Найти тему

Малые города по дороге из Твери в Смоленск: почему они такие?

Оглавление

"Современные города порождают ощущения вдохновения и обновления" - эта фраза встретилась мне в одной книге про урбанизм как раз в тот момент, когда я задумала написать статью про города, которые мы проезжали по дороге в Смоленск. Увидев эту строчку, захотелось продолжить: "да, наверное, только если это не наши малые города ранней весной". Потому что наши малые города часто порождают ощущения боли и переживания.

Отправляясь из Твери в Минск на машине, чтобы принять участие в Белорусском географическом конгрессе, мы ждали интересной дороги. По пути до Смоленска мы проехали шесть городов, каждый из которых любопытен и достоин внимания.

Города на маршруте Тверь - Смоленск (составлено авторами)
Города на маршруте Тверь - Смоленск (составлено авторами)

Тверские города нам хорошо известны - и в Старице, и в Зубцове бывали не раз, в том числе - с экспедиционными исследованиями. Со смоленскими городами были знакомы "дистанционно", по космическим снимкам и другим источникам. Сафоново, например, попало в наш список малых городов с самым сложным пространством.

В этой статье не будет подробного рассказа о каждом городе, чек-листа с достопримечательностями и советами, где поесть. Мы попытаемся понять, что у этих городов общего, а в чем они непохожи, каково наследие их "пройденного пути", какие перспективы.

Что ни город, то норов

Старица, Зубцов, Сычёвка, Вязьма, Сафоново и Ярцево - города, разные по численности населения, истории возникновения и современной специализации. Старица и Зубцов не дотягивают и до 7 тысяч жителей, в Сычевке тоже живет немного - всего 7,5 тысяч человек, численность населения в городах Ярцево и Сафоново составляет около 40 тыс. чел., Вязьма - единственный средний город с людностью, превышающей отметку в 50 тыс. чел.

По времени образования и главенствующей функции все города можно разделить на три группы. Самые древние - это города, возникшие как крепости - Старица, Зубцов и Вязьма. Сычевка получила статус города в екатерининскую эпоху, будучи до этого крепким торговым селом на Вазузе. Сафоново и Ярцево стали городами позднее - в начале XX веке, превратившись из рабочих поселков (угольного и текстильного, соответственно).

Функции городов при образовании (составлено авторами)
Функции городов при образовании (составлено авторами)

Малые города во время Великой Отечественной войны

С момента своего образования и до настоящего времени города прошли трудный и наполненный разными событиями путь. Одним из самых трагичных периодов для рассматриваемой территории стала Великая Отечественная война. Все города пережили разрушения и оккупацию, события тех лет в значительной степени повлияли на их дальнейшее развитие и современный облик.

Мы уже писали об исследовательском проекте, посвященном влиянию войны на развитие городов. Здесь на Дзене мы публиковали отрывки про Калинин и Ржев. Сегодня тоже обратимся к книге "Города Запада России и Великая Отечественная война" (2021).

К октябрю 1941 вся Смоленщина и значительная часть современной Тверской области были захвачены немецкими войсками. Освобождение городов было долгим и сложным. Раньше всего освободили Старицу - через три месяца - в январе 1942. Еще через 8 месяцев - в августе 1942 - немецкие войска ушли из Зубцова. В марте 1943 г. в ходе очередной наступательной операции удалось занять Сычёвку и Вязьму, в августе - Сафоново, в сентябре - Ярцево.

Численность населения городов по переписям до и после войны (составлено авторами)
Численность населения городов по переписям до и после войны (составлено авторами)

Длительность оккупации - от нескольких месяцев до нескольких лет - и масштаб боев за освобождение повлияли на дальнейшее развитие городов. Даже через 10 лет многие города не сумели восстановить свою довоенную людность. Яркое исключение - Сафоново, где численность населения после войны возросла более, чем в 8 раз.

Росту города способствовало освоение Сафоновского месторождения бурого угля. В 1952 г. был добыт первый уголь. Город стал первым и единственным в Смоленской области шахтерским центром (Города Запада..., 2021).

Про Вязьму

Вязьма выделяется среди рассматриваемых городов не только большим размером. Еще до революции Вязьма сформировалась как крупный торгово-промышленный город, крепкий центр одноименного уезда.

По данным на 1913 год, в Вязьме и окрестностях было 161 промышленное предприятие. В Вязьме 1300 домов были покрыты железом (62%), такого показателя не имел ни один город Смоленской губернии. На 1904 г. в городе располагалось 34 православных храма, одна еврейская синагога и костёл, 2 монастыря. Общее число храмов было самым большим среди уездных городов Смоленской губернии (Города Запада..., 2021).
Вязьма в первое десятилетие 20 века, фото с сайта pastvu
Вязьма в первое десятилетие 20 века, фото с сайта pastvu
В 1870 через Вязьму прошла Московско-Брестская железная дорога, положившая начало превращению города в важнейший транспортный узел страны. К началу 1890-х годов участок Москва-Смоленск стал двухпутным, а Вязьма была соединена с Николаевской железной дорогой, идущей через Ржев на Санкт-Петербург, и Сызрано-Вяземской дорогой (Города Запада..., 2021).

Именно наличие крупного железнодорожного узла в Вязьме определило ее стратегическое значение. Во время войны еще до оккупации город регулярно подвергался бомбардировкам. Самый страшный налет произошел 31 июля 1941, тогда погибло более 500 человек, уничтожено около 1000 вагонов. В результате оккупации и тактики «выжигания земли» при отступлении в городе было разрушено 94% всех зданий.

Вязьма после освобождение (опубликовано в книге "Города Запада России и Великая Отечественная война, 2021")
Вязьма после освобождение (опубликовано в книге "Города Запада России и Великая Отечественная война, 2021")

Восстановление почти полностью разрушенного города проходило в ускоренные сроки и часто включало радикальные архитектурно-планировочные решения. В историческом центре города доминирующую роль стал играть новый памятник героям войны - М.Г. Ефремову и его армии.

До начала войны здесь была плотная городская застройка, храмовые сооружения. Но после освобождения Вязьмы их не стали восстанавливать, оставив место под новую площадь и монумент. Такая стратегия восстановления была не только в Вязьме, но и в ряде других городов.

Вяземская крепость (фото авторов)
Вяземская крепость (фото авторов)

Именно оказавшись в центре Вязьмы у знака Старой Смоленской дороги, где с одной стороны - Вяземская крепость XVII века, с другой – опустевшие постройки Аркадиевского монастыря XVIII века, рядом – памятник послевоенного времени, начинаешь задумываться о том, какой сложный путь прошел каждый город и какие события привели к тому, какой он сейчас. Невольно размышляешь - «как было бы, если…».