Найти тему

Цифровые навыки

Хотя я и родился в прошлом веке, с самого детства я развивал цифровые навыки. Как сейчас помню - мне 4 года и я выковыриваю пластиковые цифры из сыра.

Мы всем двором гадали, что эти цифры значили. Только недавно я спросил у Яндекса... Знаете, это как в песне - я спросил у Яндекса, где моя любимая...

Так вот, спросил я у Яндекса и узнал, что первые два числа обозначали день и месяц изготовления, третье - номер ванны, в которой сыр был сварен. Это позволяло работникам завода отслеживать сроки его созревания.

Вообще цифровая эпоха многое изменила.

Мне с детства было всё интересно. А как узнать что-то жутко тебя интересующее, о чём не знают или не говорят родители?

Нужно пойти в библиотеку, найти в картотеке в сложном тематическом указателе (до сих пор восхищаюсь их составителями) правильную тему, по ней интересующие тебя книги, переписать названия на карточку, заказать их у библиотекаря, подождать, получить целую стопку книг и... искать, искать, искать. Это в хорошей большой библиотеке, в маленькой библиотечке у дома твой успех зависел от доброты и начитанности местного библиотекаря.

Но читала не только целеустремлённая молодёжь, но и просто скучающие.

Мы в детстве не видели комиксов, картинки были только в совсем детских книжках, поэтому обилия текста без картинок мы переставали бояться быстро. А ещё у нас не было telegram, нельзяграма, вк и вообще соцсетей, компьютерных игр и на телевизоре было всего 3 канала.

Сейчас всё изменилось. Спрашиваешь у умной колонки "как строят мосты?", - и мгновенно получаешь красиво сформулированный ответ-выжимку из нескольких источников.

Как это изменило мою жизнь?

Когда моя дочь была маленькой, она, тоже жутко любознательная, постоянно задавала мне вопросы. Я старался максимально просто и быстро отвечать на все, не зря же я почти всю жизнь много читаю.

Когда она стала постарше, пошла новая игра - дочь задаёт мне вопрос, я отвечаю, и она тут же проверят мой ответ в яндексе.

Уже тогда я понял какой это непростой вызов - соревноваться с роботом.

Вернёмся к цифровым навыкам.

Одному из моих знакомых подарили программируемый луноход. На корпусе лунохода нужно было нажимать последовательность команд - вперед, вперед, налево, выстрел, и так далее. Все этому мальчику очень завидовали, все мечтали о таком же, но, к всеобщему счастью, луноход быстро сломался, как и наши мечты получить такой же.

В старших классах у меня появилась суперкрутая игрушка - инженерный программируемый микрокалькулятор. Первый код, который я написал, был игрой - лабиринтом на запоминание чисел. С задачей я справился, но потратил кучу времени (ну негде было загуглить, а бумажная инструкция к калькулятору была очень небольшой). Но потраченное время было намного полезнее разглядывания узора на ковре (слава цифровой эпохе, благодаря множеству мемов мне нужно вам объяснять, что раньше в каждой квартире висел ковер на стене и зачастую разглядывание его узоров заменяло нам все девайсы).

В 9 классе меня перевели в гуманитарный лицей, первый в городе. И там была крутейшая вещь - компьютерный класс с Yamaha MSX 1, а после родители купили мне российский компьютер Поиск М.

Сначала, конечно, мы все залипали в примитивных компьютерных игрушках - стрелялках и бегалках. В лицее нам дали базовые навыки программирования на Basic и играть в простые игрушки мне стало скучно. В свободное время дома я взялся за грандиозный проект - графический редактор. Мой редактор заработал, в нём было 4 цвета, рисование фигур и даже лупа с возможностью рисовать попиксельно.

А ещё было очень приятно видеть, как в нашем компьютерном классе люди что-то рисовали в редакторе - моём первом ИТ-результате труда.

Программистом я так и не стал, но полученные цифровые навыки до сих пор служат мне верой и правдой.

А ещё старших классах я начал развивать навыки продаж с использованием НЛП.

Мой домашний компьютер Поиск был очень слабенький, тормозной, с большим дисководом и вообще без жесткого диска (и при этом на нём запускались некоторые игрушки). Я мечтал о полноценном компьютере и постоянно просил у отца "купи IBM".
Доходило до того, что утром, открывая маслёнку, отец видел на масле аккуратную надпись "IBM". Не сказал бы, что это помогло сразу, но в один прекрасный, замечательный день мы таки пошли в компьютерный магазин и купили 386 компьютер и даже (благодаря убедительности продавца) - со звуковой картой. Doom 2 поразил наше воображения и украл всё моё свободное время, а Color balls - всё свободное время отца.

К чему я это всё рассказываю.

Не могу понять - почему у людей в 2 раза младше меня, у которых доступ к цифровым технологиям есть с рождения, часто цифровые навыки и главное - жажда познания - так слабо развиты?

Почему молодёжь не использует GigaChat, Kandinskу и кучу других нейросетей, чтобы облегчить свою сетевую жизнь (писать тексты, рисовать картинки, генерировать музыку и многое другое)?

Может быть, это потому, что сейчас всё даётся слишком легко и стоит расставить дополнительные препятствия, чтобы люди хотели осваивать новые навыки?

Помните, как с картофелем? Пётр завез его в Россию, но люди не хотели его сажать. Тогда большое поле засеяли картофелем и заставили солдат его охранять. После этого картофельные поля появились у всех.