Под, может быть, непонятным термином ревитализация кроется не просто реконструкция и реставрация. В корне слова - латинское “вита”, то есть жизнь, а с приставкой “ре”, по аналогии с реанимацией, мы получаем значение “возвращение к жизни”. Обычно такой термин относительно архитектуры или городской среды применяют к заводам и промышленным зонам, которые в прошлом из-за своего назначения были выключены из городского пространства. В нынешнее время из-за прекратившего по разным причинам своё существование производства, эти зоны оказываются либо разобранными арендаторами и доживают свои дни, либо просто оказываются заброшенными и также доживают свои дни, превращаясь в так называемый “ржавый пояс”. Проекты ревитализации направлены как раз не просто на реставрацию, а на возвращение территорий городу и наполнению их новыми функциями - от коммерции до жилья и арт-кластеров.
Сегодня расскажем об ещё одном таком бывшем заводе - керамико-плиточном заводе Власовых из Москвы. Предприятие это для истории столицы знаковое - тут выпускалась майоликовая плитка, которой были отделаны первые станции московского метрополитена. В 10-х годах этого века на заводе была проведена… как бы это мягче выразиться… реконструкция, и это была типичная реконструкция тех лет в стиле “евроремонт”. И если ремонт там был, то вот “евро” даже и не пахло. Многие здания были закрыты сайдингом, и многослойная разновременная архитектура постройки под ним просто потерялась.Внутренний двор использовался для технических нужд, имел всего один въезд, и был максимально загажен.
Новая история у здания началась в 2021 году, когда, собственно, и был составлен проект возвращения территории в городскую ткань, и возвращения жизни в сами корпуса бывшего завода. Однозначный плюс - ликвидация наружных коммуникаций, которые шли прямо по фасадам, снятие сайдинга. Местами переложили кирпичную кладку, а у некоторых зданий восстановили оригинальные фасады - по сохранившимся чертежам. На фасадах, выходящих на Холодильный переулок, восстановили керамику, а на смену утраченным изразцам были заказаны новые. Новыми методами сохранили и старую историю, ведь она - не только кирпичи и стены, но и дух места. По архивным чертежам с помощью зеркальных панелей на стены были “спроецированы” разрезы печей для обжига в масштабе 1 к 1.
Торжественное открытие восстановленной оригинальной вывески завода было отдельным большим событием. Майолику авторства известного мастера Алексея Филиппова (его работы можно увидеть на доме Перцовой на Пречистенской набережной, на «Доме со зверями» на Чистопрудном бульваре, а также на станциях метро «Комсомольская» и «Киевская») удалось вернуть к жизни усилиями активистов проекта Remember Moscow при финансовом участии Артемия Лебедева. Впрочем, не уверен, что последний не использовал этот повод для очередного самопиара. И вообще, хотя также не уверен, что кандидатура Лебедева не была назначена сверху в качестве карманного хипстера.
Фасады остальных корпусов отделали панелями из стеклофибробетона, рисунок которых повторяет узоры керамики, выпускаемой заводом Власовых в его лучшие времена. При этом именно керамический кирпич выбран неслучайно: во время замены и прокладки подземных коммуникаций именно он был обнаружен в большом количестве. Найденные образцы были явно изготовлены не только в России, но большинство из них не удалось идентифицировать даже экспертам в истории кирпича. Но ревитализация, реновация (на этом слове верные собянинцы вздрогнули) - это не всё. Как ни крути, территория была заводом, и нужны новые общественные пространства. Для этого в 2 уровня возвели новый объект, вписав его в существующую архитектуру.
Оказывается, реставрировать с душой и вкусом тоже можно. Правда, нужно очень захотеть
Напоминаем вам, что вы можете поддержать наш канад на Бусти
Дорогие друзья! Наш канал проводит исследование по средствам индивидуальной мобильности, которые стали новой транспортной реальностью наших городов. Мнения о них порой полярны, поэтому мы просим вас помочь нам и пройти опрос