16 лет назад Portishead выпустили свой третий альбом с незамысловатым названием «Third», в котором мрачное и местами тревожное звучание прекрасно сочетается с утончённым и выразительным вокалом Бет Гиббонс.
В общем, сегодня отличный повод послушать / переслушать «Third» и прочитать перевод небольшой заметки на The Quietus об этом потрясающем альбоме.
Ещё в 1990-х Portishead создали суровый, сбивчивый саундтрек для беспокойных почитателей IKEA, продав при этом миллионы пластинок. В этом, третьем по счету, альбоме зона комфорта того необычного десятилетия сменяется кошмарами сегодняшнего дня: война с терроризмом, тотальное видеонаблюдение, задержания без суда и следствия, изменение климата, новая Холодная война.
Этот альбом напоминает о секретных военных исследовательских объектах; солдатах в противогазах, похожих на мячи для гольфа; радарах, которые раньше возвышались над военной базой Файлингдейлс. Короче говоря, сейчас скорее 1984-й, чем 1994-й, когда Portishead перенеслись на десятилетие назад, во времена нестабильности и высокого напряжения. Даже в названиях песен – «Hunter», «Nylon Smile», «Plastic», «Machine Gun» – чувствуется какая-то абстрактная отчуждённость.
Это мир, в котором, как показано на открывающем треке «Silence», природа была индустриализирована. Ритмы звучат как стук копыт какой-то механизированной лошади. Оцифрованные звуки чириканья напоминают птиц-роботов, играющих в пустынном, бесплодном саду. Струнные, которые в руках Portishead никогда не успокаивают, а лишь подчеркивают чувство утраты. Вместо редких битов, построенных на основе сэмплов, как в предыдущих альбомах «Dummy» или «Portishead», в «Third» – более плотный продакшн, в котором винтажные синтезаторы, живые барабаны, струнные и гитары соперничают за место в чётких, определённых рамках.
«Third» – это пластинка, вдохновлённая творчеством Public Enemy (Джефф Бэрроу говорил об этом в недавнем интервью). В то время как большая часть работ Portishead 1990-х годов по ощущениям и ограничениям напоминала саундтрек к фильму, особенно «All Mine» прекрасно бы подошла к фильму о Бонде, «Third» – это завершённое, выразительное целое. Финальный трек «Threads», несомненно, назван в честь невероятно мрачного документального фильма ВВС 1984 года о Шеффилде после ядерной атаки, и это уже является блестящим завершением альбома. Очарование альбома дополняется мрачным совершенством глубоких, угрожающих, атональных ударов, завершающих его.
Конечно, альбом, наполненный неумолимым страданием, не может иметь такого успеха, как альбом с переменным настроением; и здесь «Third» преуспевает именно потому, что это альбом, в котором сочетается переменчивое настроение. В «Plastic» необычный и тревожный скрежет добавляет напряжения, в то время как мелодия «Silver Apples» в «We Carry On» демонстрирует, как голос Бет Гиббонс (Офелия рассеянно поёт по дороге к реке) стал более выразительным за последнее десятилетие, даже её тексты – пожалуй, единственное слабое место в арсенале Portishead – стали более личными и не сосредоточены на абстрактном настроении. «Deep Water», на первый взгляд, милая песня плаксивым банджо, звучит устрашающе в сочетании с предшествующей ей скрежещущей песней «We Carry On» и следующей за ней блестяще напряженной «Machine Gun».
Несмотря на то, что «Third», несомненно, мрачный и неумолимый альбом, достаточно взглянуть легион из групп, одетых в чёрное, в лайн-апе прошлогоднего фестиваля All Tomorrow's Parties, который курировали Portishead, чтобы понять, какая музыка повлияла на этот альбом. Скажем так, Burial подарит вам более неуютное путешествие по тёмным улицам ночного города, а Sunn O))) создадут настоящий кромешный мрак, и так далее.
Тем не менее, следует отдать должное: «Third» – неожиданно захватывающий альбом группы, которая использовала десять лет усталости и разочарований, чтобы превратить то, что изначально было в них замечательным, в нечто совершенно новое. Воскресные закуски с булгуром, фалафелями и печкой для обогрева патио останутся в памяти надолго.
Источник: The Quietus