Я часто сталкиваюсь с ситуациями, когда первоклашки проводят по 2-3 часа за уроками. Родители искренне недоумевают, отчего ребенок не успевает делать домашние задания за отведенное время, и терпеливо караулят его за письменным столом до последних букв и цифр в тетрадях.
Дорогие мамы и папы! Если в первом классе на выполнение домашних заданий уходит более 30-45 минут, то очевидно, что учитель не справляется со своими обязанностями. В начальной школе весь учебный материал должен объясняться на уроке максимально доступно. Домашняя работа может лишь закрепить усвоенный материал.
Недавно в мою практику попала семилетняя Даша, которая каждый день проводила над тетрадками по 2,5 часа! У девочки начались проблемы со здоровьем: головные боли, нарушение сна, резкое повышение тревожности. Я была шокирована таким чудовищным перенапряжением организма столь юного ребенка.
В ходе консультаций выяснилось, что учительница класса, в котором училась Даша, элементарно халтурила на уроках. Вместо доходчивого изложения теории, разбора примеров и задач, она просто раздавала первоклашкам безумные по объему домашние задания. При этом индивидуальному подходу на своих уроках педагог явно предпочитала общее самоустранение.
Постепенно мы смогли добиться перевода Даши к другому преподавателю, после чего времени на выполнение домашки стало хватать с лихвой. Педагог призван помогать ребенку в освоении школьной программы, а не перекладывать на него всю полноту своих обязанностей.
Хочу обратить внимание родителей на то, что занятия первоклассников должны выстраиваться в соответствии с санитарными нормами и возрастными возможностями. По правилам СанПиНа плотность учебной работы на уроках в первом классе должна составлять 50-80% от общей его продолжительности. То есть первоклашки физиологически способны активно работать только 20-25 минут из 40-минутного урока. Остальное время занятий отводится на проведение физкультминуток, релаксационные паузы, игровые формы обучения.
Также следует помнить, что нельзя перегружать маленьких учеников домашними заданиями сверх нормы. В первом классе разумный объем домашней работы не должен превышать 1 часа в день. При этом львиная доля заданий относится к повторению и отработке изученного материала. Ни в коем случае не стоит оставлять первокласснику "долги" на следующий день, если он не успел что-то доделать дома. Ребенок просто физически не готов к таким нагрузкам.
Если вы замечаете, что учитель начальных классов систематически перегружает детей, в первую очередь следует вступить с ним в диалог. Попробуйте деликатно, но настойчиво обратить внимание на проблему, приведите конкретные примеры завышенных домашних заданий и непосильных нагрузок. При отсутствии взаимопонимания с учителем рекомендую обратиться к школьной администрации. А в самых тяжелых случаях можно привлечь к решению вопроса представителей родительских комитетов, департаментов образования и прокуратуры. За систематическое нарушение СанПиНов педагогу грозит серьезное наказание.
В заключение хочу еще раз акцентировать ваше внимание - если первоклассник тратит на домашние задания больше 45 минут, значит учитель явно перекладывает на детей львиную долю своих профессиональных обязанностей. А это недопустимо и может нанести серьезный вред здоровью ребенка. Будьте бдительны и не позволяйте перегружать своих малышей! Чадо должно успевать и отдыхать, и гулять, и общаться - ведь это неотъемлемая часть его счастливого детства.