Спойлеры сюжета: нет
Серия игр Megami Tensei (или MegaTen) основана на серии романов Digital Devil Story Аи Нишитани и содержит несколько подсерий, одной из которых и является Persona. А теперь я перестану притворяться, что знаю MegaTen дальше современной трилогии Persona, которая состоит из Persona 3, 4 и 5. Persona – это серия игр про школьников, которые в свободное время ведут обычную жизнь или гуляют по альтернативным мирам. Непосредственно персоной называют олицетворение человека в форме духа, силы которых используются для борьбы с тенями. Четвёртая часть добавила концепт того, что у людей может быть теневая версия в другом мире и эта тень станет персоной, если человек осознает и примет все свои скелеты в шкафу, так сказатб. И вот, когда оставалось меньше месяца до выхода Persona 3 Reload (ремейка моей, скажу честно, самой нелюбимой части современной трилогии), я решил перепройти игру, с которой мой путь по серии и начался – Persona 5. Даже какое-то там ревью на PS3-версию ванильной Persona 5 существовало. Но на данный момент Persona 5 Royal вышла на несколько платформ (в том числе PC и Switch), так что… а, точно. Для тех, кто в танке: Persona 5 Royal – это улучшенная версия ванильной Persona 5 с новым контентом (а так называемая ремастер-версия ещё и сразу идёт с почти всеми DLC). Так вот, настало время ремастернуть старое ревью и высказать моё знатно настоявшееся мнение о данной игре. Поехали.
Начнём с сюжета, который стартует… внезапно, не сначала. В Токио орудуют некие Фантомные Воры Сердец. В неизвестном казино выделывается мувами их лидер — Джокер — который вместе с важным, по всей видимости, кейсом в обнимку отвлекает внимание охраны, пока остальные члены его группы отходят из здания.
Охрана ещё умеет превращаться в теней. Джокер легко разносит одного противника, но в какой-то момент его окружают. Из западни ему помогает выбраться некая красноволосая барышня (не являющаяся членом Воров), с которой наш подопечный уже, похоже, знаком. Вместе они побеждают всех врагов, после чего Джокер в одиночку сбегает из казино. Однако, снаружи он попадает во внезапную засаду полиции. Его арестовывают и перед этим сообщают, что один из Воров скрысил. На допросе с героем не церемонятся — накачивают наркотиками, избивают и заставляют расписаться за чистосердечное. На данном моменте игрок должен ввести имя героя: канонического варианта нет… сказал бы я, но функция смены языка в ремастер-версии Royal уже всё решила и героя зовут Рэн Амамия (данное имя до этого использовала только аниме-адаптация ванильной игры).
Далее появляется прокурор Саэ Ниджима, которая сама хочет допросить героя. Она просит Рэна начать его историю с самого начала, которое началось в апреле 20XX года (одна здешняя деталь при сравнении с годом действия Persona 4 намекает на 2016 год, но это не точно).
Итак, Рэн Амамия жил себе не тужил в своём Мухосранске (назовём так его родной город) и в одну прекрасную ночь наткнулся на пьяного мужика, который приставал к женщине. Рэн не смог остаться в стороне, легонько толкнул мужика, тот упал и поранился. Вот только мужик оказался со связями и полиция упаковала уже Рэна за якобы покушение. Суд постановил парню испытательный срок, в ходе которого Рэн должен один год прожить в Токио и не создавать больше никаких проблем. Из старшей школы Мухосранска его, естественно, исключили.
9 апреля. Рэн прибывает в район Йонген-Джайа (или Санген-Джайа в реальном Токио), кафе ЛеБлан, которым заведует Соджиро Сакура. Один из клиентов Соджиро знал родителей Рэна, и Соджиро неохотно согласился поселить Рэна на чердаке своего кафе на год его испытательного срока.
После уборки чердака Рэн ложится спать, но на его телефон настойчиво продолжает устанавливаться некое приложение — как бы протагонист его не удалял, оно всегда возвращается. Ночью Рэн просыпается в тюремной камере, за дверью которой находится Бархатная комната, заправляет которой Игорь с его двумя ассистентками. Игорь рассказывает про некое ожидающие парня «разрушение». Чтобы избежать его, надо пройти курс «реабилитации», на чём сон в общем-то и заканчивается.
10 апреля. Рэн вместе с Соджиро посещает академию Шуджин, в которой ему предстоит учиться. Там директор объясняет, что принял кого-то с судимостью лишь потому что «так сложились обстоятельства» и знакомит героя с его классруком — Садайо Каваками.
Тем временем, в подземке происходит трагедия, в которой поезд на полной скорости сходит с рельс, из-за чего Рэн и Соджиро возвращаются в ЛеБлан лишь к вечеру.
11 апреля. Первый день школы. На пути в школу Рэн попадает под дождь, встречает некую девушку, некого мужика, который приглашает эту самую девушку в свою машину, а затем и другого второгодку — Рюджи Сакамото, который недолюбливает того мужика, которым оказывается физкультурник Шуджина — Сугуру Камошида. Рэн и Рюджи отправляются в школу вместе, но вместо школы обнаруживают огромный замок.
Там их ловят странные рыцари, а затем ребята видят Камошиду — только в королевской робе и в розовых труселях. Камошида собирается казнить Рюджи, но Рэн пробуждает свою персону — Арсена, с помощью которого побеждает охранников, затем они вместе с Рюджи убегают. Среди пленников ребята находят не то монстра, не то кота, который зовёт себя Моргана. Парни открывают его камеру, а тот помогает уже им сбежать из замка.
Через пару дней Моргана появится в реальном мире в виде кота и расскажет героям, что замок Камошиды — это один из дворцов, олицетворяющий извращенные желания человека. Если проникнуть вглубь дворца и украсть его сокровище, то эти желания исчезнут. Однако, преступления останутся и под их тяжестью человек сам в них сознается. Чем не мотивация остановить Камошиду, который, как позже выяснится, оказался зачинщиком слухов о Рэне как о «переведённом ученике с судимостью». Вот собственно этим и будут заниматься будущие Фантомные Воры первые 10 часов игры.
Геймплей Persona 5 Royal можно разделить на две большие части – жизнь в реальном мире и приключения Фантомных Воров в альтернативном мире (далее – «исэкай»). Внутриигровой день Рэна делится на время после школы (дневное время в выходной день) и вечернее время. И в оба этих отрезка наш протагонист может заняться всем, чем хочет. А действий куча – после школы можно сходить в библиотеку и прочитать книгу, можно провести время с друзьями (остальные Воры и их союзники), можно устроиться на подработку, можно поесть в закусочной. Все эти действия пропускают время до вечера, в который можно еще чем-нибудь заняться: создать снаряжение для шастанья по дворцам (отмычки для запертых сундуков, например) или посмотреть телевизор, у которого есть DVD-приемник (диски арендуются в Шибуе, а с добавленным в Royal годовым членством аренда становится полностью бесплатной), также можно докупить игровую приставку и поиграть в игры (игры покупаются на пермамент в Акихабаре). Можно ещё провести время уже с другими… более сомнительными людьми, вроде гадалки или неравнодушной к алкоголю журналистки в Шинджуку, торговца [игрушечным] оружием из Шибуи и даже позвонить с телефона из ЛеБлан и вызвать туда горничную! Естественно, всех этих людей надо сначала найти. Заключив с персонажем «сделку», мы получим первый ранг из десяти у этого персонажа и узнаем, к какой высшей аркане таро он принадлежит.
Обязательно стоит упомянуть социальные статы героя – всего их пять и каждый имеет ранги с первого по пятый. От вышеперечисленных действий они качаются и определённый ранг каждого соц. стата необходим для части аркан (чтобы продолжить или вовсе начать их раскачивать).
Ещё арканы связаны с Бархатной комнатой Игоря и исэкаем. Главный герой круче остальных персонажей тем, что может владеть сразу несколькими персонами, а в Бархатной комнате проводить слияние персон, распылять их в обмен на скиллы или снаряжение и усиливать одну персону за счёт другой. От того, насколько прокачена аркана, зависит бонусный опыт при завершении слияния/усиления персон. Ускоряют раскачку арканы выбор правильного ответа и наличие у протагониста персоны данной арканы. Кроме того, на определенном ранге арканы вы получите новую пассивную способность, которая определённо облегчит Ваше пребывание в игре. На десятом ранге арканы вы сможете создать ультимативную персону для себя. Если же аркану качали у напарника, то у него на финальном ранге эволюционирует персона. Некоторые арканы, правда, качаются сами по сюжету. Напоследок, можно заромансить женского персонажа с арканой (за исключением пары штук).
Можно даже заромансить вообще всех, и дождаться Дня Валентина, игра этого не запрещает. В некоторые игровые дни, правда, игра идёт по основному сюжету, и никаких дополнительных действий вам не дадут – даже вечером, когда вроде бы и можно пойти погулять, Моргана сразу «YOU MUST BE TIRED. YOU SHOULD GO TO BED». И вот ещё одно улучшение Royal – там кошак гонит Рэна спать не так часто. Днём/после школы можно собрать сотоварищей на месте встречи и скоординировать свои действия в исэкае – обсудить ситуацию, посмотреть дополнительные квесты в Мементосе, отправиться в Мементос или во дворец, а также отправить визитную карточку Фантомных Воров цели, если путь к сокровищу был зачищен.
Наступила очередь исэкая, который, в свою очередь, делится на дворцы и Мементос. В дворце какого-нибудь нехорошего человека главной целью является его исследование, чтобы проложить путь к сокровищу хозяина. Большинство дворцов можно пройти за три игровых дня – зачистить путь к сокровищу, отправить карточку и украсть сокровище (последнее попытается предотвратить хозяин дворца в ходе битвы с боссом). Но иногда сюжет может остановить ваше исследование дворца и вернуть в реальный мир. Игрой постоянно выставляется дата, до которой необходимо зачистить путь к сокровищу и украсть его. Не уложитесь и получите так называемую концовку дэдлайна – всего их несколько, но все они одинаково приводят к аресту героя полицией. Теперь углубимся в само исследование и персонажей. По ходу исследования дворца придётся решать головоломки и можно открывать сундуки. Некоторое сундуки закрыты на замок. Вот тут и понадобится отмычка, которая ломается от вскрытия одного сундука (но есть и постоянная отмычка, вроде как тоже дебютировавшая в Royal). Пати может состоять максимум из четырёх персонажей. Лидера сменить нельзя – им всегда будет Джокер. Также он важен и в битве – если Джокер лишится всего своего ХП, то игра закончится и придётся возвращаться на последний сэйв (в начало битвы в случае большинства боссов). При исследовании дворца будут встречаться враги. Если враг заметит Джокера, то резко побежит на него, а уровень тревоги дворца поднимется. В ванильной игре на этом моменте стоит быть осторожнее, ведь если уровень тревоги станет 100%, то из дворца Вас выкинут (Royal это заменил просто увеличением числа врагов). При краже сокровища другой разговор – уровень тревоги сразу поднимется до максимума. Понизить уровень тревоги можно, атакуя врагов со спины или из укрытия, тогда первый ход будет у Воров, а после победы уровень тревоги понизится. Если же враг заметил вас и ударил первым, то и первый ход будет у врагов. Боёвка хоть изначально и должна была быть в реальном времени, но осталась пошаговой. У каждого персонажа в вашей пати есть показатели HP и SP. Атаковать можно оружием ближнего боя, огнестрельным оружием или магической способностью персоны.
Royal, кстати, сделал пушки более полезными, ведь патроны восстанавливаются в начале каждой битвы (чего в ванильной Persona 5 не было – там патроны выдавались на всю вылазку). Враги, как и персонажи, могут быть слабы к какой-либо другой стихии. Если персонаж нанёс урон, к которому враг слаб, то он получает дополнительный ход – 1 More – в который можно ударить другого врага по его слабости (за что получить ещё один 1 More, и так, пока не закончатся враги) или передать ход другому персонажу (в ванилле обязателен второй ранг арканы для большинства, но в Royal передача хода доступна у всех с самого начала). При передаче хода персонаж, принявший эстафету, становится сильнее на этот ход. Ещё дополнительные ходы дают критический и технический урон (последний происходит, если на врага был наложен отрицательный эффект вроде сна, забывчивости, головокружения и тому подобное). Только стоит помнить, что получать дополнительные ходы через специальный урон могут и враги, так что в бою желательно защищаться. Как только будут оглушены все враги, то наступит Hold Up, в ходе которого можно либо провести крупномасштабную атаку по всем врагам, либо поговорить с одним из них. Можно вымогать у врага деньги, предметы или его самого в качестве персоны для Джокера. Только для последнего надо правильно ответить на вопросы врага, учитывая его характер (который написан). После успешных переговоров остальные враги сбегут, а битва завершится. Royal добавил атаку под названием Showtime, в ходе которой два персонажа наносят огромный урон по врагу. Есть битвы с более крупными врагами (мини-боссы, фактически), с которыми придётся драться однозначно, а готовность к битве решать игроку. В битвах можно анализировать врагов – в анализе будут написаны способности врага и (если раскрыто) его слабости, сопротивляемости, блокируемые, отражаемые и поглощаемые виды урона. Если очередь за Джокером, то он может изменить тактику для сотоварищей. Можно также сбежать из битвы, но только если это не крупный враг или босс. Если у Вас есть соответствующая аркана, то можно менять персонажей прямо в бою. Лечебные предметы и оружие можно купить в реальном мире или найти в исэкае.
Мементос несколько отличается от дворцов. Он представляет из себя систему исэкай-подземки, в которой ходят тени. Мементос – это, можно сказать, дворец всего общества. Никакого уровня тревоги здесь нет. Тем не менее, если вы долго будете находится в Мементосе, то появится могущественный Жнец, победить которого на ранних этапах игры Вы вряд ли сможете. Враги в Мементосе по уровню привязаны к области – чем глубже вы спустились, тем сильнее враги. Карта Мементоса генерируется рандомно после каждой смены этажа, так что подъём и спуск, соединяющие этажи, всегда будут в разных местах. Здесь можно не только гриндить и искать сокровища, но и менять сердца более мелких хулиганов (посмотреть активных можно в меню сайд-квестов), чем шишки с дворцами. Достаточно победить их и сайд-квест будет выполнен. Что же ждёт героев в самой глуби Мементоса? Спойлер. Ну а вообще есть ещё Royal, добавивший нового персонажа – Жозе, который предлагает собирать для него цветы и марки. Жозе появляется на случайном этаже, кроме безопасных и последнего в области этажей. В обмен на цветы у него можно получить расходники. А вот в обмен на марки он сможет повлиять на Мементос, увеличив получаемые опыт, деньги и предметы. Цветы сбрасываются, когда игрок покидает Мементос.
Теперь же стоит пробежаться по ещё кое-каким фичам Persona 5 Royal, ведь именно из-за них я и считаю эту версию неоспоримым апгрейдом:
- Японскую озвучку возможно выбрать сразу, без необходимости её докачивать (как это было в ванильной P5, по крайней мере на PS3).
- Две новые арканы: Вера (Faith) и Советник (Councillor), их участие в основной игре, а аркана Правосудия (Justice) теперь не качается автоматически.
- Новая область в реальном мире: Кичиджоджи. Там есть дартс (качает передачу хода), бильярд (качает технический урон), джаз-клуб (качает статы персонажей и добавляет им новые скиллы) и ещё парочка полезных мест.
- Дополнительный месяц игры с новым дворцом, который по незнанию можно и вовсе не разблокировать. В общем, аркану Советника нужно докачать до ранга 9, 17 ноября – последний день, чтобы это сделать.
- Кроме дворцов, спринт теперь также работает в реальном мире и Мементосе.
- Мементос в целом стал гораздо более приятным, чем в ванилле. Кроме всего вышеперечисленного, теперь есть несколько музыкальных треков, а не один на весь Мементос.
- Система крафта теперь чётко показывает, сколько предметов игрок может сделать за раз, ну и вышеупомянутая постоянная отмычка.
- Логово Воров, которое существует на системном сэйве и позволяет слушать музыку, смотреть ролики, арты. Там даже есть своя система достижений, за выполнение которых игрок получает монеты, которые и нужны для разблокировки контента.
- Ремастер-версия Royal бегает в полностью стабильные 30 fps на Switch, 60 fps на PS5 и Xbox Series X|S, а на PC может и в 120 fps.
- Ремастер-версия сразу включает почти все DLC из PS4-версии.
Есть и недостатки. Для начала, сюжет неидеален. Моя самая крупная претензия к нему состоит в том, что сразу после лучшей арки Persona 5 начинается худшая арка. Серьёзно, убрать из сюжета Хару, и игра ничего от этого не потеряет. Ещё персонажи не такие сплочённые как в той же Persona 4 – Фантомные Воры являются друзьями только из-за того, что подружились сначала с Рэном. Зато переписываются они в своей этой конфе настолько часто, что начинаешь подозревать игру в искусственном растягивании продолжительности, которая вместе с добавленным в Royal месяцем превышает 100 часов!
И всё же, нравится мне Persona 5 (иначе я бы не прошёл игру трижды: ваниллу на PS3, Royal на PC и Switch), особенно, конечно же, Royal. Нравится за стильный и яркий визуал, за классный джазовый саундтрек, за озвучку (разумеется, речь о японской озвучке. Английская хоть и не режет уши, но всё равно ломает к чертям иммерсию в игре, местом действия которой является, блин, Япония). Даже сюжет и персонажей я однозначно предпочту оным из Persona 3.
Таким образом, итог: если Вам нужна входная точка в жанр JPRG, то я настоятельно рекомендую именно Persona 5 Royal. Ну а если с жанром Вы уже знакомы, то всё равно сыграйте.