«Мы призываем к борьбе с «чуковщиной». Резолюцию общего собрания родителей Кремлевского детсада опубликовал 95 лет назад в апрельском номере (1929) журнал «Дошкольное воспитание». В статье говорилось:
«Общее собрание родителей Кремлевского детсада в количестве 49 человек (22 рабочих, 9 красноармейцев, 18 служащих), заслушав и обсудив доклад о том, «какая книга нужна дошкольнику», считает необходимым привлечь внимание советской общественности к тому направлению в детской литературе, которое стало известно под общим названием «Чуковщина»...
Как выяснилось, Чуковского читают своим детям и часть наших родителей. Наш советский детсад ведет упорную борьбу за идеологию, новый быт ребенка, и в этой борьбе книга является одним из наиболее ценных и важных средств воспитания ребенка. Это хорошо учитывают наши враги, стремящиеся тоже через книгу вырвать у нас ребенка, подчинить его своему влиянию. Чуковский и его единомышленники дали много детских книг, но мы за 11 лет не знаем у них ни одной современной книги, в их книгах не затронуто ни одной детской темы, ни одна их книга не будит в ребенке социальных чувств, коллективных устремлений. Наоборот, у Чуковского и его соратников мы знаем книги, развивающие суеверие и страхи («Бармалей», «Мойдодыр», «Чудо-дерево»), восхваляющие мещанство и кулацкое накопление («Муха-цокотуха», «Домок»), дающие неправильное представление о мире животных и насекомых («Крокодил» и «Тараканище»)...
В переживаемый страной момент обострения классовой борьбы.., мы, родители Кремлевского детсада, постановили: не читать детям этих книг, протестовать в печати против издания книг авторов этого направления, предложить изъять их из продажи.., усилить работу по выдвижению и подготовке соответствующих товарищей из среды пролетарских писателей, которые взяли бы в свои руки создание детской книги, соответствующей всей системе нашего воспитания, книги, которая бы... дала надлежащее классовое направление всему ходу их мыслей...».
Это было не первая и не последняя статья, громящая творчество Корнея Ивановича. Н.К. Крупская называла его «Крокодила» «буржуазной мутью», Ксения Свердлова все творчество Чуковского охарактеризовала «затхлым, как из погреба».
Книги Корнея Ивановича перестали издавать. В 1950-е годы Чуковский повесил в своем переделкинском доме увеличенные, застекленные, окантованные отпечатки этих статей.
* * *
Автор благодарит за благожелательное отношение, лайки, подписку или маленький комментарий, это можно делать всем. Что позволяет лучше ориентироваться в ваших вкусах и пристрастиях.