Найти тему
Александр Дедушка

Почему болезни – это милосердие Господне? (по св. Серафиму Саровскому)

Св. Серафим Саровский на одре болезни
Св. Серафим Саровский на одре болезни

Мы считаем себя христианами? А между тем есть доказательство, что мы язычники.

Никто не любит болеть, все стремятся быть здоровым. Это кажется некой абсолютно непререкаемой константой…А между тем, именно на этом тезисе хорошо видно отличие чисто языческого мировоззрения от христианского.

В язычестве все сводится к здешнему существованию – это главная «явь», главная реальность, вокруг которой и клубятся все человеческие помышления.

И здоровье в этой парадигме главная ценность. И соответственно болезни – как главные (после смерти) враги, которые тебя этой ценности лишают.

Однако же настоящие христиане совсем по-другому смотрят на болезни. Давайте присмотримся, как о них рассуждал св. Серафим Саровский:

«Тело есть раб души, душа – царица, а потому сие есть милосердие Господне, когда тело изнуряется болезнями; ибо от сего ослабевают страсти, и человек приходит в себя; и самая болезнь телесная рождается иногда от страстей».

Вот так. Болезни – это милосердие Господне… По двум главным причинам. Они:

- ослабевают страсти;
- приводят человека в себя.

Разве любой из нас не испытывал этого? Испытывал практически во время каждой болезни, но почему-то никогда не ставил этого болезням в положительный духовный зачем.

Почему? Да потому что мы с вами язычники. И жить по своим страстям – и есть наша самая милая нам жизнь… Увы!..

Но пойдем дальше.

«Отними грех и болезней не будет; ибо они бывают в нас от греха, как сие утверждает св. Василий Великий; откуда недуги? Откуда повреждения телесные? Господь создал тело, а не недуг; душу, а не грех. Чего же паче всего полезно и нужно? Соединение с Богом и общение с Ним посредством любви. Теряя любовь сию, мы отпадаем от Него, а отпадая подвергаемся различным и многообразным недугам».

И эти самые недуги как раз и есть средство, которое использует Бог для возвращения нас к нему. Это как яды ядовитых змей используют в благих целях для защиты от того же яда.

Но – увы! – мы этого принять не хотим. Нам подавай здоровую жизнь здесь на земле, а не общение с Богом в любви.

Это все для нас – пустые слова. Не любовь Божья нам нужна, нам нужны многочисленные «любови» земные, то бишь, наши страсти, полноценно следовать которым немыслимо без полноценного здоровья.

«Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более».

А есть ли среди нас хоть один такой? Кто не просто терпит болезнь, а еще и благодарит Бога за нее?

Увы! Увы! Увы! Увы!..

Какой там подвиг!?.. Нам наши болезни пойдут в еще большее осуждение!

Мы не просто не благодарим, мы едва удерживаемся от ропота, а то и от проклятий. И кто мы после этого?

Но дальше у батюшки Серафима еще один пример, который так хорошо оттеняет и буквально тычет нам в нос наше язычество:

«Один старец, страдавший водяною болезнью, говорил братьям, которые приходили к нему с желанием лечить его: отцы, молитесь, чтобы не подвергся подобной болезни мой внутренний человек; а что касается до настоящей болезни, то я прошу Бога о том, чтобы Он не вдруг освободил меня от нее, ибо поколику внешний наш человек тлеет, потолику внутренний обновляется (2 Кор. 4.16).

Ну что – хоть один из нас так вел себя в любой из наших болезней? Просил ли кто-нибудь Бога, чтобы он не сразу его излечивал?.. Потому что это так полезно для души?..

То-то же. Нам, язычникам, такое даже в голову не могло прийти? Разве что в виде бреда сумасшедшего.

Поэтому и заключительные слова св. Серафима точно не для нас:

«Буде Господу Богу угодно будет, чтобы человек испытал на себе болезни, то Он же подаст ему и силу терпения.

Итак пусть будут болезни не от нас самих, но от Бога».

Увы – все наши болезни от нас самих. И Бог не будет нам давать силу их терпеть, потому что мы сами их вызвали своими страстями.

Почему? Да просто потому что мы с вами язычники.

У кого-то есть в этом сомнение?