Беседа 1. ИСТОРИЯ ОБ ИСТОРИИ. Вводное занятие.
Господа кадеты! А зачем нам вообще нужна вся эта история? Не лучше ли посвятить все время стрельбе, бегу, тактике… Почему история и, в первую очередь военная история до сих пор является одним из главных предметов в военных училищах и академиях?
Такой вопрос: есть ли среди вас спортсмены-шахматисты или шашисты? Хотя бы те, кто просто играет в шашки-шахматы (хорошие, очень полезные игры, очень рекомендую). Вот чем отличается в этих видах спорта любитель от профессионала? Любитель может очень хорошо играть, анализировать ходы. Но профессионал, прежде чем сесть за доску проанализировал несколько тысяч партий, сыгранных до него. И любого любителя он пройдет очень легко.
Основные приемы ведения войны появились глубоко в древности. Древние египтяне, ассирийцы и вавилоняне, китайцы, греки, карфагеняне и римляне знали атаку, оборону, обходы, окружения, сосредоточенные удары, тактические отступления, засады, «огневые мешки». Все эти знания собирались, записывались, изучались, обобщались уже в те времена. До нас дошли «Науки войны», «Стратегиконы», созданные тысячи лет назад, записки полководцев и участников битв. Пренебрегать этим – значит быть подобным дому, построенному без фундамента. Сам ты, может быть, будешь благодаря физическим данным и опыту хорош в бою, но свое подразделение, если придется командовать, угробишь. К чему приводит подобная забывчивость – вот один из примеров. За 200 лет до Рождества Христова могучая Римская республика воевала с африканской страной – Карфагеном (жили там далеко не современные африканцы). Карфагенский полководец Ганнибал принял бой против превосходящих римских сил под городом Канны, заманил их в стратегическое окружение, зажал со всех сторон, начал рассекать их строй и разбил вдребезги непобедимые легионы.
Через много-много лет после этого, в 1870 году небольшое еще молодое германское государство начало войну с могущественной Французской Империей. Выдающийся полководец германцев фон-Мольтке хорошо знал историю с Каннами и решил тем же маневром покончить полностью с французской армией, разместив под городом Седаном свои войска грандиозным смыкающимся полукольцом, почти как и Ганнибал при Каннах. Оказавшаяся в полном окружении, лишенная подвоза боеприпасов и связи многотысячная французская армия капитулировала. Командование французов явно не усвоило уроки и ввело свои войска в ту же ловушку, что и римские консулы.
И позже, в Первую Мировую и в начале Второй Мировой немцам удавалось применять классический прием Ганнибала с сосредоточением войск на флангах и окружению и против нашей, русской армии в 1914 году, и против РККА в 1941 году. Пока наконец, под Сталинградом сами не попали в такой-же котел, стратегические Канны, подготовленные нашими полководцами, офицерами Генерального Штаба, отлично знающими предшествующие события военной истории.
Вот что такое знание военной истории или пренебрежение этим знанием.
А с человеческой, не военной точки зрения – хорошо бы было жить человеку, каждое утро забывающему вчерашний день. Да он попросту не был бы человеком. Чем лучше память человека, чем больше собственного опыта он в состоянии проанализировать, тем более он человек. А если к этому еще прибавляется опыт предшествующих поколений, предков, то он, по словам французского писателя Ромена Роллана «встает к ним на плечи и видит дальше и лучше».
Наши предки всегда ощущали себя частью неразрывной цепи поколений русских людей. Для дворян старина рода, подвиги предков были основанием собственной гордости, чести, которую нельзя было ронять. Мы знаем, с каким интересом и гордостью восстанавливал историю своего рода Александр Сергеевич Пушкин. Но и крестьяне в песнях, былинах, легендах и устных рассказах передавали из рода в род судьбы своей семьи, своего рода, своей деревни или городка. А уж у казаков такая память иногда охватывала три-четыре века. Мне еще довелось видеть стариков, которые могли часами рассказывать о событиях, допустим, восемнадцатого века – с подробностями, именами и прозвищами станичников, их подвигами или наоборот, проступками, смешными или трагическими случаями. Эта связь была трагически прервана революционными событиями, распадом семей, страхом перед новой властью, не признававшей заслугой защиту Родины. А позже – постоянными переездами и разъездами семей, гибелью семейных архивов. Мы порой не знаем, как звали даже наших бабушек и дедушек, как и где они жили, как воевали, за что получали ордена и медали (Мы с вами потом, на уроке по генеалогии обсудим, как можно восстановить судьбу своей семьи). Ведь по словам того же Александра Сергеевича Пушкина:
Два чувства дивно близки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века,
По воле Бога Самого́,
Самостоянье человека,
Залог величия его.
Тем более, что мы люди Православные, знаем, что у Бога нет мертвых и все поколения наших предков, передавших нам великую страну, смотрят на нас, на то, как мы живем, как бережем и приумножаем их достояние. И как защищаем его от врагов. Знание истории Родины, своего края, своей семьи дает основание и смысл и нашему существованию на этой земле, позволяет правильно поступать в трудных ситуациях, избегая бед и ошибок, позволяет правильно проанализировать ситуацию, определить последствия тех или иных действий своих, окружающих людей и даже заглянуть в будущее. Вот такие есть основания для изучения истории. А следующая наша беседа будет:
Беседа 2. Хочу сразу предуведомить, что в этой очень короткой беседе мы с вами можем только наметить важнейшую и интереснейшую тему – историческое источниковедение.
1.Что такое исторический источник. Это любой текст или предмет, созданный в определенную эпоху и несущий информацию об данной эпохе. Уже из данного определения мы видим несколько больших групп источников, которые могут нам рассказать о времени своего появления:
Это А. Письменные источники. Письменным источником можно назвать не только то, что записано на бумаге или другом носителе, но и то, что в принципе можно записать, например, аудиозапись на магнитофонной ленте. Письменные источники могут быть документальными или повествовательными. Вот как это? Ну, допустим, жил в России замечательный человек Модест Иванович Богданович. Учился на офицера, не успел, к своему горю, на войны с Наполеоном, но зато навоевался вдоволь во время очередной Польской войны, получив и тяжелые ранения, и контузию, побывав и в плену, приняв участие во всех главных битвах компании 1831 года. А потом, окончив Академию, стал профессором военной истории, написал массу книг, ставших классическими и актуальных до сих пор. Так вот: рапорт прапорщика Богдановича о расходе снарядов батареи 13 артиллерийской бригады – это исключительно документальный источник. А вот написанные постаревшим уже генерал-лейтенантом воспоминания о баталиях, в которых он сражался – это тот самый повествовательный источник, рассчитанный на то, что его будут читать и изучать многие годы. А вот написанная им легендарная «История Отечественной войны 1812 года» уже вовсе не источник. Книги, написанные про исторические события или деятелей с привлечением различных исторических источников, именуются исторической литературой, даже если они создаются очевидцами событий.
Вообще, считается, что самые ценные источники – документальные. Ведь они, по идее, минимально искажают информацию. Но, как сказать – во все века и во всех странах, скажем, рапорта о сражениях писались чаще всего по принципу, сформулированному великим А.В.Суворовым: «Потери неприятеля? Чего жалеть басурман, пиши больше!» То есть – любой источник, даже документальный, требует самой тщательной проверки. А как можно проверить источник? - Только другими источниками. И не только письменными.
Для истории древней Руси главным и важнейшим письменным источником являются Летописи, соответствующие Хроникам Западных держав. Они велись в монастырях, в них включались недошедшие до нас тексты важнейших государственных документов. А еще – это интереснейшие книги, которые просто нужно почитать. Позже появляются документы государственного делопроизводства, начинает храниться переписка. Но обо всех этих источниках, а самое интересное, о тех источниках, которые относятся к зарождению и первым известным боям казачества, к судьбе нашего края, мы будем говорить уже на соответствующих занятиях.
Близок к письменным, а некоторыми историками и относится к ним комплекс Б. Устных источников. Это зафиксированная устная речь участников событий, фольклор (причем источником могут быть не только тексты песен и былин, но и мелодия, особенности исполнения).
Следующий важнейший комплекс источников – это В. Вещевые или археологические источники. Почему для нас так важны вещи – дело в том, что от большей части мировой истории только они и остались. К сожалению письменность появилась по историческим масштабам очень недавно и не везде сразу. Но каждый предмет, созданный и использованный человеком, может очень много рассказать об этом человеке, об этом обществе. Даже простой карандаш, который у меня в руке, если дойдет до потомков, расскажет, что мы могли обрабатывать очень качественно графит, производить промышленно красители, то есть у нас было развитое производство. Примерно так мы и узнаем о древних народах, которые не оставили письменных источников. Кто со мной лазил по городищам? Что там у нас под ногами хрустело? Правильно – керамика. Археологи шутят – главное занятие древних людей – лепить горшки и бить их. На самом деле посуды было не больше чем у нас, но она оказалась самым стойким предметом. Даже вот такой вот глиняный черепок может рассказать нам, лепили ли создатель его горшок вручную или пользовались уже такой сложной вещью, как гончарный круг. А узоры на горшках или чашах – это целая книга для знающих людей. Ведь, как правило, они характерны были для людей одного рода, одного народа. И мы сейчас, когда находим селища и не можем точно сказать, потомки какого народа жили тут (а это чаще всего нельзя сказать), то так и называем этот народ: «селище культуры ямочной керамики».
Но не только для глубокой древности необходимо изучать археологические источники. Даже для самых недавних событий, описанных и переписанных очевидцами и исследователями, археологические источники оказываются важнейшими. Например, Великая Отечественная война была совсем недавно. Тома изданных рапортов, приказов, отчетов, мемуаров как наших, так и немецких, насчитывают сотни томов. Казалось бы… Но вот, допустим, судьба несчастной 2-й ударной армии, увязшей в боях в глухих болотах Новгородчины. Командование армии сдалось немцам, командующий, генерал Власов перешел на сторону врагов СССР. Над всеми пропавшими без вести бойцами повисло клеймо предателей. И только самоотверженная работа сотен волонтеров-поисковиков, освоивших методы археологической работы, рассказала о том, как в безнадежных отчаянных боях в отрыве от своих, без боеприпасов и продуктов, погибали бойцы Второй ударной, удерживая напряженным летом 1942 года подразделения немецких и испанской дивизий, так необходимых для штурма Ленинграда, для прорыва нашей обороны подо Ржевом.
А вообще, археология тяжелая, но интереснейшая наука, самая честная часть истории.
Г. Очень рано люди начали рисовать, даже писать еще не умели, а выцарапывали на стенах своих пещер сцены охоты на мамонтов, танцев, разных животных. Так появились изобразительные источники. Позже талантливые миниатюристы украшали летописи, создавая удивительные «лицевые своды». Правда, нужно помнить, что воинов они рисовали в той форме, которую видели на улице, а не в той, в которой ходили в описываемое летописью время. Но все-равно это интереснейший источник. Бесценны позднейшие зарисовки художников-фронтовиков, живописные полотна, созданные по этим зарисовкам. Без картинок в различных старинных изданиях наше представление об истории оказалось гораздо более блеклым и бедным. А понимание некоторых видом искусства – массовых, пропагандистских – таких, как плакаты и лубки, необходимо просто для понимания того, чем жили и дышали наши деды и прадеды.
Примыкают к изобразительным, но являются более документальными, появившиеся не так давно фото и видеоисточники, бесстрастно и точно фиксирующие происходящее. Остается только жалеть, что их так поздно изобрели. Для Русской военной истории – первые фотографии появились только лишь в Крымскую войну 1855 года.
А еще историки в поисках неуловимых следов прошлого могут использовать те языки, на которых говорят сейчас люди – ведь в них тысячи следов единого происхождения разных народов, контактов между ними. Географические названия – кладезь для историка. Ведь если народ приходит на новое место – он дает названия своим поселениям, но реки чаще всего именует, как именовал их живущий ранее народ. Поэтому мы живем на реках с древними Балтскими и Финскими названиями – единственным следом живущих некогда тут и растворившихся в нашей крови древних племен.
С развитием науки появляются новые методы исторического исследования – такие, как изучение генетической системы человека, в которой содержится информация о дальних предках.
А следующая беседа, очень короткая, будет посвящена вспомогательным историческим дисциплинам. И потом мы уже перейдем к людям, к нашим пра-пра-прадедам: веселым, отчаянным, рубившимся в яростных схватках, ходивших по незнаемым землям, передавшим нам ту великую Русь, землю, на которой мы живем.
Вводное занятие по истории для военно-патриотического клуба
27 апреля 202427 апр 2024
5
11 мин