В 1960-х гг. В СССР понимали, что дозвуковые бомбардировщики Ту-95 и М-4 не будут способны преодолеть противовоздушную оборону НАТО и в 1967 г. Совет Министров СССР постановил начать работу над новым межконтинентальным самолетом.
Дальность полета на скорости в 2 200 - 2 500 км/ч и высоте 18 тыс. метров должна была составить 11 - 13 тыс. км. В дозвуковом полете на высоте - 16 - 18 тыс. км, а у земли - 11 - 13 тыс. км.
Приближаться к зоне ПВО самолет должен был на дозвуковой скорости, а затем переходить на сверхзвук на высоте или идти на крейсерской скорости у земли.
Масса боевой нагрузки была определена до 45 тонн.
В 1969 г. ВВС уточнили тактико-технические требования к самолету.
В 1972 г. комиссия рассматривала проекты ОКБ "Сухого" "изделие 200", ОКБ Мясищева М-18 и внеконкурсный проект ОКБ "Туполева".
Потом решили, что у Туполева больше опыта в создании больших самолетов и передали материалы по М-18.
Главный конструктор нового самолета Близнюк начал проектирование "с чистого листа", М-18 решили не прямо не использовать.
В основе компоновки лежала компоновка Ту-144 и нереализованный проект Ту-135. Но поскольку получался однорежимный самолет, взяли наработки по крылу изменяемой стреловидности Ту-22М.
Скорее всего на американцев с их B-1B "Лансер" оглядывались и поэтому Ту-160 похож на заокеанского соперника, только отечественный самолет больше и тяжелее.
В 1977 г. КБ Кузнецова заказали двигатели НК-32.
В конце 1977 г. эскизный проект самолета был утвержден и началась постройка трех самолетов.
Всего работами по Ту-160 занималось около 800 организаций.
По случайности уже в 1981 г. Ту-160 сфотографировал пассажир самолета, приземлявшегося на аэродроме Быково, снимок попал в зарубежную прессу, его назвали "Раменское" RAM-P и присвоили натовское имя "Блэкджек". В СССР его назвали "Белый лебедь".
15 августа 1986 г. из ворот Казанского завода выкатили 4-ю машину, которая стала первой строевой.
Всего поставили в строй 19 самолетов, одна серийная машина была потеряна в марте 1987 г. Из-за развала СССР бомбардировщики оказались в Прилуках 184-го авиаполка, 8 удалось вытащить за долги за газ, но 10 машин были показательно уничтожены, только один оставили для музея. После развала СССР выпустили еще 2 самолета, в 2010-х гг. было решено заказать еще 10 самолетов. Технологии производства возобновили.
Теперь нужно рассказать о достоинствах и недостатках Ту-160.
КБ Кузнецова создало уникальный и очень мощный двигатель НК-32 с бесфорсажной тягой 14 тонн, а на форсаже 25 тонн.
Ту-160 может развивать скорость на большой высоте до 2 200 км/ч на низкой высоте 1 030 км/ч, боевой радиус 6 000 км, практический потолок 15,5 тыс. м.
Максимальная боевая нагрузка до 45 тонн.
Основное вооружение не бомбы, а ракеты. Ракета Х-15 класса "воздух - поверхность" может запускаться с 280 км. На борт самолет может взять до 24 таких ракет. Возможно оснащение 12 дозвуковыми крылатыми ракетами Х-55СМ (в том числе с ядерными боеголовками) с дальностью поражения 3 000 м и 12 крылатыми ракетами Х-101 (Х-102 с ядерными зарядами) с дальностью стрельбы до 5 000 м.
Для подавления средств ПВО могут быть использованы 24 ракеты Х-15 с дальностью стрельбы несколько сотен километров.
В максимальном варианте боевой нагрузки на борт могут быть взяты бомбы, в управляемом и неуправляемом варианте.
В 2023 г. появились новости, что Ту-160 получит ракеты Х-БД с дальностью стрельбы 6500 км. Самолет будет нести по шесть ракет в двух барабанных установках.
Если изначально предполагалось, что Ту-160 должен прорывать ПВО сил НАТО низкой высоте или наоборот на сверхзвуке на большой высоте, то в последнее время приняты на вооружение ракетоносца ракеты с дальностью стрельбы 5500 км. Самолет может не входить в зону вражеской ПВО и выпустив ракеты с ядерными боеголовками уходить на базу.
Модная в то время изменяемая стреловидность крыла позволяет изменять их угол от 20 до 65 градусов. В сверхзвуковом режиме полета консоли крыла прижимаются к фюзеляжу, на меньших скоростях и при посадке консоли наоборот уходят в стороны.
В 2021 г. была завершена глубокая модернизация Ту-160, в модернизированной версии с новыми двигателями НК-32-020 с использованием цифровых технологий. Строевые модернизированные машины называются Ту-160М, а построенные с нуля Ту-160М2.
Для того, чтобы восстановить производство стратегических бомбардировщиков пришлось восстановить технологию сварки титана в вакууме и не только.
Недостатком "Белых лебедей" является их высокая радиозаметность, а также скорее всего высокая стоимость машины и дороговизна обслуживания.
Хотя обеспечение безопасности страны всегда обходится дорого.
На смену Ту-160 готовят ПАК ДА - перспективный авиационный комплекс дальней авиации, но он будет дозвуковой, так что списывать "Белых лебедей" еще очень рано.
Спасибо за прочтение.