Нечитайло записывали её вдвоём, а в концертах Владимиру аккомпанировали другие музыканты обновленного состава.

В 1997 первый период истории группы подходит к своему завершению, коллектив прекращает своё существование и возродится в 2003 с возвращением Рябцева. В последующие годы, меняя составы группа, продолжала выступления, принимала участие в творческих событиях разного масштаба, выпускала новую музыку: альбом «Носитель идей» 2009 года и вереницу синглов. Последняя задокументированная композиция «Блики неона» датирована 2020 годом.

Продолжая творческую деятельность, «Технология» имеет свой круг слушателей и почитателей, но былой славы «русских Depeche Mode» уже не нет. Сами музыканты признаются, что публика ждет он них ранние песни из начала 90-х. Их автор Роман Рябцев, с 2017 вновь занялся сольной карьерой, но большого успеха не достиг. «Технология» в её первозданном виде осталась в истории как непродолжительное явление начала новой исторической эпохи.

Материал создан в ознакомительных и развлекательных целях, основывается на информации из открытых источников.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимых исполнителей и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.