Существует несколько важных рекомендаций и советов от опытных пастырей для новоначальных христиан (неофитов), которые только начинают молиться, для которых молитвенное правило, как говорится «в новинку».
Совершенно естественно, что приступая к духовному деланию, необходимо научиться правильно молиться.
Когда воцерковленный христианин обладает навыком ежедневного молитвенного правила, тогда он себя как бы огораживает в духовном смысле, переходит на территорию духовной безопасности.
Однако, чтобы приобрести этот важный навык, необходимо много потрудиться, более того, это еще не финальная точка назначения христианина. Дело в том, что духовная жизнь каждого христианина предполагает двойственность молитвы: обязательное молитвенное правило и непосредственно сама молитва как таковая.
В начале своего духовного пути новоначальный христианин должен ознакомиться с религиозным контекстом, духовной средой, проникнуться теми смыслами и настроениями, которыми окружен верующий человек. Поэтому первоначально надо приобрести общий навык к молитве, это лучшей всего получается через обращение к чужим к молитвенным текстам, которые, к примеру, существуют в молитвословах. Здесь новоначальный пребывает в ситуации, похожей с той, как человек попадает в чужую языковую среду и совершенно логично, что он обращается за помощью к переводчику или разговорнику.
Поэтому, когда человек начинает приступать к молитвенному правилу, он знакомиться с текстами молитв, учиться ритуальным вещам, отражающим благоговение и благочестие (к примеру, крестное знамение или поклон), в целом он знакомиться с основными средствами молитвы.
Надо сознавать, что пока это не сама молитва, но способы ее обнаружения. Сама молитва является важным духовным состоянием, состоянием обретения благоговения (страха Божия, любви, пиетета, славословия, покорности) перед Господом.
То есть совершение молитвенного правила – инструмент, помогающий христианину выработать в себе особенные чувства к Богу, взрастить постепенно их в себе. Основная задача практикующего христианина – наполнять собственную душу чувствами посредством молитвы.
На начальной стадии молитвы необходимо приобретение строгого навыка исполнения молитвенного правила (утренние, вечерние, говение, покаянные обращение, прославления через акафисты и каноны, соборное служение и пр.).
Однако святые отцы напоминают о необходимости «благоразумной умеренности» при исполнении молитвенного правила. Не перегружать себя излишним молитвенным правилом, иначе человек не сможет его исполнять на постоянной основе, и такая перегрузка окажется внутренним лукавством, взятием на себя «бремени неподъемного».
Молитвенное правило и его интенсивность должны сообразовываться с нашими силами, как телесными, так и духовными. Именно навык ежедневной молитвы полезен, так как тем самым мы освящаем каждый день молитвой напоминанием о Божьей силе. Кроме того, святые отцы советуют мирянам, озабоченным многочисленными мирскими заботами, в начале своего духовного пути более умеренное молитвенное правило, чтобы выполнять его благоговейно и неспешно.
Также святые отцы приветствуют сознательность и обдуманность молитвенных обращений. Поэтому некоторые от отцов советуют обдумывать предварительно смысл некоторых молитв, загодя до молитвенного обращения. Так говорил великий святитель Феофан Затворник: «обдумай и прочувствуй - и потом совершай их, неспешно, с полным вниманием, воспроизводя благоговейные мысли и чувства, в них выраженные»
Для «воспитания молитвы», чтобы мысль и сердце воспринимали содержание молитвы, святитель Феофан Затворник приводит еще ряд простых правил:
• перед тем, как совершать молитву, необходимо хотя бы краткое приготовление;
• не совершать молитву с небрежностью, но со вниманием и чувством;
• по окончании молитв не сразу переходить к обычным делам.
В случае следования этим простым правилам даже новоначальный христианин достаточно быстро приобретёт навык молитвы и встанет на путь личностного совершенства.
☦️ Позитивный Батюшка ☦️ Священник Антоний Русакевич - подпишитесь