Обратилась клиентка по " старой памяти", так сказать.
С дочкой что делать, не знают. Через 3 недели заканчивает школу, 11 класс. А куда поступать - так и не решила еще. Всей семьей на нервах, мама говорит - скоро поседею:)). ЕГЭ сдает на всякий случай 4 штуки: русский, математика профиль, обществознание и физика. Чтоб выбор потом больше был. Но мечется из крйности в крайность. 2 месяца назад хотела идти на архитектурный ( она и рисует еще неплохо). Но там надо сдавать вступительные испытания еще. Потом передумала, решила на экономику, "финансовая аналитика". Вчера еще раз передумала, нашла одну из инженерных специальностей , связанных с электрическими сетями.
Но не уверена - все же девочке потом устроиться на работу трудновато будет, думаем. Вот что делать? Ни каких ярко выраженнвх интересов нет. Город наш, где живет, милионник, вузов много, уезжать не надо. Хотелось бы , конечно, на бюджет поступить, но и оплатить родители, в крайнем случае, обучение могут. Результаты ЕГЭ еще впереди, так что рассматриваем все варианты. Но самое главное, нн понятно, чего ребенок хочет, и как решать... Или уже за нее выбрать нам самим, родителям, раз не знает, чего хочет? Но боюсь, потом претензии будут - мол жизнь мне испортили....как ей и нам быть? Вообще, насколько родители должны тут повлиять на выбор ребенка?
Вопрос сложный. Если ребенок еще к концу школы не определился, сомневается куда поступать, есть несколько советов.
1) Выбор профессии будет успешным, человек многого потом достигнет, если выбирать на пересечении трех множеств: "хочу" - желания, интересы, склонности; "могу" - способности, что у него хорошо получается и "надо" - какие специалисты востребованы на рынке труда, кому хорошо платят и легко трудоустроиться. Чтоб все это совпало в одной профессии.
2) Для того, чтобы понять, где лежат твои "хочу" и " могу" , неплохо бы пройти тесты по профориентации. Например, ДДО Климова или Тест Холланда. Лучше несколько, так как они определяют немного с разных сторон. По ним можно определить круг профессий, к которым есть склонности и способности. Тебе нужна стабильность и определенность, рутина или экстрим, новые впечатления, работа с людьми или с техникой, с искусством или с аналитикой, цифрами. И из тех, которые вышли рекомендованными по тестам, уже выбрать востребованные и хорошо оплачиваемые.
3) Когда пойдете относить документы в вуз, обратите внимание: название направлений подготовки бакалавриата, специалитета, которые вы нашли на сайте вуза и на которые будете поступать - это не профессия, а то, что будет написано в дипломе: это просто терминология, принятая в образовании. А профессия- другое, вид трудовой деятельности. Важно понять, соотнести, к какой профессии реально готовит это направление бакалавриата, которе Вы выберете. А еще есть понятие должности ( конкретная позиция в организации) - надо посмотреть, на каких должностях потом сможет работать человек с таким образованием и такой пофессией. Не путайте эти три вещи: направление подготовки в вузе, профессия, должность!
А у вас как дела? Выбрал ли уже точно Ваш ребенок, куда и на кого пойдет учиться?
Как Вы ему в этом поиогали?
Трудно было вы бирать?
Какие советы Вы могли бы дать родителям, у которых сецчас возникла такая проблема?