Вот какую дворянскую усадьбу ни возьми, все с трудной судьбой. Понятно, что у всей нашей страны судьба была трудная. И все же. Вот и Дубровицы — те, что в одноимённом посёлке на берегу рек Пахры и Десны. Стоит усадьба в сорока километрах от Москвы в сторону Подольска. Ее еще называют Голицынской по фамилии бывших владельцев. Гораздо больше чем сама усадьба, там знаменита уникальная Знаменская церковь.
В начале семнадцатого века году это была боярская вотчина. Владельцем был боярин Иван Морозов, он возглавлял в то время Владимирский судный приказ. Приказом тогда называли ведомство. В данном случае – суд. А в 1688 году владельцем этого хозяйства стал сподвижник царя Петра Алексеевича - князь Голицын. Он и организовал строительство нового каменного храма в Дубровицах, а существующую деревянную Ильинскую церковь перенесли в соседнюю деревню Лемешево. Вот времена были, тут шкаф в другой угол годами передвинуть собираешься, а они церковь...
Новый храм по одной версии пригласили строить архитектора-итальянца, по другой, больше похожей на правду, церковь возвели по проекту шведского архитектора Никодемуса Тессина Младшего. Сторонники этой версии считают, что часть декоративных деталей в проекте соотносится с арсеналом изобразительных средств Тессина - люкарны над фасадными долями, типичные для шведского барокко, а так же - мелкий руст, известный Тессину после его прохождения учебы в Италии. Строили храм из местного камня, добытого в Подольских каменоломнях. Он получился больше похожим на резную башню с куполом в виде короны.
Сам царь нередко приезжал на строительство и в 1697 году храм был достроен. Получился он настолько необычным, что патриарх Адриан отказался освящать храм, поскольку он слишком сильно смахивал на католический, являясь образцом зрелого южно-германского барокко с его тяжёлой пышностью декоративных форм. Правда, в эти годы патриарх был сильно болен и парализован, вероятно причина на самом деле в этом. И только в 1704 году в присутствии Петра I, храм был освящён митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном Яворским и получил наименование Знаменской церкви.
Во время Великой Отечественной Войны храм подвергался нешуточной опасности и был спасен почти чудом - в 1941 году во время наступления немцев на Москву его заминировали как стратегический объект. Видимо, имелось ввиду, что это башня на господствующей высоте, другой его «стратегической» значимости не просматривается. Но гитлеровцы были остановлены на подступах к столице и приказ о подрыве храма так и не поступил.
Сейчас - церковь Знамения Пресвятой Богородицы — приходской православный храм в посёлке Дубровицы. Главный престол храма освящён в честь древненовгородской иконы Знамение Божией Матери.
А еще в 2022 году на территории Знаменской церкви возвели храм-колокольню мучеников Адриана и Наталии. Его нынешний вид максимально приближен к колокольне, которая стояла когда-то южнее Знаменской церкви. И 8 ноября 2022 года Святейший Патриарх Кирилл его освятил.
Так вот, о самой усадьбе и многочисленных поворотах судьбы ее разных владельцев.
Первым владельцем, как уже упоминалось, был Иван Васильевич Морозов – представитель старейшего боярского рода. При нем был построен первый усадебный дом и деревянная церковь Ильи Пророка, которая была потом разобрана перенесена в Лемешево.
К Голицыным усадьба перешла вместе с дочкой боярина - Аксиньей, которая вышла замуж за князя Ивана Андреевича Голицына.
Род Голицыных, брал начало еще от Гедиминовичей и он принес России настоящее поколение первых русских западников. Уж не знаю, в нынешних реалиях, хорошо это или плохо. Они были одними из самых образованных людей своего времени, приверженцами реформ, религиозной свободы и даже освобождения крестьян! Ну, по-крайней мере, некоторые из них. А Борис Голицин вообще стал воспитателем и преданным спутником Петра, познакомил Петра с Лефортом и заодно приучил царя к пьянству.
После Голицыных усадьбой владел Григорий Потёмкин, впоследствии продавший ее Екатерине II. Любившая людей и особенно некоторых ее представителей императрица подарила Дубровицы своему тогдашнему фавориту - графу Александру Дмитриеву-Мамонову. Александр был весьма неглуп, имел прекрасное образование и что нетипично – скромен, своим влиянием на императрицу никогда не пользовался. Знал несколько иностранных языков, писал пьесы для эрмитажного театра. Все так бы и шло ко всеобщему удовлетворению, но случилась беда - Мамонов влюбился во фрейлину императрицы. «Матушка» прознала и люто отомстила – поженила молодых и отправила с глаз долой, в Дубровицы.
Во время войны 1812 года в усадьбе хозяйничали французы и останавливались русские части — участники Тарутинского манёвра. Пока наследник графа воевал на других участках той войны.
После возвращения жил он там уединенно, дворец перестроил в классическом стиле, к торцам дома пристроил белокаменные крыльца с полукруглыми лестницами, создал Гербовый зал с фамильными гербами владельцев и гербами неизвестного происхождения, вероятно связанными с тайным обществом «Орден русских рыцарей», созданным Мамоновым.
Мужчина он был беспокойный с элементами бунтарства, в 1820-х годах сильно поссорился с московским генерал-губернатором Дмитрием Голицыным, а в 1825 году отказался присягать новому государю Николаю I. Как и следовало ожидать, в результате Дмитриева-Мамонова арестовывают, отвозят в Москву, обследуют и признают недееспособным. Во как! Карательная психиатрия и тогда оказывается была! Свой век Мамонов доживает в Москве на Мамоновой даче. Скончался он в 1863 году от обширных ожогов, после того как на нем загорелась облитая одеколоном рубаха. Но, что примечательно, имущество его изъято не было, частную собственность в те времена уважали крепко, она была просто «заморожена», как наши золотовалютные резервы в зарубежных банках.
После смерти Матвея Дмитриева-Мамонова между наследниками состоялась неслабая битва за его наследство по результатам которой в 1864 году, усадьба вернулась к роду Голицыных и досталась Сергею Михайловичу Голицыну. Во владении этого примечательного рода и оставалась до революции. Уф!!!
В 1917 году в Дубровицах, открылся музей дворянского быта и содержался он поначалу за счет бывших владельцев усадьбы. Потом видимо что-то пошло не так и вот это уже "Дубровицкий художественно-бытовой музей", а всё наиболее ценное и интересное разлетелось по разным хранилищам, до Саратовского музея имени А. Н. Радищева включительно, видимо в этом им было не место.
В советское время здесь располагалось сельскохозяйственное училище, детдом, лаборатория по электрификации сельского хозяйства, школа по подготовке руководящих кадров колхозов (и такая оказывается была), школа саперов, штаб авиационной части (в ней, кстати, служил Виктор Талалихин) и наконец с 1947 года — институт кормления сельскохозяйственных животных со временем трансформировавшийся во Всесоюзный институт животноводства. Ныне, если быть точным, внутри главного дома усадьбы располагаются подразделения Федерального научного центра животноводства — ВИЖ имени академика Льва Эрнста. Рано «уф» сказал… - до 2019 года в главном доме усадьбы еще находился ЗАГС Подольского района…
И все же, с 1960 года усадьба Дубровицы и храм Знамения - памятники архитектуры и под охраной государства.
Максимально близкий исторический облик усадьбе вернули в результате реконструкции, которая прошла в конце шестидесятых годов. Для этого использовались старинные планы и фотографии, но все же теперешний вид не соответствует ни одному историческому периоду усадьбы. Хотя большинство усадебных зданий сохранилось - главный дом с крытыми боковыми верандами, флигели середины восемнадцатого века, конный двор, бывшая оранжерея и службы. Очень интересны ворота конного двора, исполненные в мотивах псевдоготики. А еще, здесь удивительный дух времени - по этим берегам гуляла Екатерина II, а некоторые деревья посадил сам Петр Алексеевич. Этого духа ни один ЗАГС не вытравит.
Всем приятных прогулок. Все фото мои. Спасибо за лайки и не забывайте подписываться, так мне будет легче рассказать вам что-нибудь новое и интересное.